АВВАКУМ (Петров)

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 16:22, 7 января 2013; Admin (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Аввакум (Петров)

АВВАКУМ (Петров), (20нояб. 1620, с. Григорово Закудемского станаНижегородского у. – 14 апр. 1682, Пустозерск), протопоп, крупнейший деятель иписатель раннего старообрядчества. Сын священника. С 1642 – дьякон, с1644 – священник. Будучи в 1647 в Москве, сблизился с членами кружка«ревнителей благочестия» и стал осуществлять их программу исправления нравов,из-за чего вступал в постоян. конфликты как с паствой, так и с властями. В 1652А. стал протопопом в Юрьевце-Повольском, но вскоре вновь бежал в Москву, служилздесь в Казанском соборе на Красной площ. и в церкви св. Аверкия вЗамоскворечье. За актив. сопротивление церк. реформам патр. Никона А. в 1653сослан с семьей в Сибирь. Жил полтора года в Тобольске, служилпротопопом в Вознесенском соборе, пользовался покровительством воеводыкн. В.И. Хилкова и сиб. архиеп. Симеона, но в связи с новыми конфликтамипо указу патр. Никона А. было велено перевести в Якутск с запрещениемотправлять богослужение. В 1655 он с семьей двинулся под охраной служилыхлюдей в путь; в Енисейске по новому указу А. включен в отряденисейск. воеводы А.Ф. Пашкова, выступившего 18 июля 1656 на дощаниках вДаурию. Уже 15 сент. 1656 А. наказан кнутом на Долгом пороге (на Ангаре)за «малое писанейце», в к-ром Пашков осуждался за грубость и жестокость. Поприбытии 1 окт. 1656 в Братский острог А. заключен в холодную башню, где сиделдо 15 нояб. В мае 1657 отряд двинулся дальше, через Байкал, по Селенге и Хилку,и к окт. добрался до оз. Иргень. В кон. зимы 1658 служилые люди Пашкова, а сними и семья А. отправились иргенским волоком до р. Ингоды и по ней к нач. июля1658 добрались до устья Нерчи. Здесь на прав. берегу Шилки они воздвигли новыйВерхшилкский (Нелюдский, позднее –Нерчинский) острог и завели пашню. Между тем уже с кон. зимы 1658 в отряденачался голод, страшные сцены к-рого А. позднее запечатлел в своих сочинениях.Весной 1660, так и не сумев закрепиться на Амуре, Пашков с остатками своихлюдей вернулся в Иргенский острог. 12 мая 1662 сюда ему на смену прибылновый даурский воевода Л.Б. Толбузин, привезший с собой царскую грамоту обосвобождении А. из ссылки. В кон. июня А. отправился в обратный путь. В 1662/63он зимовал в Енисейске, в 1663/64 –в Тобольске, а весной 1664 приехал в Москву.

Во времясвоего пребывания в Сибири А. довелось вытерпеть невероятные лишения и голод,преодолеть множество опасностей, пережить смерть 2 сыновей. Здесь родилась егослава как героя и мученика за «старую веру», развился талант проповедника,осталось немало учеников и последователей. В Москве А. продолжил обличать церк.нововведения, за что в авг. 1664 был сослан с семьей в Пустозерск, нозадержался на р. Мезень в Окладниковской слободке. 1 марта 1666 его вновьпривезли в Москву, где он находился под стражей в разных монастырях иприсутствовал в кач-ве обвиняемого на заседаниях Московского церковного собора,к-рый лишил его сана и предал проклятию. В кон. авг. 1667 вместе с др.осужденными на соборе старообрядцами А. отправили в заточение вПустозерск. В период пустозерской ссылки созданы его осн. сочинения.Впоследствии А. и его соузники (поп Лазарь, дьякон Федор Иванов и инокЕпифаний) были сожжены здесь в срубе «за великие на царский дом хулы».

Соч.: Житие протопопаАввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Иркутск, 1979.

Лит.: Малышев В.И.Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума» // Древнерусская книжность. Л., 1985; Бороздин А.К.Протопоп Аввакум. СПб., 1900; Ростов/Дон, 1998; Демкова Н.С. СочиненияАввакума и публицистическая литература раннего старообрядчества. СПб., 1998.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты