РОЛТОМ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 15:43, 9 января 2013; 1407 (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

«РОЛТОМ», ОАО. Один из ведущих рос. производителей шариковых подшипников (Томск).

Предприятие создано в нояб. 1941 на базе эвакуир. из Москвы части произв. мощностей и специалистов гос. подшипникового з-да № 1 (ГПЗ-1). С авг. 1941 по янв. 1942 прибыло оборудование 16 цехов, ок. 1 тыс. инж.-техн. работников и квалифицир. рабочих, составивших костяк предприятия. Оборудование разместилось в бывш. казармах, складах, конюшнях Северного воен. городка, энергетич. мощности к-рого пришлось дополнить неск. подстанциями и линиями электропередач.

Произв-во подшипников для воен. техники началось в нояб. 1941 еще до прибытия в Томск всего оборудования. До кон. 1941 завод выпустил 40 тыс. подшипников, в 1942 – почти 2 млн шт. В 1942–43 предприятие расширялось, поступало новое оборудование. После постройки корпусов для кузнеч., роликового, шарикового и транспорт. цехов производств. площади з-да составили 8,2 тыс. кв. м. К 1944 началась подготовка кадров в машиностроит. техникуме, уч.-производств. цехе (впоследствии ремесл. училище), школе рабочей молодежи № 6. Всего за годы войны завод выдал более 9,5 млн подшипников 63 типоразмеров.

В 1945 предприятие стало называться ГПЗ-5. Оборон. заказ сократился, начался переход на выпуск подшипников для с.-х. машин и транспорта. Во 2-й пол. 1953 вступил в строй новый корпус площ. 10 тыс. кв. м, впервые спец. спроектированный и построенный для подшипник. произв-ва. В нем разместились полуавтомат., автомат., токарный, термич., шлифовальный цеха. В 1954 в состав ГПЗ-5 вошел в кач-ве цеха существовавший с довоен. лет ремонтно-подшипник. з-д. В сер. 1950-х гг. большинство осн. цехов завода подверглось полной реконструкции, на 50 % обновилось технол. оборудование. В 1959 сдан в эксплуатацию цех по выпуску спец. малогабарит. подшипников (вес 1,5 г). В то же время началось произв-во подшипников для ж.-д. транспорта весом более 19 кг. Всего в течение 1950-х гг. производств. фонды и объем произв-ва выросли более чем в 4 раза. В 1960 ГПЗ-5 произвел 20,5 млн подшипников. В 1959 началось стр-во филиала ГПЗ-5 – з-да приборных подшипников (ГПЗ-29). В 1964 вступила в строй 2-я очередь цеха по произв-ву высокоскоростных буксовых ж.-д. подшипников. К сер. 1960-х гг. ГПЗ-5 – круп. предприятие, поставляющее продукцию на мн. машиностроит. заводы СССР и в 30 стран мира.

Расширение производств. площадей, совершенствование технол. процессов продолжались и в 1970–80-е гг. Ввод в действие корпуса шариковых подшипников позволил провести очеред. реконструкцию с полной заменой инж. сетей, перепланировкой размещения технол. оборудования, оснащением грузоподъем. механизмами. В нач. 1980-х гг. положение завода осложнилось передачей произв-ва высокоскоростных буксовых ж.-д. подшипников на специализир. завод в Степногорск и вынужден. перепрофилированием на выпуск крупногабарит. подшипников новой серии. Выйти из плановой убыточности (убытки 1985 – 6 млн руб.) удалось лишь к кон. 1989. В 1990 на заводе трудилось 5,5 тыс. чел., к-рые произвели 58 млн подшипников.

В июле 1992 на базе ГПЗ-5 создано акцион. об-во «РОЛТОМ». Это не предотвратило значит. снижения объемов произв-ва в условиях кризиса отеч. машиностроения. Тем не менее в 1994 предприятие получило приз «Золотая Арка Европы», в 1996 – приз «Золотая Пальма». В 1998, когда падение произв-ва достигло низш. точки, на заводе работало 2,1 тыс. чел. Начавшееся в послекризисных условиях восстановление произв-ва (с 10 млн подшипников в 1998 до 23 млн в 2000) привело к росту числа занятых (до 2,5 тыс. чел. в нояб. 2000). Наряду с прежней профильной продукцией (подшипники качения, роликоопоры для транспортировки сыпучих материалов в ленточных конвейерах, суперфинишное оборудование для произ-ва подшипников) з-д изготавливает зап. части для отеч. и зарубеж. с.-х. техники. Запущена спец. программа произв-ва подшипников для нефтяников; их выпуск вырос с 1,5 млн руб. в 1999 до 38 млн руб. в 2001. До трети продукции з-да уходило на экспорт. По итогам 2000 «РОЛТОМ» стал лидером машиностроит. отрасли и вошел в число 100 лучших предприятий России.

Однако в 2002 произв-во на з-де сократилось вследствие падения спроса на его продукцию со стороны автомобилестроит., тракторостроит. и станкостроит. отраслей рос. экономики. В 2005 долги предприятия достигли 400 млн руб., и арбитраж. суд ввел на нем внеш. упр-ние. На базе ОАО «РОЛТОМ» создали ЗАО «Томский подшипник». Предприятию пришлось сократить производств. мощности. В 2006 моск. торговая сеть «Седьмой континент» приобрела бывш. производств. помещения (площ. 37,5 тыс. кв. м) для оборудования торгово-развлекат. центра. В то же время при новом рук-ве доля экспорта в продукции предприятия выросла с 8 до 60 %. Томские подшипники покупают более 40 стран Европы и Америки и более 300 круп. предприятий во всех регионах России.

Лит.: Мы – подшипниковцы. Томск, 1974; Бакулина М., Вагина З., Лапина Л. Государственный подшипниковый завод № 5 // О людях с чистой совестью: Из истории группы томских заводов. М., 1992.

В.Г. Зыкова

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты