МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ В СИБИРИ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ В СИБИРИ. 1-е театрализов. представления на тер. Сибири можно усмотреть в «скоморошьих» играх, обычаях празднования Масленицы и т. п. К нач. XVIII в. (1703–04) относятся сведения о бытовании в Сибири Духовного театра. 1-ми актерами являлись ученики и учителя архиерей. школы, мл. духовенство, семинаристы. Спектакли проводились на площ. у арихиерейского дома в Тобольске во время святок. Во 2-й пол. 1720-х гг. подобный театр возник в Иркутске. В репертуаре (предположит.) были драмы С. Полоцкого («О Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных»), Дм. Ростовского, Филофея (Лещинского). Спектакли включали муз. ансамбли, небольшой оркестр. В нач. XVIII в. был известен вертеп, занимавший промежут. положение между народ. и духов. театрами (Иркутск, Селенгинск, Енисейск, Тобольск и др.). В духов. школ. драму и вертеп постепенно проникали элементы светского искусства, муз. интермедии, персонажи, не связан. с осн. действом. С 1743 в семинар. театре разыгрывались пьесы светского содержания («Максимилиан и царь Ирод», «Фомка», «Калиф на час»). В сюжет вертеп. драмы стали проникать комич. с признаками критич. направленности эпизоды.

Светские муз. театры в Сибири появились во 2-й пол. XVIII в. Полупроф. коллективы (приезжие труппы и мест. любители) ставили драм. и муз. спектакли – волшеб., народ.-быт., комич. и др. произведения рус. и зарубеж. авторов. В репертуаре Тобол. театра в кон. XVIII в. значилось 35 опер. В 1-й пол. XIX в. активизируется самодеят. творчество. В Барнауле, Омске Тобольске, Иркутске, Минусинске, Канске устраивались концерты, лит.-муз. вечера, любит. спектакли, действовали любит. театры. Репертуар включал произведения проф., любит. (в т. ч. соч. мест. авторов) и народ. творчества. Исполнялись в осн. те же соч., что и в Европ. России. По сравн. с XVIII в. отмечалось снижение доли произведений оперного жанра и рост числа водевилей.

Существ. развитие муз.-театр. деят-ти в регионе происходит во 2-й пол. XIX в. Растет кол-во проф. трупп, приезжих и мест. Наряду с оперными и муз.-драм. труппами муз. спектакли продолжали ставить и драм. коллективы. В Омске в 1880–90-е гг. звучали оперы «Демон», «Кармен», «Аида», «Евгений Онегин», «Травиата» и др., в Красноярске, помимо оперетт, в 1897 (труппа В.И. Розанова) – оперы «Фауст», «Самсон и Далила», «Паяцы», «Трубадур», «Русалка», «Жизнь за царя», «Мазепа» и др. Силами томского т-ва артистов (орг. в 1885) ставились оперы и сцены из опер, в частн., «Дочь полка» (1888), «Трубадур», «Кармен», «Фауст» (сезон 1891/92). С 1896 в Томске работала муз.-драм. труппа Н.А. Корсакова, представившая мн. опер и оперетт (в 1897/98 – 20 опер, в 1899/1900 – 33 оперы и 12 оперетт и т. д.). В 1900–10-е гг. лидирующие позиции в муз.-театр. жизни региона занимал Иркутск. Репертуар сиб. театров включал ок. 60 рус. и зарубеж. опер, отличавшихся жанровым и стилистич. разнообразием (большая опера, камерная, классич., лирич., романтич., бытовая, комич., героико-эпическая, муз. драма и др.). В кон. XIX – нач. ХХ в. в сиб. муз.-театр. деят-ти наблюдалось стремление преодолеть развлекательность и обратиться к вершинам оперного жанра («Отелло», «Пиковая дама»), к большим операм («Гугеноты», «Аида», «Мазепа»). Любит. коллективами часто ставилась «Аскольдова могила» Верстовского. В Красноярске в 1905 силами любителей поставили «Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского.

Процесс формирования проф. муз. театра в сов. период шел от передвижных, гастрол. коллективов к театру на стационар. основе. В нач. 1920-х гг. в Сибири предпринимаются попытки создания гос. муз. театров. Первым стал Сибирский гос. оперный театр (Сибгосопера, 1920–34), организов. в Омске, но работавший в осн. (с 1922) в Новониколаевске (Новосибирске). Оперные труппы, возникшие в др. городах, как правило, в составе муз.-драм. театров, вскоре закрылись из-за отсутствия финансирования. На смену им пришли труппы, существовавшие 1–3 сезона, исполнявшие попул. произведения рус. и европ. оперной классики, оперетты.

Краснояр. оперной труппой, работавшей в составе 1-го сов. театра (1920–22), ставились сцены из опер, оперетты, давались симф. концерты. Неск. спектаклей поставила труппа, созд. П.И. Словцовым. В 1924 на ее основе был организован «Трудовой оперный коллектив» (ок. 100 чел.), работавший 1 сезон (44 спектакля). В кон. 1920-х гг. оперные спектакли в Красноярске ставились по инициативе мест. Филармонич. об-ва с участием солистов, приглашенных из др. городов. В Иркутске, где в годы Гражд. войны сосредоточились значит. оперные силы, было организовано т-во оперных артистов (с янв. 1920 – «Русская опера. Кооперат. т-во под упр. М.К. Максакова»). Этот коллектив (солисты, хор, оркестр – свыше 100 чел.), составивший основу оперной труппы Народного дома, работал 3 сезона. В Томске в 1920–22 существовала оперная труппа при гарнизон. клубе, дававшая в месяц 10 оперных спектаклей и 6 концертов. С 1926 в течение 3 сезонов в городе работала «Сезонная оперно-опереточная труппа» (артисты Томска и Самары). В ее репертуаре значилось 17 рус. и 19 зарубеж. опер, 10 оперетт, неск. балетов.

В 1920–30-е гг. в муз. жизни Омска, Красноярска, Томска активно участвовали муз. учеб. заведения. В 1930–32 в спектаклях томской оперной труппы выступали студ. хор и симф. оркестр муз. техникума. Наряду с попул. классикой ставились оперы «Орлиный бунт», «Прорыв», «Хозяин и работник», балеты «Корсар» и «Красный мак». Омский муз. техникум с кон. 1920-х гг. (после создания симф. оркестра), наряду с оперными сценами, стал ставить спектакли («Борис Годунов», 1930). В нач. 1930-х гг. в Омске пытались создать синтетич. театр, в к-ром могли бы ставиться драма, опера, балет («Сибирский театр актерского мастерства», гл. реж. В. Торский). Но в 1936 театр был преобразован в обл. драм. Важную роль в пропаганде оперного искусства, в частн., в Новосибирске и Иркутске, играли радиокомитеты, при к-рых создавались симф. оркестры и оперные труппы. В репертуаре оперной студии Иркут. радиокомитета (1935–38) было 12 опер. Спектакли проходили в помещении драм. театра, раб. клубов, транслировались по радио. В 1920-е гг. значит. место в репертуаре оперных трупп занимала оперетта. В 1929 из Сибгосоперы выделилась самостоят. гастрольная опереточная труппа. В Томске нек-рое время (кон. 1919–20) существовал театр муз. комедии. В 1920–30-е гг. спектакли оперетты в сиб. городах ставились в осн. гастролировавшими и врем. (сезонными) труппами. Первым за Уралом гос. театром оперетты стал Хабаровский краевой театр муз. комедии, отметивший в окт. 2006 свое 80-летие (открылся в 1926 как театр «комической оперы», с 1933 – Хабаров. краев. муз. театр). В 1941 начал работу театр муз. комедии в Иркутске.

В 1931 в Новосибирске началось стр-во Дворца науки и культуры (см. Новосибирский государственный академический театр оперы и балета). Первонач. предполагалось создание комплекса, включавшего театр массовых действий, концерт. зал, музей, картин. галерею. В 1935 принято решение о стр-ве обычного оперного театра, завершение к-рого, после ряда отсрочек, намечалось на авг. 1941. В 1939, в связи с ожидавшимся окончанием стр-ва здания, был организован Новосибирский обл. оперный театр, основу труппы к-рого составили артисты Новосиб. радиокомитета и оперно-балет. труппы Челябинска (гл. реж. И.И. Волчек, гл. дирижер Н.И. Родзиевский, балетм. Г.И. Язвинский и хорм. В.Г. Бричевский). Труппа состояла из 40 солистов, хора (60 чел.), балета (40 чел.). 1-м спектаклем стала «Кармен» (премьера 23 марта 1939 в Томске). Из-за отсутствия помещения театр работал в режиме гастролей в Томске, Иркутске, Новосибирске. За 1939–40 поставлены оперы «Кармен», «Чио-Чио-сан», «Травиата», «Евгений Онегин», «Иван Сусанин», «В бурю», балет «Корсар». С янв. 1941 труппа работала в собств. здании, хотя оборудование сцены не было закончено. 25 янв. 1941 в зрит. зале театра на врем. подмостках состоялось концерт. исполнение оперы П. Чайковского «Иоланта». В теч. 5 мес. подготовлены и показаны еще неск. опер и оперетт. В годы Великой Отечественной войны в театре были сформированы концерт. бригады, выступавшие на призыв. уч-ках, в воин. частях, госпиталях и т. д. В здании театра работали многочисл. творч. и производств. учреждения, проект. и н.-и. институты, размещались фонды Гос. Третьяковской галереи, Гос. музея этнографии, Ленингр. артиллерийского музея, фрагменты Севастопольской панорамы и др. В нояб. 1942, несмотря на незавершенность сцены, открылся для концерт. деят-ти Большой зрит. зал. В февр. 1944 1-я очередь здания передана дирекции театра. Возобновилась работа по формированию труппы, при театре были созданы хоровая и балет. студии (март 1944). Офиц. открытие Новосиб. оперного театра состоялось 12 мая 1945.

В годы войны в Сибирь были эвакуированы мн. худ. коллективы (Ленингр. филармония, драм. и муз. театры). В Красноярске работал Объед. Днепропетровский и Одесский оперный театр, в Иркутске – Киевский театр оперы и балета, в Омске – Сталинградский, в Кемерове – Моск. театры оперетты и т. д.

В 1940-х гг. в Сибири появилось неск. стационар. муз. театров: оперные в Новосибирске (1945) и Улан-Удэ (1949; см. Бурятский государственный академический театр оперы и балета), муз. комедии в Красноярске, Кемерове, Омске. Красноярский краевой театр муз. комедии (1944–50) организован на базе эвакуир. в Сибирь ансамбля оперетты Всесоюз. гастрольно-концерт. объединения. Открылся в нояб. 1944 опереттой И. Кальмана «Марица», закрыт в 1950. Новые театры муз. комедии в регионе возникают в кон. 1950-х – нач. 1960-х гг. в Томске (Северск), Новосибирске, Барнауле, 2 театра в Красноярске. В 1978 открывается оперный театр в Красноярске (см. Красноярский государственный театр оперы и балета).

Развитие муз. театра в нац. республиках начиналось в 1930-е гг. с постановки муз.-драм. спектаклей в драм. театрах, создания муз.-драм. коллективов. В 1939 в Бурятии был организован муз.-драм. театр, на базе к-рого спустя 10 лет создан оперный театр. В Якутске существовал муз. театр-студия (1944–48), с 1948 – муз.-драм. театр. В 1971 на его основе создан Гос. муз. театр, преобразов. в нач. 1990-х гг. в театр оперы и балета (см. Гос. театр оперы и балета Республики Саха (Якутия)). Созд. в 1940 в Туве муз.-драм. театр-студия в 1944 преобразован в Тувин. обл. драм. театр. В 1959 театр снова становится муз.-драм., с 1962 – Тувин. республ. муз.-драм. театр (см. Тувинский театр и драматургия). С кон. 1980-х – 1990-е гг. в деят-ти различ. фольклор.-этногр. коллективов (проф. и самодеят.) большое место занимают театрализов. представления по мотивам народ. эпоса, посвящ. народ. обычаям, обрядам.

К нач. 1980-х гг. в Сибири работало 13 муз. театров: 3 оперных (Новосибирск, Улан-Удэ, Красноярск), муз. (Якутск), муз.-драм. (Кызыл), 8 театров оперетты. В 1980–90-е гг. часть театров муз. комедии стала муз. театрами – в 1982 Омский, позже – Иркутский, Кемеровский и Томский (Северский) театры. В 1988 открыт Хакасский муз.-драм. театр «Читiген». В 1991 преобразован в театр оперы и балета Якут. муз. театр. В нач. XXI в. в регионе 4 оперных, 4 муз., 2 муз.-драм. (Кызыл, Абакан) театра, 4 театра оперетты.

Иркутский театр музыкальной комедии (ныне Иркут. гос. муз. театр им. Н.М. Загурского) создан в 1941 на базе Горьковского театра муз. комедии, приехавшего сюда на гастроли. Организаторы театра – Л. Сагайдачный (1-й дир.), Ф. Блиц, 1-й гл. реж. А. Орлов (до 1969). 1-е спектакли – «Свадьба в Малиновке», «На берегу Амура», «Холопка». В годы Великой Отеч. войны театр выступал в воин. частях и госпиталях, гастролировал по городам Сибири. Создан собств. спектакль – антифашист. муз. комедия «Под небом Праги» (муз. С. Заславского, авт. пьесы П. Маляревский). Неск. спектаклей поставлено при участии находившегося в эвакуации в Иркутске Киев. оперного театра. В послевоен. годы Иркут. театр выделялся профессионализмом труппы. При театре действовали 2-годич. хореогр. курсы. В репертуаре, наряду с классикой (И. Кальман, И. Штраус, Ф. Эрве и др.), были произведения совр. композиторов: И. Дунаевского, К. Листова, В. Баснера, Е. Птичкина и др. Ставились соч. сиб. (иркут.) авторов, напр., спектакль о строителях Иркут. ГЭС «Огни сибирские» (1956, муз. А. Кулешова, пьеса артиста театра Н. Каширского). В 1970-е гг. в репертуаре появились мюзиклы. В постановке мюзикла А. Кремера «Ваш покорный слуга» (впервые в России, 1981) участвовали звезды моск. оперетты Т. Шмыга и Ю. Веденеев. Поставлено неск. балетов («Бахчисарайский фонтан», «Корсар», «Эсмеральда»), оперы «Травиата» Дж. Верди (1968), «Алеко» С. Рахманинова (1978).

В 1989 Иркут. музкомедия стала муз. театром, переехала в новое здание, где 1 янв. 1990 состоялась премьера оперы «Кармен» Ж. Бизе. В 2001 театру присвоено имя народного артиста РСФСР Н.М. Загурского. В совр. репертуаре – оперы («Травиата», «Севильский цирюльник»), балеты («Золушка», «Щелкунчик»), оперетты («Корневильские колокола», «Баядера», «Сильва», «Летучая мышь»), мюзиклы («В джазе только девушки» Д. Стайна), рок-оперы («Иисус Христос – суперзвезда» Э.Л. Уэббера, «“Юнона” и “Авось”» А. Рыбникова), муз. комедии («Проделки Ханумы» Г. Канчели) и др. Театр гастролировал в городах страны, в т. ч. Москве. Мн. годы работали в театре гл. дирижер А. Кулешов, гл. балетм. Е. Эджубова, гл. худ. Г. Будрин. В 2006 в составе труппы – народные артисты России Е.К. Волошина, Н.И. Хохолков, В.А. Яковлев, засл. артисты РФ В.В. Варлашов, Е. Васильев, В.В. Попов, Е.В. Бондаренко, Н. Данилина, В.В. Дычинский, В.В. Лесовой, Н.П. Мальцев. Дир. В.К. Шагин, гл. дирижер Н.Р. Сильверстов, гл. балетм. Л.Л. Цветкова, гл. хорм. У.Ф. Чугуевская.

Кемеровский театр муз. комедии начал работать летом 1944 в Новосибирске (худ. рук. Н. Волков), в марте 1945 переведен в Кузбасс в кач-ве Кемеров. обл. театра муз. комедии. Первые 2 сезона работал в Прокопьевске, с 1947 – в Кемерове. До 1963 не имел своего помещения. В кон. 1940-х – 1950-е гг. существенно укрепляется труппа (за счет приехавшей из Ташкента группы артистов и музыкантов, гл. дирижер Е. Лугов, с 1952 по 1982), растет проф. уровень спектаклей. В репертуаре 1960–70-х гг. преобладали произведения отеч. композиторов: И. Дунаевского, Б. Александрова, В. Соловьева-Седого, А. Рябова, Е. Жарковского, Ю. Милютина, О. Сандлера и др. Из классики шли оперетты И. Кальмана, К. Целлера, И. Штрауса, Ф. Эрве и др. В 1964 театр стал Театром оперетты Кузбасса, в 1996 – муз. театром. В 1999 Гос. муз. театру Кузбасса присвоено имя народного артиста РФ А.К. Боброва. В совр. репертуаре – оперы, мюзиклы, балеты, оперетты, муз. комедии. Постановки последних лет: оперы «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Ночь чудесных обманов» Г. Доницетти, балет «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, оперетты «Фиалка Монмартра», «Веселая вдова», мюзиклы «Целуй меня, Кэт» К. Портера, «Дон Сезар де Базан» Е. Ульяновского, муз. комедии «Ханума» (муз. Г. Канчели), «Брак по-американски» (муз. В. Колло) и др. Театр гастролировал в городах страны. В 2006 в составе труппы – народный артист РФ П. Карпов, засл. артисты России Н. Ярова, О. Павлова, В. Титенко, Е. Белов. Худ. рук. и дир. – засл. раб. культуры РФ В.И. Юдельсон, гл. дирижер – засл. деятель искусств РФ В.Е. Ермошкин, реж. И.А. Каратаева, гл. хорм. Н.М. Факторович, гл. балетм. Ю.Н. Писаревский.

Омский гос. театр оперетты создан в 1947. Ядро труппы составили артисты Сталингр. оперетты, находившейся в Омске в годы войны, омские музыканты, артисты из др. городов. Основатели театра: дир. А. Егентов, дирижер Д. Палей, реж. Н. Зеленин. 1-й спектакль – «Яблоко любви» Р. Хейфа и И. Луговского. За первые 10 лет поставлено более 60 спектаклей. Театр приобрел известность, мн. гастролировал по стране (трижды в Москве). Здесь были поставлены практически все лучшие сов. оперетты, в т. ч. впервые ряд совр. произведений – «Рассвет на реке» Е. Родыгина, «Особое задание» и «Василий Теркин» А. Новикова, «Сладка ягода» Е. Птичкина, оперетта-потеха «Левша» В. Дмитриева по пьесе В. Константинова и Б. Рацера и др. Классич. репертуар включал признан. образцы «новой венской оперетты» (соч. К. Миллекера, И. Штрауса, Ф. Легара, К. Целлера, И. Кальмана).

В 1982 Омский театр муз. комедии преобразован в муз. театр. Построено спец. здание. Премьер. спектакль – опера Т. Хренникова «В бурю» (постановка гл. реж. театра А. Усубова), 1-й балет – «Тщетная предосторожность» Ф. Герольда, 1-я оперетта – «Дамы и гусары» Л. Солина. В репертуаре – опера, оперетта, балет, мюзикл, водевиль. Театр сотрудничает с совр. отеч. композиторами, проявляя особый интерес к постановкам, основан. на произведениях рус. литературы. В классич. репертуаре – оперы: «Травиата», «Богема», «Севильский цирюльник», «Паяцы», «Евгений Онегин»; балеты: «Жизель», «Эсмеральда» (Ц. Пуни), «Дон Кихот»; оперетты: «Баядера», «Принцесса цирка» «Голландочка», «Цыганский барон». В совр. репертуаре – муз. драма Е. Птичкина «Я пришел дать вам волю», «А зори здесь тихие» К. Молчанова, муз. трагикомедия В. Казенина «Забывчивый жених» (по Ф. Достоевскому), комич. опера Т. Хренникова «Золотой теленок», рок-балет А. Рыбникова «“Юнона” и “Авось”», оперетта Д. Шостаковича «Москва, Черемушки».

В 2006 в составе труппы, наряду с недавними выпускниками театр. вузов – народные артисты России В. Шершнева, Г. Котов, В. Никеев, засл. артисты РФ Н. Блохина, М. Лаврова, Б. Шевченко, Э. Овчинников, Г. Салеидзе, И. Трусова, М. Багаев, Е. Шихова, О. Торопова, О. Карпович. Дир. – засл. работник культуры Б. Роттберг, гл. дирижер – Ю. Соснин, гл. хорм. – засл. работник культуры Т. Боброва.

Томский театр музыкальной комедии (ныне – Северский муз. театр) открылся в 1958 в Томске-7 как муз.-драм. театр спектаклем «Поцелуй Чаниты» Ю. Милютина. В 1968 переименован в театр муз. комедии, в 1993 – в муз. театр. 1-й дир. П.В. Волков, гл. реж. Б.Ф. Зац, гл. дирижер Ю. Проскуров, гл. балетм. И. Брижинский. За годы работы поставлено ок. 300 спектаклей, в т. ч. более 120 оперетт и муз. комедий, 20 мюзиклов и водевилей. Наряду с изв. произведениями «легкого жанра» ставились оперы («Алеко» С. Рахманинова, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, «Травиата» Дж. Верди и др.), балеты («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Барышня и хулиган» Д. Шостаковича, «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова, «Вальпургиева ночь» Ш. Гуно, «Красный мак» Р. Глиэра, «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П. Чайковского, «Чиполлино» К. Хачатуряна, «Эсмеральда» Ц. Пуни, «Кармен-Сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина и др.), рок-опера «“Юнона” и “Авось”» А. Рыбникова, мюзиклы. Театр гастролировал по городам региона, в Казахстане, Киргизии, в Крыму, на Урале. В разные годы в театре работали засл. арт. Украины В. Васильев, засл. артисты России Н. Крыжановский, А. Романцев, В. Жданов, Т. Подберезкина, Ю. Семенова, засл. арт. Молдав. ССР В. Рыжиков, засл. арт. Таджик. ССР А. Полякова, засл. арт. Марийской АССР Л. Высокочиненко и др. В 2006 в составе труппы – народный артист РФ Б.Н. Киселев, засл. артисты РФ С. Скорова, Л.Ф. Травкина, Н.В. Горбунова, Н.И. Капусткин, А.П. Лившун, И. Козаренко, засл. арт. Украины С. Кострова. Дир. – С.Н. Зубов, гл. реж. – О.Л. Портнягин, гл. дирижер В.Н. Шелепов, гл. худ. В.Н. Акимов, гл. хорм. Е.В. Кулакова.

Красноярский гос. театр музыкальной комедии открыт в 1959. 1-й дир. Н.Г. Ляпунов, гл. реж. Я.М. Корнблит, гл. дирижер С.Н. Бедерак. 1-я постановка – оперетта «Вольный ветер» И. Дунаевского. Театр подготовил свыше 200 премьер: классич. оперетты, водевили, мюзиклы, впервые в Красноярске показал балеты «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева (1963), «Коппелия» Л. Делиба (1963), «Эсмеральда» Ц. Пуни (1965). В разные годы в театре работали народный артист РФ Д.А. Хворостовский, засл. артисты РСФСР В.А. Вавилов, К.П. Гегель-Бородина, Ю.Ю. Поломский, В.Г. Эмирзиади, Л.В. Шлянцева, засл. арт. Респ. Мари-Эл Г.В. Климанова, засл. артисты Карел. АССР А.В. Краверский, В.И. Ожерельев. В 2006 в театре трудятся народная артистка РФ Т.Е. Агапова, засл. арт. РФ А.В. Александров, И.А. Безуглов, Ю.Ю. Ефимов, С.А. Кольянова, Г.В. Кичка, А.М. Литвинов, Ю.А. Молодов, Г.В. Мотинов, В.А. Родин, В.С. Савченков, Ю.М. Цехановский. Звания лауреатов нац. театр. премии «Золотая маска» (2000) удостоены С.А. Кольянова и И.А. Корытов. С 2005 театр возглавляет дир. Н.И. Русанова; гл. реж. – засл. деятель искусств РФ Ю.И. Гвоздиков, гл. дирижер – засл. деятель искусств РФ Л.З. Гельруд, гл. хорм. – Л.М. Сивых, гл. балетм. – В.А. Белобородов, гл. худ. – засл. деятель искусств РФ А.Н. Баженов. Театр гастролировал в городах России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Украины, Эстонии. В 1993 здание театра реконструировано. Зрит. зал рассчитан на 800 мест. Работает музей, экспозиция к-рого отражает историю и совр. деят-ть театра.

В 1960 в Красноярске-26 появился Красноярский (ныне – Железногорский) театр оперетты. Коллектив гастролирует по Красноярскому кр., городам региона, России. В репертуаре особое место занимают совр. произведения, мн. из к-рых впервые поставлены здесь («Полоса препятствий» О. Фельцмана, «Товарищи артисты» А. Колкера, «Товарищ Любовь» В. Иотина и др.). В совр. репертуаре – попул. мюзиклы, рок-оперы («Иисус Христос – суперзвезда» Э.Л. Уэббера), классич. оперетты И. Кальмана, Ж. Оффенбаха, И. Штрауса.

Новосибирский гос. театр музыкальной комедии создан в 1959 как филиал Новосибирского театра оперы и балета (1-й спектакль – «Вольный ветер» И. Дунаевского). В 1960 постановкой «Свадьбы в Малиновке» Б. Александрова открылся самостоят. театр оперетты, позже переимен. в Театр муз. комедии. 1-й гл. реж. М. Дотлибов, гл. дирижер С. Зиссер.

За годы работы поставлено более 200 спектаклей. В репертуаре – классич. и популяр. сов. оперетты, муз. комедии, мюзиклы, водевили, неск. балет. спектаклей. Особое внимание уделялось постановкам соч. новосиб. авторов: Г. Иванова («У моря Обского», «Рябина красная»), Г. Гоберника («С любовью не шутят», «А поутру они проснулись»), А. Дериева («Люди и разбойники из Кардамона») и др. Ставились произведения М. Самойлова («Страсти святого Микаэля», «Тогда в Севилье»), Е. Птичкина («Бабий бунт», «Сладка ягода»), А. Журбина («Биндюжник и Король»), А. Колкера («Свадьба Кречинского»), В. Плешака («Инкогнито из Петербурга») и др. Яркими спектаклями последних лет стали постановки мюзикла «В джазе только девушки» Д. Стайна (премия «Золотая маска», 2005), мировые премьеры мюзикла А. Журбина «Мышеловка» (по пьесе А. Кристи) и муз. комедии «Фигаро здесь!» (по мотивам оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник»). Новосиб. театр – обладатель нац. театр. премий «Золотая маска» (2003, 2005, 2006) и неск. дипломов фестиваля. Лауреат конкурса «Окно в Россию», учрежден. газ. «Культура», в номинации «Музыкальный театр года» (2001). Организатор 1-го театр. фестиваля новых муз. проектов России «Другие берега» (2004). Участник интернет-фестиваля «Театральная паутина» (2005). Гастролировал во мн. городах страны, за рубежом (Польша, 1985). В разные годы в театре работали народный артист РСФСР А.Я. Мовчан (гл. реж., 1970–80), засл. артисты России Р. Велланская, О. Башина, А. Горелик, С. Рышков, С. Савич, Ю. Притула. В 2006 в составе труппы – народные артисты РФ И. Ромашко, О. Титкова и А. Выскребенцев, засл. артисты РФ М. Михайлов, Ю. Цыганков, Л. Шаляпина, Т. Цыганкова (Рейтерович), В. Вольвачев, засл. работник культуры РФ Г. Гросман. Лауреатами премии «Золотая маска» стали О. Титкова, А. Выскребенцев и В. Гришуленко. Худ. рук. – дир., засл. арт. РФ Л.М. Кипнис, гл. реж. – засл. деятель искусств РФ Э.И. Титкова, гл. дирижер – засл. арт. РФ Э.А. Ахмедов, гл. балетм. – засл. арт. РФ Т.К. Капустина, гл. хорм. – засл. арт. РФ Т.Е. Горбенко.

Алтайский краевой театр оперетты начал работать в 1960 в Бийске как муз.-драм. театр. В 1964 в кач-ве краевого театра оперетты открыл свой 1-й сезон в Барнауле спектаклем «Роза ветров» Б. Мокроусова. Репертуар, наряду с сов. опереттами, включал попул. классику («Летучая мышь», «Веселая вдова», «Роз-Мари»). Во 2-й пол. 1970-х – нач. 1980-х гг. (гл. реж. Л. Халифман) признанными удачами театра стали спектакли «Сладка ягода» Е. Птичкина, «С любовью не шутят» Г. Гоберника, «Русский секрет» В. Дмитриева (по повести Н. Лескова «Левша»), «Девичий переполох» Ю. Милютина, «Фиалка Монмартра» И. Кальмана, мюзикл А. Колкера «Труффальдино». В 1990-е гг. ставятся спектакли разных жанров – классич. оперетта («Баядера», «Цыган-премьер»), комич. опера Ф. Зуппе «В греческом зале… В греческом зале…», муз. комедия Г. Гладкова «Ах, высший свет!», рок-опера Э.Л. Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда», мюзикл У. Рассела «Братья по крови». В совр. афише театра – оперетты, оперы («Севильский цирюльник», «Паяцы»), мюзиклы («Скрипач на крыше», «Инкогнито из Петербурга»), рок-оперы А. Рыбникова и Э.Л. Уэбера, муз. комедии, водевили. Лидерами театра в разные годы были: гл. режиссеры – засл. арт. РСФСР П.В. Алдахин (1960–68), засл. деятель искусств РСФСР И.А. Дубницкая (1968–77), гл. дирижеры – Г.А. Бабич и засл. деятель искусств Бурят. АССР Б.А. Супер, гл. балетм. – засл. деятель искусств РФ Н.З. Громов, актеры – засл. артисты России А. Богородицкий, Э. Овчинников, П. Приходько и др. В 2006 в театре работают засл. артисты РФ Л. Августовская, Ю. Кашин, С. Федоров, О. Гавриш, В. Парфенов, Б. Кучинев, З. Черных, Д. Иванов. Худ. рук. – засл. арт. России В.Н. Филимонов, гл. дирижер – В.Н. Крестенко, гл. балетм. А.И. Курбатов, гл. худ. В.И. Болгов, гл. хорм. В.И. Шардаков.

Лит.: Музыкальная культура Сибири. Новосибирск, 1997. Т. 2, кн. 1; Т. 3, кн. 1, 2; Новосибирск: Энциклопедия. Новосибирск, 2003; Музыкальная культура Новосибирска. Новосибирск, 2005.

Л.И. Пыстина, Б.А. Шиндин

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты