АДВОКАТУРА

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

АДВОКАТУРА, проф. орг-ция адвокатов (поверенных). Сиб. А. значительно отставала в развитии от своего аналога в Европ. России. Тем не менее сиб. и европ. А. прошли одни и те же этапы в своей орг-ции. Орг. оформление сиб. А. произошло довольно поздно и было связано с проведением судеб. реформ 1885 и 1896, к-рые учреждали состязат. порядок судопроизв-ва. До этого в Сибири господствовала розыскная система судопроизв-ва, где ведущую роль играла судейская коллегия. До кон. XIX в. канцелярия суда занималась сбором материалов по делу, носивших как обвинит., так и оправдат. хар-р. Т. о., суд выполнял функции защиты и обвинения. Дореформенная судеб. система предусматривала орг-цию ходатаев и стряпчих, участие к-рых в процессе было формальным. В их обязанность входило, действуя от имени просителя, составлять различ. прошения, следить за оформлением исков и проч. документов, необходимых для судеб. процесса. Деят-ть подобных ходатаев ничем не регламентировалась, в их среде имелось мн. недобропорядочных лиц. Отношение об-ва к дореформенной А. было негативным.

Реорганизация суда, проведенная в 1885, внедряла элементы состязательности и предусматривала присутствие адвокатов на судеб. процессе. Согласно вр. правилам от 25 февр. 1885, «по делам о преступлениях, влекших за собой лишение всех прав состояния», прокурор. надзор поддерживал обвинение на суде, а подсудимому пред. суда назначался защитник из состоявших при суде чиновников или посторонних лиц, к-рым закон не воспрещал ходатайство по чужим делам. Данная реформа суда носила ограниченный хар-р и не стала толчком к развитию института А.

Судеб. реформа 1896 предусматривала такой состязат. процесс, в к-ром самостоят. роль играли институты защиты и обвинения. Теперь суд определял виновность подсудимых, степень их наказания, основательность исков по фактам, представленным прокурор. надзором, участниками процесса, а также их поверенными. Изменились требования к проф. А., состоявшей теперь из присяж. и частн. поверенных.

Присяж. поверенные были организованы в особую проф. корпорацию, к вступавшим в нее предъявлялись высокие требования. Присяж. поверенными не могли стать лица, не достигшие 25-летнего возраста; наказанные лишением или ограничением прав; состоявшие под следствием по преступлениям; уволенные с гражд. службы; объявленные несостоят. должниками; также иностранцы, женщины, гос. служащие, бывш. священнослужители и пр. Кроме того, существовали доп. требования, к-рые базировались на законах, регламентировавших соц., нац. и др. вопросы. Напр., лицам нехристиан. вероисповедания требовалось разрешение министра юстиции для занятия адвокат. деят-тью. Особые ограничения вводились для евреев, число к-рых не должно было превышать 10 % от общего кол-ва присяжной А. данного судеб. округа. Для получения статуса поверенного закон предусматривал также высокий стаж (не менее 5 лет службы на судеб. должностях и спец. подготовку под рук-вом присяж. поверенного в кач-ве его помощника), высш. юр. образование и положит. решение совета присяж. поверенных, к-рое зависело от нравств. качеств будущего адвоката. В Сиб. регионе до 1905 обязанности советов присяж. поверенных возлагались на окр. суды.

Реформа 1896 поставила перед присяж. поверенными большие задачи. Помимо права «хождения по чужим делам» и требования вознаграждения за проделанную работу они должны были охранять авторитет и достоинство своей корпорации. Им запрещались занятия, несовместимые со званием присяж. поверенных: служба на гос. и выборных должностях (за искл. неоплачиваемых почет. и обществ. должностей), комиссионерская деят-ть, маклерство и пр. Члены А. в обязат. порядке избирали местожительство в пределах судеб. округа. Звание присяж. поверенного присуждалось только после принесения присяги.

Наряду с присяж. А. функционировал институт частн. поверенных. Долгое время числ. присяж. и частн. поверенных в Сибири была примерно одинаковой. Частная А. представляла собой по существу дореформенный тип ходатаев. Гос-во регламентировало их деят-ть законом от 1872. Начиная с этого времени частн. поверенные обязывались выкупать в окружных судах или судеб. палатах спец. свидетельства, разрешавшие ходатайствовать в общих или мировых судеб. местах в теч. года. Деят-ть по таким свидетельствам не ограничивалась рамками одной судеб. палаты и распространялась на всю тер. России. Требования к частн. поверенным ограничивались только знанием законов и правил ведения дел. Судеб. учреждения могли не брать во внимание нравственность и образоват. уровень лиц, к-рым выдавали свидетельства. Однако в Сибири окр. суды как орган надзора требовали от мировых судей или полиц. чиновников предоставления отзывов по месту прежней службы или жительства частн. поверенных. Взаимоотношения между частн. и присяж. А. складывались непростые. Тем не менее функцион. различия между частн. и присяж. А. на тер. Сибири были сглажены, т. к. частн. поверенные выполняли часть обществ. работы, к-рая предусматривалась для присяж. поверенных.

Сиб. А. развивалась по 2 направлениям: обществ. деят-ть и поиск оптим. форм самоорганизации. Уже в кон. XIX в. в среде адвокатов возникли инициативы по созданию юр. консультаций. Появление консультаций в Благовещенске, Иркутске, Омске, Томске, Чите происходило в русле общерос. движения, направленного на стремление оказывать помощь бедным слоям об-ва. Однако с самого начала сиб. адвокаты пытались превратить консультацию в высш. дисциплинар. орган, предоставив ей право контроля по вопросам адвокат. этики. Наличие собств. корпоратив. устройства содействовало общему подъему самосознания А. в Сибири. Консультации за непродолжит. время своего существования показали, что они являются одним из эффектив. средств связи населения с правосудием. Сиб. А. постепенно завоевывала себе обществ. признание, активно участвуя в обществ. жизни региона в составе различ. об-в и попечит. советов.

Новый этап в развитии сиб. А. связан с законом от 21 июля 1904, согласно к-рому в сиб. судеб. округах было разрешено открыть советы присяж. поверенных. В Вост. Сибири (округ Иркутской судеб. палаты) это учреждение возникло сразу, в Зап. Сибири (округ Омской судеб. палаты) – в мае 1911. Зап.-сиб. А. находилась в сложном положении. В Томской губ. концентрировалось больше пол. присяж. поверенных, т. к. университетский Томск являлся интеллект. центром зап.-сиб. А. Однако адм. центром судеб. округа выступал Омск, где находилась судеб. палата. Поэтому для учреждения совета присяжных предстояло командировать значит. часть представителей томской А. в Омск, что было трудно осуществить с учетом насыщенной деят-ти поверенных.

Совет присяж. поверенных состоял из председателя и членов. Согласно негласному правилу, один член совета представлял 10 присяж. поверенных. Постоянное увеличение числа членов совета присяж. поверенных отразило еще одну тенденцию – рост А. отд. сиб. городов. Совет являлся высш. дисциплинар. органом присяж. А. В его обязанности и права входили: принятие прошений от лиц, желавших приписаться/выйти к/из корпорации присяж. поверенных; рассмотрение жалоб на действия присяж. адвокатов и наблюдение за точным исполнением ими законов сообразно с пользой для их доверителей; выдача своим подопечным свидетельств в том, что они не подвергались осуждению совета; назначение поверенных для безвозмезд. хождения по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности, а также обратившихся в совет с просьбой о назначении им таковых; определение кол-ва вознаграждения поверенному по таксе в случае несогласия по сему предмету между ним и тяжущимся и в случае, когда между ними не заключено письм. условие; распределение между присяж. поверенными процент. сбора; определение взысканий с поверенных как по усмотрению совета, так и по поступающим жалобам.

Институт помощников присяж. поверенных в пореформенной России также проделал значит. путь. Помощники присяж. поверенных предназначались для службы в канцелярии адвоката. В 1869 Петербургский совет присяжных исключил из состава этого института лиц без университет. образования, определил список помощников, в к-рый не включались нравственно неблагонадежные лица. Это решение приобщило помощников к корпорации адвокатов, изменив их функции, к-рые теперь представляли собой 1-ю ступень присяж. А. Законодат-во отрицало за помощниками присяж. поверенных принадлежность к корпорации адвокатов и приравнивало их к частн. поверенным. Поэтому помощники должны были выкупать особые разрешения на ведение судеб. дел. Расцвет института помощников присяж. поверенных пришелся на период с 1907, когда их кол-во существ. увеличилось. Помощники опирались на орг-цию присяж. А., проходили хорошую школу в виде личного и корпоратив. патроната, находившегося под надзором органов самоупр-ния адвокатов. Корпоратив. патронат заключался в подготовке и обсуждении актуал. докладов, занятиях делопроизв-вом в консультации, общении с коллегами на различ. собраниях, диспутах по юр. проблемам и пр. В ср. 1 присяж. поверенный шефствовал над 4 подопечными.

Помимо присяж. и частн. А., широкое распространение получил такой специфич. институт представительства на суде, как юрисконсульство. Данный институт защищал права того или иного адм. учреждения. В уголов. процессе интересы казны представляла прокуратура, в гражданском – юрисконсульты. В торг.-пром. предприятиях развитие юрисконсульства было связано с установлением постоян. круга клиентов. Обычно юрисконсульт не только представлял интересы орг-ции в суде, но и оказывал любую юр. помощь.

В годы революции 1905–1907 А. в Сибири стала активно заниматься популяризацией права, что позволило адвокатам не только занять передовые позиции в рядах провинц. элиты, но и оформить своеобразное течение, к-рое условно можно назвать правовым областничеством. Его идеи сводились к уравниванию Сибири в правах на правосудие с метрополией (развитие института присяж. заседателей, увеличение штата судей, создание достаточного кол-ва судеб. мест), а также к внесению в судопроизв-во в Сибири начал «индивидуализации правовых норм», согласно своеобразным условиям жизни края. Адвокаты участвовали в выборах в Государственную думу в кач-ве канд. в депутаты (П.В. Вологодский, А.М. Головачев, И.А. Якушев), представляли интересы региона в Гос. думе (П.В. Вологодский, Ф.И. Милошевский, Р.Л. Вейсман), управляли парт. ячейками (С.Д. Черняков).

Во время рев. событий 1917 объем работы адвокатов существ. сократился, население стало меньше обращаться в суды. Мн. адвокаты занялись обществ. деят-тью в комитетах обществ. безопасности, земствах, советах, земел. и прод. органах. Большинство обществ. орг-ций и органов власти рев. эпохи имело в своем составе юрисконсультов или юрисконсультские отделы. Февр. революция способствовала укреплению высокого соц.-полит. престижа корпорации. Ее представители оказались востребованы реорганизованными и вновь созданными органами власти и упр-ния, вкл. институт комиссаров Временного пр-ва (Б.М. Ган, Томская губ.), а также многочисл. полит. партиями и движениями (П.Я. Дербер, П.В. Вологодский, В.А. Жардецкий и др.). В круп. сиб. городах (Томск, Омск, Иркутск) большинство А. участвовало в деят-ти социалист. партий эсеров и меньшевиков, часть придерживалась кадет. ориентации. Полит. борьба внесла раскол и в без того глубоко дифференцир. по своему мировоззрению адвокат. среду. Так, К.А. Попов возглавил Омский совдеп, П.Я. Дербер стал одним из лидеров областнич. движения.

В период недолгого существования сов. власти, приступившей к созданию новой системы судопроизв-ва, А. размежевалась в своем отношении к большевикам на их сторонников, противников и занявших позицию нейтралитета. Согласно корпоратив. расследованию, проведенному советом присяж. поверенных Омской судеб. палаты в авг. 1918, была установлена причастность к созданию и деят-ти органов сов. власти 30 адвокатов и их помощников из общего числа 184 по Зап. Сибири. Большая часть из них подверглась за это арестам и лишилась прав на проф. деят-ть.

Возобновление адвокат. практики связано с установлением на востоке России власти антибольшевист. пр-в. При них деят-ть судов общей юрисдикции не только восстановилась, но даже расширилась за счет выезд. сессий. С янв. 1919 в Вост. Сибири и на Д. Востоке был введен суд присяжных. На обществ. началах адвокаты выступали в кач-ве защитников также в военно-полевых судах.

В годы Гражданской войны на тер. Сов. России в ходе реформирования системы судопроизв-ва проф. статус А. радикально изменился, вплоть до исчезновения самого наименования профессии и введения нового термина «правозаступник». Шло разрушение корпорации и соц.-проф. связей, значит. часть прежней А. переходила на гос. службу. Учреждались новые органы корпоратив. упр-ния – коллегии. Проведенная в 1922 реформа правовой сферы повлекла за собой восстановление институтов прокуратуры и юр. защиты (26 мая 1922 сессией ВЦИК принимается положение о защитниках, уточненное 5 июля 1922), но уже с видоизмененными функциями и под жестким контролем не только гос., но и полит. органов.

Принятое положение о коллегиях защитников (КЗ) предусматривало их создание при судеб. органах (краевых, губ., с 1925 – окружных). Жесткость контроля последних над корпорацией отчасти компенсировалась в 1920-е гг. сохранением нек-рых принципов автономии. В краевых и губ. КЗ создавались президиумы коллегий с правами как приема, так и отвода канд. в члены коллегии защитников (ЧКЗ) (с обязат. согласованием кадр. вопросов с надзорными судеб. органами), рассмотрения дисциплинар. дел защитников и орг-ции работы юр. консультаций для населения. Положение о защите первонач. сохраняло за ЧКЗ право на частн. практику, в 1930-е гг. окончательно вытесненную в нелегал. сферу. Размер оплаты юр. услуг был дифференцированным, он зависел от соц. статуса клиентов: такса по-разному взималась с трудящихся и «классово-чуждых элементов», с частн. лиц и гос. учреждений или колхозов.

Отнесенные к категории «лиц свободных профессий», защитники испытывали на себе ряд соц. и мат. ограничений и частично дискриминацию – не будучи членами профсоюзов, они исключались из системы соц. страхования и льгот. мед. услуг, платили высокие налоги, их дети не имели прав на бесплат. образование и т. д. Только в 1934 ЧКЗ были приняты в профсоюз, для них вводилось соц. страхование с бесплат. лечеб. помощью и пенсион. обеспечением. Наряду с этим происходило постоян. сужение категорий и групп об-ва, экономически и социально независимых от гос-ва (нэпманы, кулаки и др.), к-рые, в свою очередь, могли обеспечить экон. основу независимости корпорации защитников. Защита правовых интересов «непролетарских элементов» из материально выгодного дела превращалась в рискованную деят-ть. Дифференцир. оплата труда заменялась распределит. системой.

В нач. 1930-х гг. была проведена реорганизация КЗ – отныне коллективы защитников осуществляли функции регулирования их проф. деят-ти. Усиливались формы контроля над составом и деят-тью ЧКЗ как извне, со стороны парт.-гос. органов, так и изнутри, благодаря пополнению группы новыми «советизированными» кадрами. С кон. 1920-х гг. кол-во юристов дорев. формации, составлявших большинство ЧКЗ, резко сокращается в результате перманент. «чисток», ставших после 1929 гл. инструментом «фильтрации» данной корпоратив. группы. Нач. чисткам было положено циркулярами Наркомата юстиции РСФСР в марте и сент. 1929 о «пересмотре», «проверке и чистке» состава КЗ. В теч. 1929 исключению из КЗ подверглась половина (15 из 30) новосиб. защитников, а в 1931 в тех же пропорциях состоялась «чистка» томской коллегии.

В 1930-е гг. среднегодовая числ. ЧКЗ Зап. Сибири колебалась от 110 до 140 чел. Динамика изменения числ. определялась высокой текучестью кадров и «фильтрацией» состава. В период с окт. 1932 по окт. 1933 число защитников в Зап. Сибири увеличилось на 70 чел., за тот же период из их состава по разным причинам выбыло ок. 40 чел. Менялся соц. и демогр. состав ЧКЗ: выходцы из рабоче-крест. среды составляли теперь не менее пол., уд. вес женщин за 1-ю пол. 1930-х гг. вырос с неск. процентов до 12 %.

К сер. 1930-х гг. кадровый состав ЧКЗ расценивался парт.-сов. рук-вом края как неудовлетворительный: ок. 25 % защитников относились по своему происхождению к «чуждым» элементам, почти пол. ЧКЗ служила в царской судебно-следств. системе, офицерами в «белых» армиях или в сов. время исключалась из ВКП(б), «вычищалась» из органов юстиции и т. д. Из 115 ЧКЗ не было ни одного члена партии. Образоват. уровень членов корпорации определяли 2 осн. группы: с высш., незаконченным высш. (30 %) и ср. (30 %) образованием; окончившие краткосрочные юр. курсы (30 %). Остальные относились к лицам с низш. и домаш. образованием. По стажу работы ядро корпорации (ок. трети числ.) представляли защитники, работавшие в КЗ 6–9 (17 %) и 10 и более (13 %) лет. Остальную часть составляли лица, имевшие небольшой стаж работы, среди них треть со стажем менее 2 лет (стажеры, практиканты).

Взаимоотношения между судеб. и надзор. институтами и корпорацией защитников носили деформир. хар-р. Состязательность сторон обвинения и защиты в судеб. произв-ве становилась все более декоративной, особенно по уголов. статьям с полит. окраской (ст. 58, 61, 107 и др. УК РСФСР). Народ. судьи априорно наделялись более высоким соц.-проф. статусом, чем защитники. Умело выстроенная защита и результативные кассац. жалобы на судеб. решения воспринимались как линия на «подрыв авторитета пролетарского суда» и порождали многочисл. межличностные конфликты между защитой и судебно-следств. системой. Этому способствовало также то, что заработ. плата защитников в ср. превышала доходы судеб. работников.

Действия надзорных (судеб.) органов по контролю над корпорацией защитников приобретали все более жесткий хар-р. Под контроль ставилась как сама проф. деят-ть (работа в судах, юр. помощь), так и источники доходов и механизмы их распределения. Фиксировалась информация о быт. поведении защитников. Любые отклонения от норматив. поведения квалифицировались как дисциплинар. нарушения. Ежегодно до 40 % защитников подвергались дисциплинар. взысканиям, часть из них далее исключалась из корпорации. В 1930-е гг. судеб. органы продолжали осуществлять чистки ЧКЗ, руководствуясь формально критериями проф. пригодности, а фактически признаками полит. лояльности и благонадежности. В 1935 Западно-Сибирский краевой суд принял решение не только о роспуске Президиума краевой КЗ как «засоренного выходцами из классово-чуждых элементов и не обеспечившего руководства», но и об отзыве из КЗ 15 из 115 ее членов за проф. непригодность и «бытовое разложение», «рвачество» и «антисоветские настроения». В 1937 14 защитников (13 % из работавших в Зап. Сибири) подверглись аресту органами НКВД. Угроза обвинений в «контрреволюции» сопровождала защитников повседневно и повсеместно в силу публич. хар-ра самой профессии. Выполнение проф. обязанностей в сталин. эпоху ставило защитников в условия выбора: противодействие произволу властей или формал. исполнение своих функций. Самой распространенной линией поведения защитников при ведении полит. дел становился конформизм. К сер. 1930-х гг. власть добилась желаемого результата на пути превращения корпорации защитников в управляемую группу.

26 авг. 1939 СНК СССР утвердил «Положение об адвокатуре СССР», согласно к-рому А. возвращалось ее прежнее традиц. наименование, создавались юр. консультации как осн. структуры деят-ти А. Совместительство для А. не допускалось. Перед Великой Отечественной войной произошел резкий количеств. рост корпорации. Так, числ. адвокатов в Новосибирской обл. с 61 чел. (июль 1938) возросла до 133 (окт. 1940). Среди 58 адвокатов, работавших в гор. консультациях, насчитывался уже 21 чл. ВКП(б). Доля женщин в составе А. превысила 20 %. Стаж проф. деят-ти пол. работавших составлял 1–3 года, что свидетельствует о радикал. обновлении персон. состава корпорации к кон. 1930-х гг.

В 1940-х – 1-й пол. 1950-х гг. сохранялось подчиненное положение А. в сов. правовой системе. Риски и невысокий престиж профессии приводили к тому, что лишь незначит. часть выпускников юр. институтов становилась адвокатами. В нач. 1960-х гг. в А. страны насчитывалось ок. 13 тыс. чел. В период хрущевской «оттепели» значение адвокатов в уголов. и гражд. судопроизв-ве уже не подвергалось сомнению. В 1961 вводится открытый процесс при полном составе суда, защите дается достаточное время для подготовки к процессу. Но сов. адвокат не был закон. представителем обвиняемого в кач-ве независимой стороны. Защитник, как и прокурор, в ходе судеб. разбирательства обязывался разъяснять обществ.-полит. значение дела, подвергать анализу и оценке полученные доказательства, давать юр. оценку установленным фактам, характеризовать личность обвиняемого, высказывать свое понимание меры преступления или призывать к оправданию обвиняемого.

В результате повышения статуса защиты в судопроизв-ве и курса, взятого на «строжайшее соблюдение социалистической законности и правопорядка», в 1970–80-е гг. увеличивается кол-во адвокатов, изменяется статус А. В соотв. с Конституцией 1977 А. офиц. признается конституционным органом. Коллегии адвокатов рассматриваются как «общественные организации», но они могут быть образованы только с одобрения мест. гос. органов и респ. мин-ва юстиции.

В РФ А. представляет собой добровол. объединение лиц, занимающихся адвокат. деят-тью. Коллегии адвокатов являются юр. лицами. Высш. орган коллегии адвокатов – общее собрание (конференция) членов коллегии. Значит. роль А. в совр. России определяется условиями функционирования рыночной экономики и построения правового об-ва.

Лит.: Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е. 1883–1913. СПб. Т. V, № 2770; Т. XVII, № 12932; Черкасова Н.В. Формирование и развитие адвокатуры в России в 60–80-е гг. XIX в. М., 1987; Российское законодательство Х–ХХ вв.: В 9 т. М., 1989. Т. 8; Энциклопедический юридический словарь. М, 1997; Звягин С.П. Правоохранительная политика А.В. Колчака. Кемерово, 2001; Глазунов Д.А. Деятельность судебных учреждений Томской губернии (конец XIX – начало XX вв.). Барнаул, 2006.

Д.А. Глазунов, С.А. Красильников, А.И. Савин

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты