АЛЕУТЫ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 12:36, 12 января 2013; 1407 (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

АЛЕУТЫ (самоназв. алеут, унанган). А. населяют Командорские о-ва (Медный, Беринга). Живут также на Алеутских о-вах и юго-западе Аляски (США). Предки рос. А. в 1820-х гг. были переселены Российско-Американской компанией с Алеутских о-вов. Общая числ. составляет 3 тыс. чел. По переписи 1959, на тер. России проживало 400 чел. алеут. населения (в т. ч. в Камчатской обл. 332 чел.), 1970 – 410 (344), 1979 – ок. 500 (365), 1989 – 644 (390), 2002 – 540 (446) чел.

Преобладает тип аркт. малой расы. Язык алеутский, относится к эскимосско-алеут. группе палеоазиат. языков. Рос. А. говорят на беринговском и медновском диалектах. Последний иногда выделяют в группу смешанных языков (используется рус. синтаксис при сохранении алеут. лексич. основы). В послед. время отмечено преобладание рус. языка, алеут. владеют 175 чел. (2002). В нач. ХIХ в. правосл. миссионер И.Е. Вениаминов отмечал существование ок. 10 племен А., в ходе колонизации и трансформации хоз. жизни А. племенное деление утратило свою актуальность.

Заселение Берингоморья предками А. и эскимосов в составе «протоэскимосской» общности происходило в условиях миграции народов из Азии в Америку 10–12 тыс. л. н. Исследователи склонны считать большую часть собств. «алеутских» черт следствием сравнительно изолир. жизни на островах (в то время как эскимосы имели большее кол-во контактов с палеоазиат. и индейск. культурами). Следствием изоляции считают также чрезвыч. консервативность, неизменность мат. комплекса А. Назв. «алеут» впервые встречается в документах 1747, рос. географы и купцы были первыми из европейцев, контактировавшими с А. Открытие Алеутских о-вов произошло в 1742 2-й экспедицией Беринга – Чирикова. Однако еще до прямых контактов с рус. промышленниками в алеут. культуре происходила трансформация, вызванная оживлением товарообмена между народами Берингова моря под влиянием новых условий культур. контактов и (возникновение китобойного промысла, возникновение патрилокальных отношений), в свою очередь, обусловленная спросом на пушнину со стороны рос. администраторов и купцов.

К сер. XVIII в. у А. существовали имуществ. и соц. дифференциация, воен. орг-ция. К приходу на острова русских у А. власть и имущество передавались как по отцовской линии, так и по материнской (традиц. для А. порядком), в результате колонизации произошла консервация архаич. порядков властвования и наследования. В то же время пушная торговля способствовала росту имуществ. и соц. расслоения алеут. об-ва. В кон. ХVIII в. у А. существовало рабство, в к-рое обращали не только военнопленных чужаков, но и должников-сородичей. Л.А. Файнберг отмечает характерное для А. ХIХ в. сочетание архаич., материнско-родовых отношений со значит. имуществ. дифференциацией об-ва.

Для традиц. верований А. характерны вера в духов, шаманизм. Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева и птичьих шкурок передавались по наследству в кач-ве личных амулетов. Духов-покровителей изображали деревян. маски, к-рые надевали во время обрядовых плясок. Шаман. костюм символизировал птицу, как и у др. палеоазиат. народов, в преданиях и обрядах А. большое место уделяется образу Ворона. Существовала также охотничья магия, заключавшаяся в обрядах вызывания зверя, в особых охотничьих запретах и ношении амулетов, охраняющих владельца.

На рубеже XVIII–XIX вв. А. были обращены в православие, испытали сильное влияние рус. культуры. А.-переселенцы Командорских о-вов фактически являлись промысл. рабочими Российско-Американской компании, получая весьма скромную натур. оплату. Географ И.Е. Вениаминов в 1830-е гг. констатировал трансформацию племенной аристократии А. в низовую колониальную администрацию. На колонизуемых островах по распоряжению правителя компании Е. Резанова А. было запрещено возводить большие общинные дома, вместо них возводили маленькие жилища на 1 семью.

До принятия христианства среди А. было распространено многоженство, существовали обычаи «отработки» за жену и гостевого гетеризма. В связи с доминированием матрилокального начала соц. орг-ции у А. опекал детей их дядя по матери. Вплоть до нач. ХIХ в. в алеут. об-ве родовые структуры доминировали над семейными, вся хоз. и быт. жизнь осуществлялась группами от 10 до 40 семей, проживавших в пределах 1 большого дома, либо в смежных домах в пределах 1 селения. Брак заключался с согласия (или же по инициативе) группы ст. родственников, поощрялись кросс-кузенные браки. Относит. свободой выбора пользовалась лишь невеста, в то же время отказ жениху считался тягчайшим оскорблением. Исследователи отмечают существование группового брака у А. до принятия ими христианства: супружеские обязанности могли быть распространены как на мл. незамуж. сестер жены, так равно и на мл. неженатых братьев мужа. После крещения среди А. стала доминировать простая парная семья и моногамный брак, сравнительно быстро были усвоены правосл. обряды сватовства и венчания. Значит. влияние на быстрое угасание вообще родовых нормативов у А., и группового брака в частн., оказала и политика Российско-Американской компании, администраторам к-рой был удобен индивид. наем работника-промысловика в противовес более затратному и менее контролируемому найму родового коллектива.

Осн. традиц. занятия А. – охота на мор. зверя (котика, сивуча, калана и проч.) и рыболовство. Весьма важным для хоз-ва А. был китобойный промысел (с помощью отравленных копий). Подсоб. значение имел сбор тундровой ягоды, кореньев, моллюсков и водорослей. Собирательство и прибрежное рыболовство были прерогативой женщин и детей, мор. охота – только взрослых мужчин. Промысл. орудия изготавливались из камня, кости, дерева, к нач. контактов с русскими была известна холодная ковка меди. Осн. средством передвижения являлись обтянутые кожей лодки – многовесельные байдары и 1-, 2-лючные байдарки.

Селения А. обычно состояли из 2–4 больших полуземлянок. Традиц. одежда А. (муж. и жен.) – парка – длинная глухая одежда из меха котика или калана, дет. одежда изготавливалась из птичьих шкурок. Поверх надевалась камлейка – глухая одежда из китовых кишок с рукавами и капюшоном. Обувь – торбаса из морж. кожи. Голов. уборы мужчин-охотников были представлены деревян. шлемами (конич. или с открытым верхом, с удлиненным большим козырьком, украшенные резной костью, сивучьими усами, перьями и пр.). Осн. традиц. пища – мясо мор. животных и птицы, рыба (преим. в сыром виде), мор. беспозвоночные, водоросли, ягоды, коренья. В ходе сов. модернизации традиц. хоз-ва (в 1932 на Командорских о-вах основан звероводческий совхоз) получили развитие новые отрасли хоз-ва: звероводство (норка), жив-во, огородничество.

Умерших хоронили в сидячем положении. В небольших углублениях среди скал размещали родовые погребения. Туда же клали орудия труда покойного, оружие, посуду, ритуал. маски и личные амулеты (предметы, обладающие сверхъестеств., магич. свойствами). Знатных людей хоронили вместе с рабами в пещерах, у входа ставили раскрашенный столб или подвешивали тела покойных в корзинах между 2 столбами. Умерших заворачивали в плетеный из травы саван, иногда бальзамировали.

Героич. эпос А. включает предания о родоначальниках, борьбе с людоедами, переселении людей с материка на острова, рассказы о походах вост. групп А. на запад, кровной мести, приводившей к жестоким войнам, и др. Быт. рассказы повествуют о поездках на промысел, путешествиях, предания – о беглых А., скрывавшихся от русских в пещерах, о далеких путешествиях; сатир. сюжеты – об охотнике, умершем от обжорства внутри кита. Во мн. сюжетах отражены традиц. семейно-родств. отношения: о неверности мужа или ревнивой жене, сожительстве героя с женой двоюродного брата, враждеб. отношениях зятя с шурином (братом жены) и др.

Один из осн. праздников А. – праздник зимнего солнцестояния – сопровождался плясками, драм. представлениями охотничьих сцен и мифол. сюжетов, раздачей подарков. Обряды, предшествовавшие охотничьему сезону, славились пантомимами и танцами под пение и бубен. Исполнители надевали спец. голов. уборы и деревян. маски. На праздниках мужчины под звуки бубна воспевали подвиги предков, удальство в промысле, ловкость в упр-нии байдарой. Во время игр, обрядовых действий и исполнения сказок пели под аккомпанемент многострунной щипковой мечевидной цитры (чаях), к-рую позднее заменила гитара.

Лит.: Файнберг Л.А. Общественный строй эскимосов и алеутов от материнского рода к соседской общине. М., 1964; Ляпунова Р.Г. Алеуты. Очерки этнической истории. Л., 1987; Северная энциклопедия. М., 2001.

Ю.С. Ковальчук

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты