ТУРУХАНСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ, муж. — различия между версиями

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «Категория:Т {{Статья |содержание= [[файл:Turuhanskiiy_Sviato-Troickiiy_monastyr'.jpg|thumb|alt=ТАТАРИНОВ Степан …»)
 
 
Строка 2: Строка 2:
 
{{Статья
 
{{Статья
 
|содержание=
 
|содержание=
[[файл:Turuhanskiiy_Sviato-Troickiiy_monastyr'.jpg|thumb|alt=ТАТАРИНОВ Степан Петрович|ТАТАРИНОВ Степан Петрович]]
+
[[файл:Turuhanskiiy_Sviato-Troickiiy_monastyr'.jpg|thumb|alt=Каменный храм Туруханского Свято-Троицкого монастыря. Современный вид|Каменный храм Туруханского Свято-Троицкого монастыря. Современный вид]]
 
'''ТУРУХАНСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ, муж.'''
 
'''ТУРУХАНСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ, муж.'''
 
Самая сев. правосл. обитель России. Основан в 1657 опальным монахом Тихоном (Тимофеем Семеновым) на Енисее, ок. устья Ниж. Тунгуски. В 1660 по благословению архиеп. Симеона в монастыре была освящена Троицкая церковь. В 1670 в монастырь перенесены мощи св. Василия Мангазейского. Монастырь был не только духов., но и культур. центром Мангазейского (Туруханского) у. Строитель Тихон привез в основанную им обитель рукоп. книги, в т. ч. жития святых, летописи, царские грамоты, положив начало богатой монастыр. б-ке. В 1730 имп. Анна Иоанновна преподнесла обители богослужеб. Евангелие. На его массивной серебр. крышке – овальное изображение святого с крестом в руке и надписью: «Мученик Василий Мангазейский». В 1722 при монастыре открыта цифирная школа.
 
Самая сев. правосл. обитель России. Основан в 1657 опальным монахом Тихоном (Тимофеем Семеновым) на Енисее, ок. устья Ниж. Тунгуски. В 1660 по благословению архиеп. Симеона в монастыре была освящена Троицкая церковь. В 1670 в монастырь перенесены мощи св. Василия Мангазейского. Монастырь был не только духов., но и культур. центром Мангазейского (Туруханского) у. Строитель Тихон привез в основанную им обитель рукоп. книги, в т. ч. жития святых, летописи, царские грамоты, положив начало богатой монастыр. б-ке. В 1730 имп. Анна Иоанновна преподнесла обители богослужеб. Евангелие. На его массивной серебр. крышке – овальное изображение святого с крестом в руке и надписью: «Мученик Василий Мангазейский». В 1722 при монастыре открыта цифирная школа.
Строка 12: Строка 12:
 
|литература=
 
|литература=
 
Лит.: Житие Василия Мангазейского и повествование о начале Туруханского Троицкого монастыря / Под ред. П.Е. Островских. СПб., 1910; Ауэрбах Н.К. Заселение и развитие промыслов в низовьях реки Енисея. Красноярск, 1929; Бахрушин С.В. Научные труды. М., 1955. Т. III, ч. 1; Копылов А.Н. Русские на Енисее в XVII в. Земледелие, промышленность и торговые связи Енисейского уезда. Новосибирск, 1965; Житие святого праведного Василия Мангазейского / Подготовил Б. Пивоваров // Журн. Московской патриархии. 1977. № 11; Ромодановская Е.К. Русская литература на пороге нового времени: Пути формирования русской беллетристики переходного периода. Новосибирск, 1994.
 
Лит.: Житие Василия Мангазейского и повествование о начале Туруханского Троицкого монастыря / Под ред. П.Е. Островских. СПб., 1910; Ауэрбах Н.К. Заселение и развитие промыслов в низовьях реки Енисея. Красноярск, 1929; Бахрушин С.В. Научные труды. М., 1955. Т. III, ч. 1; Копылов А.Н. Русские на Енисее в XVII в. Земледелие, промышленность и торговые связи Енисейского уезда. Новосибирск, 1965; Житие святого праведного Василия Мангазейского / Подготовил Б. Пивоваров // Журн. Московской патриархии. 1977. № 11; Ромодановская Е.К. Русская литература на пороге нового времени: Пути формирования русской беллетристики переходного периода. Новосибирск, 1994.
|автор=М.О. Акишин
+
|автор=М.О. Акишин}}
}}
+

Текущая версия на 14:51, 27 января 2013

Каменный храм Туруханского Свято-Троицкого монастыря. Современный вид
Каменный храм Туруханского Свято-Троицкого монастыря. Современный вид

ТУРУХАНСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ, муж. Самая сев. правосл. обитель России. Основан в 1657 опальным монахом Тихоном (Тимофеем Семеновым) на Енисее, ок. устья Ниж. Тунгуски. В 1660 по благословению архиеп. Симеона в монастыре была освящена Троицкая церковь. В 1670 в монастырь перенесены мощи св. Василия Мангазейского. Монастырь был не только духов., но и культур. центром Мангазейского (Туруханского) у. Строитель Тихон привез в основанную им обитель рукоп. книги, в т. ч. жития святых, летописи, царские грамоты, положив начало богатой монастыр. б-ке. В 1730 имп. Анна Иоанновна преподнесла обители богослужеб. Евангелие. На его массивной серебр. крышке – овальное изображение святого с крестом в руке и надписью: «Мученик Василий Мангазейский». В 1722 при монастыре открыта цифирная школа.

Путем вкладов, купли и захвата монастырь сосредоточил значит. кол-во промыслов и зем. угодий, превратившись в круп. хоз. центр. В 1764 обитель владела Тунгусской вотчиной с 23 промысл. зимовьями, Балахнинской и Усольской вотчинами в Енисейской у. За монастырем числилось 400 дес. пашенной земли, к-рую обрабатывали крестьяне – 399 душ муж. пола. Монастырь имел собств. соляные и песцовые промыслы, 7 лавок в Туруханске и камен. лавки на Абалатском подворье в Енисейске. В кон. XVII – нач. XIX в. в монастырь на «смирение» направлялись старообрядцы, сектанты, скопцы и т. д. В кон. XVII в. около монастыря его вкладчиками, крестьянами и наем. работниками основано поселение – с. Монастырское (в 1925 переименовано в Ново-Туруханск, ставший адм. центром Туруханского кр.). Игумен монастыря руководил миссионер. деят-тью среди корен. населения края. В 1719 для новокрещеных Инбацкой вол. построена правосл. церковь. В 1770–80-х гг. игумен Мисаил и братия монастыря распространяли православие среди тундровых и лесных энцев, хантов, тунгусов и татар. В 1850 открыта Туруханская духовная миссия. В 1863 при Туруханской обители золотопромышленником и меценатом М.К. Сидоровым основано училище для детей «инородцев». В кон. XIX в. миссионерами открыты церковь в Ессее и часовня в Чиринде, 2 факториях на севере Эвенкии.

В мае 1920 Т. С.-Т. м. был ликвидирован, а его имущество национализировано. Однако жители Туруханского кр. продолжали почитать св. Василия Мангазейского и помнили о важной роли монастыря в развитии своего края. По решению Свящ. Синода от 22 февр. 1995 Т. С.-Т. м. монастырь восстановлен.

Лит.: Житие Василия Мангазейского и повествование о начале Туруханского Троицкого монастыря / Под ред. П.Е. Островских. СПб., 1910; Ауэрбах Н.К. Заселение и развитие промыслов в низовьях реки Енисея. Красноярск, 1929; Бахрушин С.В. Научные труды. М., 1955. Т. III, ч. 1; Копылов А.Н. Русские на Енисее в XVII в. Земледелие, промышленность и торговые связи Енисейского уезда. Новосибирск, 1965; Житие святого праведного Василия Мангазейского / Подготовил Б. Пивоваров // Журн. Московской патриархии. 1977. № 11; Ромодановская Е.К. Русская литература на пороге нового времени: Пути формирования русской беллетристики переходного периода. Новосибирск, 1994.

М.О. Акишин

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты