АЛСИБ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

«АЛСИБ», воздушный мост Аляска–Сибирь, по к-рому в годы Великой Отечественной войны перегонялись амер. боевые и транспорт. самолеты, поставляемые по ленд-лизу.

Несмотря на сложные погодные условия, перегонка самолетов через Вост. Сибирь оказалась необходимой ввиду трудностей с использованием сев. морских конвоев и юж. воздуш. трассы (через Басру и Тегеран в Кировабад). Офиц. назв. «АлСиба» – Красноярская воздушная трасса ВВС Кр. армии (с июня 1943: воздуш. трасса Красноярск–Уэлькаль). Пост. ГКО о стр-ве и эксплуатации воздушной трассы состоялось 9 окт. 1941, однако ее масштаб. использование стало возможным лишь после подписания 11 июня 1942 «Соглашения между правительствами СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии».

В июле 1942 из летчиков, имевших боевой опыт и опыт перегонки амер. самолетов по юж. трассе, сформировали 1-ю перегоночную авиадивизию. Она находилась в ведении Гл. упр-ния Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ), с июня 1943 подчинялась упр-нию воздушной магистрали Москва–Уэлькаль, созданному при ГУ ГВФ. Упр-ние трассы и штаб 1-й перегоночной авиадивизии располагались в Якутске. Дивизия состояла из 5 перегон. авиаполков и 1 транспортного. Для перегонки самолетов использовался эстафет. способ: каждый полк работал только на своем уч-ке.

Протяженность «АлСиба» составляла 6306 км. Приемочная комиссия ВВС Красной армии (др. назв. – сов. воен. миссия на Аляске), руководимая полк. М.Г. Мачиным, располагалась в Фэрбенксе. Отсюда трасса вела над долиной р. Юкон к г. Ному на побережье Берингова моря. Дальше путь пролегал через Берингов прол. и над чукот. тундрой до Уэлькаля. Данный уч-к перегоночной трассы отличался особо сложными метеоусловиями. Из Уэлькаля самолеты следовали через Сеймчан (Колыма), Якутск и Киренск (Иркутская обл.) до Красноярска. Здесь самолеты принимала спец. комендатура ВВС. Бомбардировщики и транспорт. самолеты продолжали путь к фронту по воздуху, а истребители со снятыми крыльями везли по ж. д.

Первая группа из 7 истребителей Р-40 «Киттихок» (Kittyhowk), пилотируемая сов. летчиками, вылетела 7 окт. 1942 из Фербенкса курсом на Ном. Вел ее командир 1-й перегоночной авиадивизии и нач. Красноярской воздушной трассы полк. И.П. Мазурук, изв. полярный летчик, участник высадки папанинцев на Северном полюсе. В тот же день из Нома в Марково (Чукотка) перегнали 1-ю группу из 12 бомбардировщиков-торпедоносцев А-20 «Бостон». Группу возглавлял командир 1-го полка перегоночной авиадивизии подполк. П.В. Недосекин. Из др. моделей самолетов по «АлСибу» перегоняли бомбардировщики Б-25 «Митчелл», истребители Р-39 «Аэрокобра» и Р-63 «Кингкобра», транспорт. «Дугласы» Си-47 и др.

Развернувшиеся вслед за 1-м полетом массовые поставки амер. боевых самолетов (до 400 машин в мес.) позволили ликвидировать превосходство немцев в воздухе, что сказалось на ходе Сталинградской битвы. Наивысшего числа поставки самолетов достигли к 1944. Всего с окт. 1942 по окт. 1945 пилоты 1-й Краснознаменной перегоночной авиадивизии переправили по «АлСибу» 8 094 амер. самолета (по данным командования ВВС США – 8 777), что составляет более пол. всех самолетов, поставленных в СССР по ленд-лизу. На фронте из них сформировали 250 авиаполков. Общие потери за время перегонки составили 81 самолет и 115 перегонщиков, в т. ч. на Аляске при перегонке самолетов разбились 9 летчиков. После войны американцы перезахоронили их на нац. воен. кладбище в Форт-Ричардсоне близ Анкориджа.

Кроме своего осн. назначения, воздушная трасса Аляска–Сибирь использовалась и как грузовая авиалиния. За 3 года по «АлСибу» перевезли 18 753 т грузов, преим. оборонного назначения, вкл. новейшее оборудование, стратег. материалы, вооружения. Наряду с авиаприборами, авиамоторами «Пратт-Уитней», аммоналом везли продовольствие, оборудование для госпиталей, медикаменты, в т. ч. дефицит. пенициллин. Кроме того, «АлСиб» использовался как междунар. пассажир. авиалиния, по к-рой перевезли 128 371 пассажира. Большинство их составили перегонщики, возвращавшиеся в базовые аэропорты, но трассой пользовались и дип. работники, в т. ч. такие высокопоставленные, как послы СССР в США К.А. Уманский, М.М. Литвинов и А.А. Громыко, посол в Великобритании Ф.Т. Гусев.

После войны хорошо оборудованная и разветвленная трасса, насчитывавшая 30 аэропортов и аэродромов, сделала возможным регуляр. воздуш. сообщение в этих р-нах.

Лит.: АлСиб – Трасса мужества: Матер. междунар. науч.-практич. конф. Иркутск, 2002; Ярославцев В.А. АлСиб – воздушная артерия ленд-лиза. М., 2002; Бровцына М.А. Как создавалась трасса Аляска–Сибирь // Военно-исторический архив. 2005. № 5.

А.Д. Бирюков

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты