АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКИЕ КАМПАНИИ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКИЕ КАМПАНИИ, совокупность информ.-проп. мероприятий, проводившихся для решения к.-л. важной полит. или хоз. задачи. В сов. полит. системе А.-п. к. широко использовались как способ идеол. воздействия на массовое сознание. Общее рук-во А.-п. к. осуществляли агит.-проп. отделы (АПО) ЦК Ком. партии и мест. парткомов, при к-рых для текущего регулирования создавались комиссии с участием представителей идеол. органов (Политпросвет, редакции период. изданий, политорганов Кр. армии) и заинтересов. ведомств. В период «военного коммунизма» для проведения А.-п. к. привлекались силы и средства политорганов Кр. армии. С 1922 с целью сокращения кол-ва одновр. проводимых А.-п. к. и повышения их эффективности проведение всерос. акций санкционировал ЦК, а провинц. – обкомы и губкомы. Осн. цели и содержание А.-п. к. определялись решениями парт.-гос. органов, подготовленными центр. или мест. АПО тезисами для агитации и пропаганды, подборкой агит. материалов, публиковавшихся в инструктив. журналах, передовых статьях центр. газ. – «Правды» и «Известий».

А.-п. к. делились на общеполит., хоз., культур., по кратности проведения – на период. (повторяющиеся) и единовременные. Приоритет. ежегод. А.-п. к. являлось празднование годовщины Окт. революции.

При проведении А.-п. к. применялись разнообразные формы, методы и средства. Устная агитация проводилась в форме лекций, устных «живых» газет, выступлений агит. коллективов. Важным методом работы были демонстрации, митинги, собрания. Принятые на них резолюции, заранее подготовленные организаторами акций, пропагандой квалифицировались как выражение обществ. мнения и использовались далее в кач-ве средства устной и печ. агитации. Осн. средством печ. агитации являлись газеты, листовки, листки, плакаты. В сиб. деревне 1920-х гг. широкое распространение получило шефство города над деревней, одной из осн. задач к-рого было проп. воздействие на сознание крестьян.

Наиболее значимые акции, проведенные в Сибири в нач. 1920-х гг., – кампания помощи голодающим (1921–22), ежегод. с.-х., или агит.-посевные, и продналог. кампании. Текущее рук-во ими осуществляли созданные при Сиббюро ЦК РКП(б) межведомств. комиссии – Сибагитпомгол, Сибагитпосевком, Сибагитпродтройка. Проведение таких акций позволяло решать не только заявленные задачи (оказание помощи голодающим, выполнение посев. плана, сбор продналога), но и достигать др. целей. Напр., неотъемлемой частью «голодной» К. являлись акция по изъятию церк. ценностей и антирелиг. пропаганда в целом. С.-х. К. включали агитацию за развитие с.-х. производств. кооперации. Разъяснение сути продналога как важного элемента новой экономической политики способствовало укреплению соц. базы сов. гос-ва в деревне.

В 1920-е гг. в Сибири применялись специфич. формы орг-ции А.-п. к.: агитпункты, передвиж. способы агитации (агитпоезда, агитпароходы, агитповозки). Появление последних связано с необходимостью ведения агит. работы в отдален. р-нах, при дефиците квалифицир. агитаторов на местах. Агитпункты организовывались на осн. транспорт. узлах, как правило, вдоль ж. д. и реч. путей и обеспечивали проведение агит. К. среди проезжающих. Передвиж. способы агитации использовались для проведения агит. экспедиций, своей необычностью привлекавших к себе большое внимание. В 1919–20 в Сибири работали агитпоезда ВЦИК им. Ленина и «Октябрьская революция» во главе с М.И. Калининым, агитпароход «Красная Сибирь». В 1921 на смену «Красной Сибири» пришли 3 новых агитпарохода – «Павлодар», «III Интернационал» и «Урицкий». По заданию Сиббюро и Сибревкома ими осуществлено 3 агит. рейса по рекам Сибири. Агитпоезда и агитпароходы имели структур. сходство с парткомами: в их состав входили полит., инструктор. и агит.-лектор. отделы. Диапазон их деят-ти был широким – от проверки и инструктирования органов власти и учреждений на местах до проведения концертов и спектаклей.

С кон. 1920-х гг. А.-п. к. приобрели более сложный по целям, содержанию и формам орг-ции хар-р; они стали элементом идеологических и культурных кампаний. А.-п. к. являлись эффектив. формой воздействия на массовое сознание с целью пропаганды политики сов. гос-ва и мобилизации об-ва на решение выдвинутых органами власти задач.


В.Л. Соскин, Д.С. Холявченко

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты