АЛЕУТСКАЯ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 12:30, 12 января 2013; 1407 (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

АЛЕУТСКАЯ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, с кафедрой в Сан-Франциско (США). Учреждена Св. Правительствующим Синодом 9 февр. 1900. История возникновения А. и С. е. восходит к 21 дек. 1840, когда была основана 1-я миссионер. епархия Камчатская, Курильских и Алеутских о-вов. По предложению свт. Иннокентия (Вениаминова), трудами к-рого правосл. Церковь в Сев. Америке была утверждена и благоустроена, эта епархия 10 июня 1870 преобразована в епархию Алеутских о-вов и Аляски с кафедрой в Ситке. На кафедру был назначен еп. Иоанн (Митропольский), управлявший епархией до 12 апр. 1877.

Первые правосл. приходы в США (греч. – в Нов. Орлеане и 2 рус. – в Сан-Франциско и Нью-Йорке) появились почти одновр. и независимо друг от друга в кон. 1860-х гг. и окормляли представителей дип. корпуса и правосл. иммигрантов рус. и др. национальностей, оказавшихся в Нов. Свете. В 1872 кафедра из Ситки перенесена в Сан-Франциско (кафедр. собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского; приход существовал с 1868). При еп. Несторе (Зассе), управлявшем епархией со 2 дек. 1878, Свят. Синод официально подтвердил перевод епископ. кафедры и епархиальной консистории в Сан-Франциско. С 30 июня 1882 по 20 дек. 1887 епархией вр. управлял митрополит СанктПетербургский Исидор (Никольский). 12 дек. 1887 на Алеутскую и Аляскинскую кафедру рукоположен Владимир (Соколовский). В 1891 еп. Владимир воссоединил с РПЦ униатского свящ. Алексия Товта и его прихожан в Миннеаполисе (шт. Миннесота), что вызвало массовое возвращение униатов в православие. Росту епархии способствовало также увеличение с кон. XIX в. притока правосл. иммигрантов: греков, русских, арабов, албанцев, румын. С 8 июня по 7 сент. 1891 епархией управлял еп. Николай (Адоратский). Многое было сделано для утверждения православия в США при еп. Николае (Зиорове) (29 сент. 1891 – 14 сент. 1898). С 1892 стали возникать серб. приходы в США. В 1895 состоялся 1-й епархиальный съезд духовенства в Уилкс-Барре (шт. Пенсильвания). В том же году начали возникать араб. приходы в США. С 1896 регулярно издавался «Американский православный вестник» и положено начало переводу богослужеб. текстов на англ. яз. С участием церк. деятелей появлялись печ. изд. на рус. яз., возникали братства, сестричества, об-ва взаимопомощи (Русское объединенное об-во взаимопомощи с гл. представительством в Нью-Йорке и правосл. газ. «Cвiт» существуют до наст. времени). В среде рус. церк. деятелей стала складываться концепция «Американской Руси», тесно связанной с Россией в духов. и культ. отношении. Это было крайне важно в условиях актив. украинизации русинов, к-рая проводилась в нач. XX в. униатским еп. Сотером Ортынским с целью воспрепятствовать переходу униатов в православие. 1 окт. 1897 открылась миссионер. школа в Миннеаполисе.

С 14 сент. 1898 по 25 янв. 1907 Алеутская и Аляскинская епархия возглавлялась еп. (с 5 мая 1905 – архиеп.) свт. Тихоном (Белавиным). Переименованием этой епархии в А. и С. е. 9 февр. 1900 признавался факт распространения православия по всему Североамериканскому континенту. В 1901 воздвигнут 1-й правосл. храм в Канаде, вышел в свет 1-й рус. Православный календарь в Америке. При свт. Тихоне кафедра епархиального архиерея переведена из Сан-Франциско в Нью-Йорк (1905), где в 1904 воздвигнут Свято-Николаевский кафедральный собор. Первая Духовная семинария для подготовки правосл. священнослужителей в Америке была открыта в 1905 в Миннеаполисе на базе миссионер. школы, переведена в 1913 в Тенафлай (шт. Нью-Джерси) и закрыта в 1923 из-за отсутствия средств.

В связи с ростом епархии образованы викариатства: 29 нояб. 1903 Аляскинское, с кафедрой в Ситке, и 1 февр. 1904 Бруклинское (пригород Нью-Йорка). Последнее создано для окормления сиро-арабов. Возглавил его еп. Рафаил (Хававини), бывш. настоятель сиро-араб. прихода в Бруклине, рукоположенный 6 мая 1904 в Свято-Николаевском соборе в Нью-Йорке. Это было 1-е посвящение правосл. епископа в США. Греки с этого времени начали создавать собств. церковно-обществ. орг-ции, независимые от епархии РПЦ. Возник 1-й румын. приход в Кливленде (шт. Огайо). В 1905 в Саут-Кейнане (шт. Пенсильвания) свт. Тихон освятил мон-рь Тихона Задонского и приют для сирот при нем, основал Сербскую духовную миссию. Одновр. по почину Владыки был издан расширенный служебник на англ. яз. в пер. И.Ф. Хапгуд. 20–23 февр. 1907 состоялся 1-й Всеамериканский церковный Собор в Мейфилде (шт. Пенсильвания). При архиеп. Платоне (Рождественском) (8 июля 1907 – 20 марта 1914) и сменившем его архиеп. Евдокиме епархия продолжала расти в осн. за счет возвращения из унии правосл. русинов. В 1904 создана Болгарская духовная миссия. 6 июля 1916 учреждено викариатство в Канаде во главе с еп. Александром (Немоловским). В том же 1916 создано Карпаторосское вик-ство в Питтсбурге во главе с еп. Стефаном (Дзюбаем). В марте 1918 еп. Александр учредил Албанскую правосл. миссию во главе со свящ. Фаном Ноли.

До революции 1917 РПЦ полностью осуществляла каноническую власть среди православных различ. национальностей. Правосл. епископы в Сев. Америке назначались и утверждались Св. Правительствующим Синодом. Епархия получала от рос. пр-ва ежегодную финанс. субсидию. К кон. 1917 в А. и С. е. (в составе 31 благочиния) входили 271 храм и 51 часовня, в ней насчитывалось 257 священнослужителей и до 300 тыс. прихожан.

В связи с отъездом в Москву для участия в Поместном Соборе РПЦ 1917–18 архиепископ Алеутский и Североамериканский Евдоким временно передал упр-ние епархией епископу Канадскому Александру (Немоловскому), к-рый приступил к исполнению своих обязанностей 6 авг. 1917. II Всеамериканский Собор, собравшийся в Кливленде 25–28 февр. 1919, избрал еп. Александра правящим архиепископом Североамериканской епархии. В связи со сложностью передачи сообщений в Россию это решение было утверждено Свят. Патр. Тихоном 7 сент. 1920.

Во 2-й пол. 1918 митрополит Афинский Мелетий IV (Метаксакис) прибыл в США с намерением создать из греч. приходов, являвшихся частью А. и С. е., епархию Элладской Православной Церкви в Сев. Америке. Эту поездку митр. Мелетий совершил по благословению Патриарха Константинопольского Германа V, но без ведома и согласия управляющего епархией еп. Александра. В февр. 1921 он вновь прибыл в США, где занялся формированием теперь уже Американской архиепископии Константинопольского Патриархата, к-рая и была провозглашена 15 сент. 1921. Это явилось нарушением целостности А. и С. е. Русской Церкви. 1 марта 1922 Свящ. Синод Константинопольского Патриархата принял решение «об обязательном и исключительном подчинении Константинопольской Церкви всей православной диаспоры, всего православного “рассеяния”, под которым Константинополь понимает все православные приходы и епархии вне границ государств, в которых существуют Православные автокефальные Церкви». Поставленный 11 мая 1922 во главе Американской архиепископии Константинопольского Патриархата в Сев. Америке архиеп. Александр (Димоглу) препроводил со своим письмом архиеп. Александру (Немоловскому) постановление Свящ. Синода Константинопольской Церкви от 1 марта 1922. Это побудило архиеп. Александра созвать 20 мая 1922 спец. заседание архиереев РПЦ в Сев. Америке. Архипастыри А. и С. е. единодушно отвергли притязания Константинопольского Патриархата. Свят. Патр. Тихон назначил митрополита Херсонского и Одесского Платона (Рождественского) патриаршим представителем в этой епархии с полными церковно-адм. правами. Определение Свящ. Синода во главе с Патр. Тихоном о назначении митр. Платона временно управляющим А. и С. е. появилось 27 апр. 1922. Оно, по-видимому, еще не дошло до митр. Платона, когда 20 июня 1922 архиеп. Александр в письменном обращении к нему как к представителю Патр. Тихона в Сев. Америке высказал просьбу принять на себя непосредственное упр-ние епархией и заявил о сложении своих полномочий правящего архиерея. Назначение Свят. Патр. Тихоном митр. Платона управляющим Североамериканской епархией с освобождением от упр-ния Херсонской и Одесской епархией последовало 29 сент. 1923.

После установления в России сов. власти положение А. и С. е. корен. образом изменилось. Связь епархии со священноначалием в России была крайне затруднена. Прекратилось поступление финанс. помощи, что поставило в тяжелое положение адм. центр епархии в Нью-Йорке. Мн. приходы стали испытывать большие материальные трудности. Отд. представители Церкви проявляли неповиновение, углубились раздоры на нац. почве. Тяжесть положения епархии усугубилась с возникновением в Сов. России обновленческого раскола, создавшего в сер. мая 1922 т. н. Высшее Церковное Управление. Его представитель в Нью-Йорке Иоанн Кедровский в сане «архиепископа» лжесвидетельством через суд добился передачи ему Свято-Николаевского кафедрального собора в Нью-Йорке. Нависла угроза отчуждения и др. имущества А. и С. е.

Драм. положение РПЦ в Сов. России повлияло на нормальную деят-ть священноначалия по рук-ву диаспорой в А. и С. е. и привело к дальнейшему нарушению канонич. порядка в отношениях между поместными правосл. Церквами. В 1922 была создана Американо-Канадская епархия Сербской Православной Церкви, в 1924 – Североамериканский архидиоцез Антиохийского Патриархата.

С 7 по 9 нояб. 1922 в Питтсбурге состоялся III Всеамериканский Coбop, к-рый избрал митр. Платона (Рождественского) на Североамериканскую кафедру. В трудное для Североамериканской епархии и трагическое для РПЦ время во взаимоотношениях между Свят. Патр. Тихоном и митр. Платоном появилась напряженность, переросшая в конфликт. Предстоятель РПЦ считал ошибочными и даже вредными для Церкви в то время публич. полит. выступления митрополита, в к-рых резкой критике подвергалась деят-ть сов. власти. 16 янв. 1924 Патр. Тихон и Свящ. Синод уволили митр. Платона от упр-ния А. и С. е. Однако это решение иерархом принято не было. Собравшийся в связи с этим конфликтом 2–4 апр. 1924 в Детройте IV Всеамериканский Собор объявил А. и С. е. временно самоуправляющейся и призвал считать это шагом на пути к автокефалии, о к-рой в 1905 говорил архиепископ Алеутский и Североамериканский Тихон. Это решение на неск. десятилетий прервало отношения между Митрополичьим окр., как принято было называть епархию, возглавлявшуюся митр. Платоном и его преемниками, и Московским Патриархатом, хотя канонически эта митрополия оставалась частью РПЦ. В то же время продолжалась жизнь А. и С. е. в реальном составе РПЦ, в к-рую входили приходы, не пожелавшие прервать с ней каноническую связь.

В марте 1933 Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) поручил отправлявшемуся в США настоятелю Трехсвятительского подворья в Париже архиеп. Вениамину (Федченкову) выяснить сложившуюся в епархии ситуацию и отношения митр. Платона к РПЦ. Нежелание митр. Платона выполнять решение Патр. Тихона и Свящ. Синода от 1924 привело к его повторному отстранению от упр-ния епархией. Решением РПЦ от 22 нояб. 1933 правящим архиереем А. и С. е. с титулом Алеутского и Североамериканского в звании экзарха Московского Патриархата в Америке был назначен архиеп. Вениамин.


Сокр. перепеч.: Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты