АЛТАЙСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 13:14, 12 января 2013; 1407 (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Сотрудники Алтайской миссии. 1880 г.
Сотрудники Алтайской миссии. 1880 г.

АЛТАЙСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ, основана в 1830 выдающимся миссионером прп. Макарием (Глухаревым). Благодаря его деят-ти она получила наибольшую известность среди духов. миссий РПЦ, действовавших на тер. России в XIX – нач. XX в. С сер. XVIII в. миссионер. деят-ть среди корен. населения Сибири стала сокращаться. В 1828 в Свят. Синоде созрело решение учредить миссии в тех пределах, где проживает корен. нерус. население. Указом Свят. Синода от 24 дек. 1828 архиепископу Тобольскому и Сибирскому Евгению (Казанцеву) предписывалось восстановить в Сибири должность инородческих миссионеров, упраздненную в 1799. В 1829 архим. Макарий Глухарев прибыл в Тобольск в распоряжение архиеп. Евгения и на протяжении 10 мес. занимался подготовкой помощников, оформлением необходимых документов и выбором места своего миссионер. служения. В помощники себе он избрал 2 семинаристов.

Архим. Макарий составил правила, определявшие взаимные отношения миссионеров, в основе к-рых лежали традиции иноческого общежития и старчества, признание начальника миссии наставником в духов. жизни. При выборе места миссионер. служения архиеп. Евгений обратил внимание о. Макария на Бийский окр. Томской губ., где кочевали калмыки. Архим. Макарий согласился начать там миссионер. деят-ть. До учреждения Томской епархии (1834) Бийский и Кузнецкий окр. Томской губ., на к-рые распространялась деят-ть А. д. м., входили в состав Тобольской епархии. С 1834 А. д. м. перешла под упр-ние Томских архиереев.

3 авг. 1830 миссия оставила Тобольск и в нач. сент. прибыла в с. Улала (ныне – Горно-Алтайск). 7 сент. 1830 прп. Макарий крестил в Улале молодого алтайца Элеску. Этот день алт. миссионеры считали днем рождения А. д. м. К 1834 большая часть улалинцев приняла крещение. Село Улала стало центр. станом А. д. м.

В нач. деят-ти миссии о. Макарий остался один с 70-летним старцем Петром Лисицыным. Через неск. лет у прп. Макария появились новые сподвижники: иеромонахи Анастасий и Парфений, священники Алексий Ионин, Алексий Глухарев (брат о. Макария), Василий Весский, Стефан Ландышев, воспитанники духовных училищ М. Негрицкий и Т. Экзерцев, студент ветеринар. отд-ния Московской медико-хирургической академии А. Левицкий (впоследствии игум. Акакий), дьячок П. Тарбаев, отставной солдат А. Орлов, крестьянин Ф. Гилев, П. Ландышева (мачеха о. Стефана Ландышева) и София де Вальмон. Кроме обучения основам веры, они учили и лечили новокрещеных алтайцев и их детей, приобщали их к огородничеству, пекли хлеб, помогали хоз. обустройству.

Архим. Макарий проводил с новокрещеными внебогослужеб. собеседования и учил их петь духов. песнопения из составленного им сб. «Лепта». Изучив диалекты жителей Гор. Алтая, архим. Макарий создал алт. азбуку, перевел для алтайцев почти все Евангелие, избранные места из Деяний св. апостолов, Первое послание Иоанна Богослова, мн. псалмы, историю прав. Иосифа, др. избранные места из книг Ветхого Завета, краткий Катехизис, 10 заповедей с изъяснением, составил краткую Священную историю и вопросы на исповеди. Огромную помощь в переводах прп. Макарию оказал юноша телеут Михаил Чевалков, ставший впоследствии первым священником из алтайцев и известным алт. писателем. Понимая, что перевести всю Библию на алт. яз. в краткое время не удастся, в 1841 архим. Макарий составил на рус. яз. извлечения из Священного Писания, назвав их «Алфавитом Библии». Его публикация на рус. яз. открывала путь для издания на алт. яз. Но в 1840-е гг. Свят. Синод не приветствовал переводы Библии на рус. яз. Рукопись «Алфавита Библии» получила отрицат. отзыв бывш. ректора С.-Петербургской духовной академии епископа Винницкого Афанасия (Дроздова), вследствие чего «Алфавит» отправили в архив. Нач. книгопечатания на алт. яз. задержалось до сер. 1860-х гг.

До приезда на Алтай архим. Макарий прошел в Екатеринославе школу старческого рук-ва у старца Ливерия, а также у старцев Глинской пустыни. Одним из основных в миссионерском служении архим. Макарий считал принцип, соответствовавший учению апостола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 22). Для этого потребовалась огромная самоотверженность. Алт. миссионеры жили жизнью просвещаемых ими народов, говорили на их языке, знали их нужды, во всем помогали им. Направлениями деят-ти А. д. м. стали: проповедь Евангелия и совершение церк. служб на алт. яз. (для этого архим. Макарий ставил задачу постоянно развивать переводческое и издат. дело); устройство по всем станам школ и б-к и через обучение грамоте – обучение новокрещеных церк. жизни; всесторонняя помощь новокрещеным, в особенности бедным и больным, забота о хлебе насущном для своей паствы. Нек-рые селения (напр., с. Абай) образовались как селения новокрещеных алтайцев. Здесь первой заботой миссионеров (особенно в 1840–50-е гг.) было стр-во новых домов для семей новокрещеных, приобретение в их хоз-ва скотины, с.-х. орудий. Все окружающие привлекались к миссионер. работе.

За 13 лет и 8 мес. рук-ва миссией прп. Макарием крещены 675 взрослых алтайцев и более 700 детей. Заложив основание миссионер. дела на Алтае, архим. Макарий из-за болезни по собств. прошению уволился за штат и в 1844 выехал из Улалы. Преемником прп. Макария в рук-ве А. д. м. стал его ближайший помощник – прот. Стефан Ландышев (1844–65). При нем заметно увеличился штат миссии. В 1858 в ней трудилось уже 18 священников, 12 монахов и 4 псаломщика. За 21 год упр-ния миссией прот. Стефаном св. крещение приняли более 2,9 тыс. чел., открыты 2 новых миссионер. стана, в 6 алт. поселениях устроены церкви и молитвен. дома, в Мыютинском, Макарьевском, Черно-Ануйском, Кузедеевском, Урсульском, Чемальском и Кебезенском станах открыты миссионер. школы. Прот. Стефан положил нач. устроению на Алтае миссионер. монастырей. В 1863 учреждена Улалинская жен. община новокрещеных, обращенная в 1881 в Улалинский Николаевский жен. мон-рь. В 1864 в с. Чулышман основан Благовещенский мон-рь. Позднее при обоих монастырях и при Чемальской жен. общине (учрежд. в 1911) созданы приюты для детей-сирот. В 1863 прот. Стефан получил разрешение готовить новокрещеных для церковнослужения, т. е. для алтайцев и шорцев стало возможным вступление в духовное сословие. К 1865 была переведена и напечатана на алт. яз. Литургия свт. Иоанна Златоуста; Синод разрешил совершать богослужение на алт. яз.

Время кон. 1850-х – нач. 1860-х гг. было трудным для А. д. м.: миссионеров обвиняли в насильственном крещении инородцев и преследовали судеб. тяжбами. В 1865 Синод назначил нового начальника миссии – архим. Владимира Петрова, к-рый сумел не только оправдать миссионеров, но и предпринял актив. деят-ть по дальнейшему развитию миссии. Под его рук-вом к сер. 1880-х гг. миссия достигла своего расцвета: открывались новые станы, получившие наименование «отделения миссии», увеличивалось число священников-миссионеров и др. сотрудников миссии. К 1879 в 10 отд-ниях миссии насчитывалось 28 церквей и молитвен. домов. Кроме начальника А. д. м., миссионер. труды несли 12 миссионеров (1 игумен, 1 протоиерей, 3 иеромонаха и 7 священников), 2 диакона и 25 сотрудников миссии, состоявших в звании причетников, переводчиков (толмачей) и учителей миссионер. школ. В 1882 Киргизское отд-ние А. д. м. стало самостоят. Киргизской миссией. Согласно отчету обер-прокурора Синода, трудами алт. миссионеров и нек-рых приходских священников в 1879 крещение получили 313 язычников и 23 магометанина. В 13 миссионер. школах обучалось 310 чел. (200 мальчиков и 110 девочек). Особое место занимало Центральное миссионерское училище в Улале. В 1879 в нем воспитывалось 18 мальчиков, к-рые изучали общеобразоват. и церк. дисциплины, обучались ремеслам.

В 1860–80-х гг. активно переводились книги на алт., шорский и киргиз. яз., создавались ориг. сочинения миссионеров на этих языках. Ряд книг на алт. и шорском яз. был опубликован в Казани с помощью переводческой комиссии свт. Гурия Казанского братства при участии Н.И. Ильминского: «Грамматика алтайского языка» (1869), «Алтайский букварь» (1882), «Шорский букварь» (1885), «Жития святых» (4 вып., 1882–84) и др. С кон. 1880-х гг. книги на алт. яз. печатались в Томске и Бийске. В 1876 под рук. архим. Владимира создана переводческая комиссия А. д. м. Наибольший вклад в переводческую деят-ть миссии внесли прот. Василий Вербицкий, иером., впоследствии митрополит Московский, свт. Макарий (Невский) и прот. Михаил Чевалков. Благодаря трудам миссионеров сформировался алт. лит. яз., что, в свою очередь, стало решающим фактором консолидации тюркоязыч. народностей Алтая в единый алт. народ.

В 1875 в Улале открывается миссионер. больница, при ней – аптека; в 1877 создано приходское попечительство для помощи бедным. Впоследствии такие попечительства создавались и в др. отд-ниях миссии. В 1880 архим. Владимир возведен в сан епископа Бийского, викария Томской епархии, с сохранением упр-ния А. д. м. Преемником еп. Владимира на посту начальника миссии стал епископ Бийский свт. Макарий (Нев-ский; 1884–91) – «второй Макарий», как звали его новокрещеные алтайцы. Он поступил в А. д. м. в 1855, трудился в миссии 36 лет и прошел все ступени миссионер. служения – от учителя миссионер. школы до начальника миссии. После перевода на Томскую (1891), а затем на Московскую (1912) кафедры он не оставлял попечения о миссии и был ее духовным руководителем. Еп. Макарию принадлежит особая заслуга в создании большого числа миссионер. школ и в деле издания книг на алт. яз. В 1920 по предложению Свят. Патр. Тихона ему пожизненно присвоен титул митрополита Алтайского.

После свт. Макария А. д. м. руководили Бийские епископы. В это время трудились выдающиеся миссионеры-подвижники протоиереи Арсений Ивановский, Василий Постников, Гавриил Оттыгашев и др. С 1904 миссия противостояла распространению бурханизма – алт. формы ламаизма. К 1917 А. д. м. имела 31 миссионер. отд-ние, охватывавшее 434 селения с числом крещеных алтайцев и шорцев 46 729 чел. В состав миссии входили 3 миссионер. монастыря: Улалинский Николаевский жен., Чулышманский Благовещенский муж., Бийский Тихвинский жен. (учрежд. как община в 1897, с 1900 – мон-рь) – и 2 миссионер. иноческие общины: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Чемале (учрежд. в 1911) и Матурская в честь Иверской иконы Божией Матери (учрежд. в 1913). К этому времени в 84 школах обучалось 3 297 чел. (2 071 мальчик и 1 226 девочек, из них детей корен. жителей – 971 мальчик и 363 девочки). За время существования с 1830 до 1917 А. д. м. взрастила целую плеяду миссионеров, к-рых в дорев. лит. именовали «апостолами Алтая».

Летом 1917 распоряжением Временного пр-ва школы и школ. б-ки на волне рев. преобразований были отобраны у миссии и переданы в ведение Мин-ва народного просвещения. После этого большинство школ прекратило свое существование. С установлением в 1920 на Алтае сов. власти централизов. упр-ние А. д. м. оказалось нарушено. В 1920–30-х гг. все миссионер. станы, монастыри, часовни и др. учреждения миссии закрыли.

Возрождение миссионер. деят-ти среди алтайцев и шорцев началось в кон. 1980-х гг. – в период празднования 1000-летия Крещения Руси. Один за другим стали возрождаться правосл. приходы в тех городах и поселках, где ранее находились центры отд-ний или станы А. д. м. В кон. 2005 в Горно-Алтайском благочинническом окр. Барнаульской епархии (образован в 1994) открыты 26 приходов (включая 4 приписных), в 13 из к-рых имеются миссионер. станы. В благочинническом окр. служат 14 священнослужителей. Центр благочиния – Горно-Алтайск, где находится 1-й возрожденный в 1988 в Горн. Алтае правосл. приход, бывший единств. до учреждения Барнаульской епархии. Настоятелем храма в честь Преображения Господня (освящен 18 авг. 1991) является прот. Ростислав Киращук. В Респ. Алтай – 17 храмов, из них 10 действующих и 7 строящихся или восстанавливающихся.

В 1998 в благочинническом окр. восстановлен обычай алт. миссионеров 1 февр. каждого года, в день памяти прп. Макария Великого, собираться на братский съезд. Богослужение на алт. яз. возродил алтаец иеромонах Макарий (Чулунов). С 1996 Барнаульской епархией на рус. и алт. яз. издается газ. «Алтайская Миссия», в к-рой наряду с разнообразными материалами по церков. жизни публикуются статьи, посвящ. истории А. д. м. и совр. проблемам миссионер. деят-ти.


Протоиерей Борис Пивоваров

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты