АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ, одно из протестант. течений. Назв. происходит от лат. adventus – «пришествие» и указывает на одно из гл. доктрин. положений учения: скорое приближение Второго пришествия Иисуса Христа.

Основателем адвентист. движения считается Уильям Миллер, пресвитер одной из баптист. общин штата Нью-Йорк. Во 2-й пол. 1840-х гг. движение миллеритов распалось на неск. течений: еванг. адвентисты, адвентисты седьмого дня, адвентисты первого дня, адвентисты грядущего века и др. Наиболее влияния среди них добилась группа под рук-вом Елены Уайт, впоследствии выросшая в совр. Церковь христиан адвентистов седьмого дня (ЦХАСД). Орг. оформление ЦХАСД произошло в 1860. В 2000 в церк. списках А. с. д. значилось более 11 млн верующих.

От остальных протестантов А. с. д. отличаются учением о Небесном Святилище, почитанием субботы, верой в пророческий дар Елены Уайт, иным, нежели у большинства христиан, пониманием души, смерти и вечных мучений грешников в аду. Центр. орган А. с. д. – Всемир. ЦХАСД с центром в Вашингтоне, структур. единицами к-рой являются дивизионы, унионы, конференции и поместные церкви. Тер. России входит в состав Евроазиатского дивизиона, поделен. на 7 унионов, 2 из них (Зап.-Российский и Вост.-Российский) расположены в нашей стране. Тер. Вост.-Российского униона делится на Дальневост. и Зап.-Сиб. конференции и Вост.-Сиб. миссию.

В России первыми адвентистами в 1880-е гг. стали немцы-колонисты. С юга страны адвентизм начал распространяться среди нем. колонистов (баптистов, штундистов, меннонитов), а также правосл. населения. В первое время, приняв адвентистов за ересь жидовствующих, власть подвергала их преследованиям. Позднее адвентизм стал рассматриваться как внутр. дело нем. колонистов, пользовавшихся свободой вероисповедания. 1-я рус. община была организована в Ставрополе в кон. 1880-х гг. (рук. Ф. Бабиенко). Рус. адвентист. общины создавались и существовали обособленно от нем. общин. До 1905 рус. адвентисты проводили отд. от нем. адвентистов собрания. 1-е упоминание об адвентистах в Сибири относится к кон. XIX в., когда царское пр-во в 1883 сослало в Тобольской губ. неск. семей верующих. О распространении адвентизма в Сибири можно говорить применительно к нач. XX в.

В 1906 адвентисты были уравнены в правах с баптистами, в 1907 создана Рос. унионная конференция, преобразов. в 1908 в самостоят. Рос. унион. В 1907 в стране насчитывалось ок. 3 тыс. приверженцев адвентизма, к 1917 – 7 тыс. В 1910 в Сиб. миссионер. поле (подразделении церкви А. с. д., распространявшем свою деят-ть на всю Сибирь) было 268 чл. В 1911 образован самостоят. Сиб. унион, в 1915 только в Акмолинской обл. насчитывалось 355 А. с. д. В 1914 среди рос. адвентистов начались внутрицерк. расхождения по вопросу допустимости воен. службы с оружием в руках. По данным Мин-ва внутр. дел Временного пр-ва, с 1 авг. 1914 по 1 апр. 1917 за отказ от воен. службы осуждено 837 чел., из них 70 адвентистов. В годы Первой мировой войны под предлогом борьбы с «немецким засильем» власти вновь ужесточили контроль над деят-тью А. с. д., выслав ряд руководителей общин.

1920-е гг. отмечены значит. ростом и укреплением адвентист. общин в СССР. В янв. 1919 адвентисты, как и др. протестанты, освобождены от службы в армии (см. Альтернативная гражданская служба). В окт. 1920 в Москве учрежден Всерос. союз общин А. с. д. (ВСАСД), насчитывавший 11 тыс. чл. Создано адвентист. изд-во «Патмос», выпускавшее ж. «Благовестник», «Голос истины» и «Адвентистский вестник» (на нем. яз.). Кроме того, краевые и обл. адвентист. союзы издавали миссионер. журналы, брошюры.

В эти годы адвентисты Сибири получили возможность создать свою орг-цию. В 1920 образован Сиб. союз союзов А. с. д. с центром в Томске, к-рый включал 4 филиала: Западносиб. (ст. Булаево), Среднесиб. (Томск), Южносиб. (Кокчетав) и Восточносиб. (Иркутск). Парт.-сов. рук-во Сибири крайне негативно относилось к деят-ти А. с. д. В дек. 1920 издается секрет. циркуляр Алтайского губкома РКП(б) «О необходимости агитационной борьбы против развивающегося религиозного движения евангелистов и адвентистов». В янв. 1923 все молитв. дома А. с. д. в Сибири закрываются, общины ликвидируются в ходе круп. операции ПП ГПУ по Сибири по борьбе с сектантством (см. Евангельские христиане-баптисты). Пред. Сиб. союза союзов Я.Я. Вильсон был арестован в Томске еще в дек. 1922. Конфессию ослабляет также раскол, в результате к-рого в 1921 от нее отделились т. н. адвентисты седьмого дня Бога Живого под рук-вом проповедника Я.Ф. Чусова, каковых в Бийском у. в янв. 1923 насчитывалось 544 чел. в составе 31 общины. Раскол был поддержан органами ГПУ.

Легал. деят-ть общин А. с. д. в Сибири возобновилась во 2-й пол. 1923. К этому времени на тер. края существовало 20 общин А. с. д. числ. ок. 500 чел., к кон. 1924 числ. общин А. с. д. выросла до 82 (1 797 чл.). Всего в СССР в общинах адвентистов состояло в это время 10 414 чел. В 1920-е гг. адвентисты Сибири деятельно проповедовали свое учение, настойчиво и энергично вели миссионер. деят-ть. Церковь отличалась развитой орг-цией, сочетавшей централизов. и автон. устройство. Она активно занималась издат. деят-тью, распространяла религ. лит. В Омске с нояб. 1924 действовал Сиб. обл. союз А. с. д. (пред. Б. Шмидт), охватывавший своим влиянием адвентист. общины Сибири, Казахстана и Юж. Урала. С 1926 по 1933 резиденция Союза находилась в Новосибирске (пред. И.Г. Горелик).

В сер. 1920-х гг. среди адвентистов произошел духов. и орг. раскол. В авг. 1924 на V съезде адвентистов организован Всесоюз. союз А. с. д. (ВСАСД). На нем под давлением властей церковь А. с. д. сняла категорич. запрет на ношение оружия, такое же решение было принято и по поводу выхода на работу в субботу. Во время VI съезда в мае 1928 несогласные с этими решениями т. н. адвентисты-реформисты организовали самостоят. церковь, также обозначавшуюся аббревиатурой ВСАСД: Верные и свободные адвентисты седьмого дня. Адвентисты-реформисты считали, что нравств. закон обязывает соблюдать все 10 заповедей без исключения и в сов. условиях, хотя это приводит к неизбеж. конфликту с гос-вом. Разделение на адвентистов и адвентистов-реформистов произошло и в Сибири. 2 авт. центр. структуры, имевшие одинаковое название, существовали вплоть до 1990-х гг.

Все адвентист. общины, независимо от их принадлежности, находились под пристальным вниманием гос-ва. Проводились офиц. проверки и полулегал. обследования общин, среди верующих вербовались осведомители. С кон. 1920-х гг. на рос. адвентистов обрушились репрессии. В Новосибирске, где функционировали 2 общины А. с. д. – Берёзовская и Верх-Эстонская, в 1930 закрыт молитв. дом. В 1934 арестовано все рук-во ВСАСД во главе с пред. Г.И. Лебсаком. В 1936 в Горьком репрессирован бывш. пред. Сиб. обл. союза А. с. д. И.Г. Горелик. В ходе «Большого террора» в Сибири осуждены все рук. адвентист. общин региона: М.П. Бойченко, Н.П. Шабанов (Новосибирск), С.Т. Борщов (Бийск), М.И. Вальтер (Немецкий р-н), Т.Е. Гордаш, Д.П. Кравчук (Омская обл.). В 1938 в Ленинграде закрыта последняя легал. адвентист. община на тер. СССР.

Регистрация общин А. с. д. возобновилась в 1945. В 1946 вновь сформирован Всесоюз. совет А. с. д. (ВСАСД). В послевоен. период длит. время о деят-ти адвентистов в Сибири властям фактически ничего не было известно. Ситуация меняется в кон. 1950-х гг., когда в Сибирь ссылаются активисты и руководители адвентистов. Так, П.А. Мацанов (пред. ВСАСД с 1952), высланный из Москвы за оказание помощи семьям репрессир. священнослужителей, с первых дней пребывания в Зап. Сибири начал актив. орг. и пропагандист. деят-ть. Активно вел проповеднич. деят-ть П.Г. Сильман, приехавший в Сибирь из Горького. В 1962 в Сибири насчитывалось ок. 650 адвентистов, более всего в Новосибирской (ок. 120 чел.) и Кемеровской (ок. 200 чел.) обл.

В ходе гонений на церковь при Н.С. Хрущеве в дек. 1960 ВСАСД распущен, единая конфес. структура адвентистов в СССР прекратила свое существование. Положение адвентист. общин меняется в 1965, когда гос-во отказывается от практики проведения карат. мероприятий в отношении мн. религ. объединений. Более того, с кон. 1960-х гг. органы власти подталкивали лояльные, на их взгляд, объединения Церкви А. с. д. к регистрации. Одной из первых в Сибири в окт. 1971 регистрируется община в Иркутске. Адвентист. общины находились под постоян. адм. контролем, нередки были случаи привлечения адвентист. проповедников к суду по обвинениям в религ. пропаганде, вовлечении детей в религ. общины. Судеб. процессы над адвентистами состоялись в 1965 в Барнауле и в 1968 в Новосибирске.

Офиц. регистрация орг-ций А. с. д. как в Сибири, так и в РФ начинается с сер. 1980-х гг., полное восстановление церк. структуры произошло в 1990. С этого времени происходит постоян. рост числа их последователей, что связано со свободой совести и беспрепятств. миссионер. деят-тью, проведением массовых еванг. кампаний. Один за другим открываются молитв. дома А. с. д., образуются новые общины. На 2006 Восточносибирская миссия А. с. д. объединяет 45 церквей (3 208 чл.), Западносибирская – 56 церквей (5 785 чл.), Дальневосточная конференция – 47 церквей (3 508 чл.). Осн. направления соц. деят-ти церкви – работа с детьми, создание мед. учреждений, благотворительность.

Лит.: Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. М., 1998; Юнак Д. История Церкви христиан адвентистов седьмого дня: В 2 т. Заокский, 2002; Советское государство и евангельские церкви Сибири в 1920–1941 гг. Документы и материалы. Новосибирск, 2004; Горбатов А.В., Шиллер В.В. Адвентисты седьмого дня в Сибири. История и современность // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. М., 2006. Вып. 3; Протестантизм в Тюменском крае: история и современность. СПб., 2006.

В.П. Клюева, А.И. Савин

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты