АВИАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 16:51, 7 января 2013; Ekaterina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск


АВИАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ, отрасль народ. хоз-ва, использующая для полетов в атмосфере аппараты тяжелее воздуха. Развитие авиаперевозок в Сибири и на Д. Востоке в 1-й пол. 1920-х гг. сдерживалось отсутствием самолетов и оборудованных аэродромов. В июне 1926 открылась 1-я воздуш. трасса Верхнеудинск (Улан-Удэ)–Урга (Улан-Батор). В теч. этого года по ней перевезли 27 пассажиров, 583 кг почты и 302 кг грузов. Тогда же начались подготовит. работы с целью открытия дальней почт. авиатрассы Москва–Иркутск. 17 мая 1928 в Иркутске организуется упр-ние сиб. воздушных линий. Ночью 19 сент. 1928 из Москвы в Иркутск вылетел самолет со 100 кг почты и через 50 ч. совершил посадку в Иркутске. В 1930 Сиб. упр-ние возд. линий перевезло 115 пассажиров, 7,7 тыс. кг почты и 770 кг грузов. На смену импорт. технике пришел отеч. 9-местный самолет ПС-9 (АНТ-9). Параллельно в 1928 открывается возд. линия Иркутск–Бодайбо, продленная до Якутска. Первый полет туда совершен из Иркутска с 21 по 27 авг. 1928. В 1932 открылись возд. линии Иркутск–Владивосток, Новосибирск–Сталинск (Новокузнецк), Новосибирск–Томск–Каргасок. В 1934 на трассе Москва–Новосибирск сдана в эксплуатацию 1-я в СССР радиомаячная линия на уч-ке Москва–Свердловск. Во 2-й пол. 1930-х гг. регион. упр-ния гражд. воздушного флота (ГВФ) открываются в Новосибирске (Зап.-Сибирское), Иркутске (Вост.-Сибирское) и Хабаровске (Дальневосточное).

С началом Великой Отечественной войны большая часть летно-подъемного состава сиб. подразделений ГВФ призывается в ВВС РККА; оставшиеся машины осуществляли перевозки для нужд фронта. В частн., зимой 1941/42 по спец. созданной авиатрассе Норильск–Канск вывозилась продукция пущенного в строй Норильского горно-металлург. комбината. Одним из наиболее ярких эпизодов воен. истории гражд. авиации (ГА) стало участие ее летчиков и наземного персонала в перегоне амер. боевых самолетов, полученных в рамках ленд-лиза по воздушному мосту Аляска–Сибирь (АлСиб).

Мат. часть ГА в воен. годы оказалась значит. изношенной. К кон. 1947 в исправном состоянии находилось только 72 % транспорт. самолетов. Четвертая часть пассажиров перевозилась на воздуш. судах в транспорт. варианте. После войны мест. подразделения ГА постепенно возвращаются к мирной деят-ти. Возобновляются регуляр. перевозки пассажиров. Происходит обновление самолет. парка за счет Ил-12 (1946) и Ил-14 (1953), а также Ан-2 (1947), созданного авиаконстр. О.К. Антоновым в Новосибирске. В результате демобилизации ГА получила большое кол-во квалифицир. специалистов. Восстанавливается нормальная деят-ть аэропортов, увеличиваются объемы перевозок. Зап.-Сиб. упр-ние ГВФ в 1945 отправило 3 778 пассажиров, в 1950 – 34 501. В мае 1948 возобновилась доставка матриц центр. газет в Новосибирск и др. круп. города региона.

Переход ГА на реактив. самолеты начался с бомбардировщиков Ил-28. Сняв вооружение и переоборудовав для багажа бомбовые отсеки, с осени 1954 их стали использовать для почт. перевозок по маршруту Москва–Свердловск–Новосибирск. Революцией в гражд. авиации СССР стало использование реактив. пассажир. лайнера Ту-104 (1956), созданного на базе дальнего бомбардировщика Ту-16. 12 сент. 1956 разрешено начать регуляр. полеты на Ту-104 с пассажирами, почтой и грузами на авиалинии Москва–Омск–Иркутск с частотой 3 раза в неделю. Первый рейс был выполнен 15 сент. экипажем под команд. К.П. Сапелкина и Е.П. Барабаша. Через 7 ч. 10 мин. летного времени, преодолев 4 570 км, самолет приземлился в Иркутске. Первый рейс из Новосибирска (а/п Толмачево) Ту-104 совершил 12 июля 1957. В том же году Ту-104 вышли на трассы Иркутск–Владивосток и Москва–Хабаровск–Петропавловск-Камчатский.

Использование реактив. и турбовинтовых воздуш. судов потребовало переоснащения инфраструктуры аэродромов и стр-ва взлетно-посадочных полос из монолит. предварительно напряженного железобетона. В нач. 1960-х гг. на базе летных подразделений и наземных служб создаются объед. авиаотряды: Хабаровский, Якутский, Красноярский, Иркутский, Толмачевский, Новосибирский, Омский, Томский, Тюменский и др. Вслед за Ту-104 авиаперевозки в Сибири стали обслуживать Ту-114, Ил-18, Ан-10, Ан-24, Як-40, Ту-154 и др. машины. 29 дек. 1976 по маршруту Москва–Иркутск перевезли 100-миллионного пассажира. В 1977 Мин-во гражд. авиации перестало быть планово-убыточным и начало работать без гос. дотаций. В 1970–80-х гг. в Сибири наращивался объем авиаперевозок на центр. и мест. линиях. В Новосибирской обл. действовало 26 аэропортов мест. линий. С учетом того что в Зап., Вост. Сибири и на Д. Востоке объем перевозок составлял примерно 12 % от общесоюз., кол-во перевезенных здесь пассажиров составило (тыс. чел.): в 1955 – 336, в 1970 – 8 800, в 1980 – 19 200, в 1990 – 29 300.

В 1992 началось обвальное падение объемов перевозок из-за неконтролируемого роста цен на топливо (доля авиац. ГСМ в цене билета поднялась с 23 до 60 %) и тарифов на авиабилеты. В результате к 2000 объемы перевозок уменьшились в неск. раз. В 2000 в РФ перевезли 53,4 млн чел., в т. ч. в Сибири и на Д. Востоке – 6,6 млн, в 2001 – соотв. 60,6 и 7,2 млн чел. В этот же период началось разделение объед. авиаотрядов на авиакомпании и аэропорты с последующим акционированием. Одновр. наиболее крупные аэропорты региона (Тюмень, Новосибирск, Красноярск, Владивосток) получают статус международных, а авиакомпании организуют междунар., прежде всего чартерные (по частн. заказам), рейсы. В процессе становления рыночных отношений и конкурент. борьбы мн. мест. авиакомпании обанкротились, а аэропорты, особенно внутр. линий, закрылись. Прекратилось стр-во ряда важных объектов ГА (а/п Федоровка в Омске, ВПП-2 в Толмачево, аэровокзал в Кызыле и др.).

Среди наиболее крупных регион. авиаперевозчиков в нач. XXI в. были авиакомпании «ВладивостокАВИА», «Сибирь» (S7), «Красноярские авиалинии» («КрасЭйр»), «Тюменьавиатранс». В 2004 авиакомпания «Сибирь» располагала след. машинами: А-310 – 2 ед., Ту-204 – 2, Ту-154 – 36, Ил-86 – 12 ед. Узкими местами отеч. ГА в нач. XXI в. являются морал. и физ. старение парка воздуш. судов и их неконкурентоспособность по сравнению с зап. аналогами.

Лит.: Алтунин Е.В. Развитие гражданской авиации Восточной Сибири (1926–1986). Иркутск, 1986; Шкурин А.С. История развития гражданской авиации в Приморском крае в 1955–1985 гг. Владивосток, 1994; История отечественной гражданской авиации. М., 1996; Гражданской авиации Западной Сибири 75 лет: Иллюстрированная историческая хроника 1929–2004. Новосибирск, 2005.

М.В. Шиловский

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты