МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СИБИРИ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СИБИРИ. Первые свидетельства о зарождении М. к. С. содержатся в археол. памятниках. Наскал. рисунки (петроглифы) с изображением обрядов, сопровождавшихся музыкой, обнаружены в пещерах Горн. Алтая (Каменная, Денисова, Усть-Каракол, Кара-Бом, Страшная), Иркутской обл. (Еланцы), Тувы (Чинге-Даг-Ужу, пещера «Пестуновка»), Хакасии (грот «Двуглазка»). В результате раскопок на тер. Сибири найдены образцы (фрагменты) нек-рых муз. инструментов (скифская арфа), разнообраз. манки для подманивания птицы и зверя, фигурки человека, давшие представление об элементах ритуал. танца шамана и др. обрядовых плясок. Древние муз. инструменты сохранились в традиц. культурах корен. народов Сибири (бубен, флейта, варган и др.).

Муз. культуры корен. этносов (см. Алтайская музыкальная культура, Бурятская музыкальная культура, Тувинская музыкальная культура,Хакасская музыкальная культура, Якутская музыкальная культура), несмотря на сходство типологическое, генетическое или по ареалу, имеют индивид. облик. Во всех культурах выделяются обрядовая, сказительская и лирич. сферы, однако их жанровый состав и муз.-стилистич. особенности заметно различаются.

Обряд. сферу представляют: музыка шаман. ритуала (ханты, нганасаны, чалканцы, шорцы, тувинцы, буряты, эвенки и др.); музыка медвежьего праздника (ханты, манси, эвены); похорон. и поминал. плачи (чалканцы, телеуты, эвенки, шорцы, хакасы); интонируемые скотовод. заговоры (алтай-кижи, теленгиты, тувинцы, буряты); круговые танцы (нганасаны, буряты, якуты, долганы, эвены, эвенки); благопожелания (буряты, тувинцы, якуты, долганы и др.). Неотъемлемой частью мн. культур стала музыка буддийск. (буряты, тувинцы), христиан. (телеуты, шорцы, хакасы) и мусульм. (сиб. татары) культов.

Эпич. сферу образуют развернутые поэтич. сказания объемом до неск. тысяч строк, к-рые поются целиком или фрагментами на один или неск. напевов (юж. алтайцы, шорцы, хакасы, якуты, долганы, нганасаны, буряты, эвены, эвенки), часто под аккомпанемент струн. инструментов; поющиеся сказки и/или сказки с песен. вставками (обские угры, алт. этносы, тувинцы); эпико-мифологич., героич. (ханты, манси, ненцы и др.) и повествовательно-быт. (сиб. татары и др.) песнопениями. В нек-рых культурах жанровой особенностью эпич. традиции является горловое пение.

Лирич. сфера представлена разнообразными жанрами песен. традиции, к-рая во мн. культурах является центр., а иногда и единственно сохранившейся (тофалары, чулымцы). В большинстве случаев ее основу составляют типовые напевы. У обских угров, самодийцев, тунгусо-маньчжуров выделяется жанр личных песен с указанием авторства.

Инструмент. исполнительство у одних народов (ханты, манси, тувинцы и др.) входит в центр. часть культуры, у др. (ненцы, энцы, нганасаны, долганы и др.) в периферийную.

Традиц. музыку корен. сиб. народов отличает ведущая, в т. ч. жанро-маркирующая роль тембра (вокально-тембр. отличия могут быть более значимыми, чем звуковысотные и ритмические). Звуковысот. нормы характеризуются преобладанием узкообъемных структур с широкими зонами (более тона) ступеней звукорядов при наличии разнообразных гемитонных (полутоновых) и ангемитонных (бесполутоновых) ладов. Согласно гипотезе В.В. Мазепуса, муз. культуры корен. народов Сибири образуют собственно сиб. этномуз. зону, составляющую наряду с колымско-чукотско-камчатской и приамурско-сахалинской этномуз. зонами сиб. метакультуру.

Новый этап в развитии М. к. С. начинается в кон. XVI в. с присоединением Сибири к Рус. гос-ву и появлением переселенцев из России. Перенесение культур. традиций из европ. части страны и их приспособление к сиб. условиям, взаимодействие традиций аборигенов и переселенцев формируют культуру региона кон. XVI–XVII вв.

Сиб. переселенцы относились к разным язык. группам и семьям: славянской (русские, украинцы, белорусы, поляки), германской (немцы), финно-угорской (эстонцы, коми, удмурты, марийцы, мордва), тюркской (татары, башкиры, чуваши). Наиболее изучена музыкальная традиционная культура восточнославянских переселенцев Сибири, представленная языч. быт. и календар. обрядами, скоморошьими и ист. песнями, былинами, эпич. сказаниями, перенесенными из европ. части России. Ее муз. инструментарий: кобза, скрипка, зурна, сопель, домра.

В гор. культуре Сибири XVII в. муз. искусство выполняло функцию «сопровождения» процессов воен., быт. и церк. хар-ра. Оставаясь преим. утилитарным, оно вместе с тем было художественно значимым для духов. жизни населения. Особую роль в централизации обществ. жизни сибиряков играла церк. музыка, связанная с христиан. обрядовостью. Первые упоминания о церк. музыке (молебное пение) относятся еще ко времени походов дружины Ермака, в к-рой были 3 попа и монах-расстрига. Церкви Сибири возникали одновр. с укреп. опорными пунктами. К 1697 в городах Тобольской епархии функционировало 108 церквей и 141 часовня. Документы той поры свидетельствуют и о постройках звонниц, и о приобретении колоколов. В Сибири имелись свои мастера колокол. звона. Сохранились имена 2 тобол. звонарей Софийского дома. Ими были некто Первушка (1624) и Лартка Григорьев (1636). Развивалось в Сибири церк. певческое искусство. В окладных книгах Софийского дома за 1636 числятся находившийся на государевом жаловании 1 демественник, 2 станицы (хора) певчих дьяков и 8 поддьяков.

После раскола РПЦ (сер. XVII в.) богослужеб. пение правосл. населения Сибири разделилось на 2 направления. Не принявшие реформы Никона староверы остались верны традициям древнерус. монодии – одноголосному знаменному пению (см.: Богослужебное пение старообрядцев Сибири). В храмах офиц. Православной церкви получило распространение многоголосное (партесное) пение. Отд. знаменные песнопения подверглись многоголосной обработке, заняв свое место в обновленном своде церк. напевов. В дальнейшем многоголосное церк. пение составили обиходные песнопения, включавшие обработки старинных распевов (знаменного, киевского, греческого, болгарского) и авт. сочинения.

Воен. музыка в XVII в. являлась достоянием в первую очередь служилых людей и была предназначена для организации их быта. По свидетельству Ремезовской летописи, в дружине Ермака имелись трубачи, сурначи, литаврщики и барабанщики. Аналог. «оркестр» в 1678 участвовал в походе отряда служилых людей «за Тару к соленому озеру». Известно также, что в войске Я. Тухачевского, в 1641 выступившего против киргизов, было неск. барабанов и литавры. Воен. музыка украшала и офиц. торжества. Так, подписание мирного договора России с Китаем в авг. 1689 проходило «при звуке труб и музыке». Быт. репертуар «оркестра» включал несложные пьесы, обработки народ. песен.

Разнообразным был муз. быт сибиряков. Источники свидетельствуют об увеселениях с песнями, плясками, игрой на муз. инструментах, таких как гудки, домры, цимбалы, роги. Большую роль в муз. жизни славян. населения играли скоморохи, пришедшие в Сибирь из сев. областей рус. гос-ва вместе с первыми рус. переселенцами.

Сочетание и взаимодействие традиц. для Средневековья форм бытования музыки (фольклор., церк. и воен.) оставалось важной тенденцией развития М. к. С. и в XVIII в. Одновр. в Сибири нашли отражение характер. для России процессы актив. формирования культуры европ. типа в светской и духов. жизни. Большой приток образованных людей, вызванный, в частности, Петровскими реформами, способствовал распространению европ. форм быта, ускорил внутр. дифференциацию мест. об-ва. Качественно новой тенденцией в муз. жизни Сибири, особенно 2-й пол. столетия, стало постепенное нарушение прежнего единства муз. интересов сибиряков, основанного на господстве фольклор. традиции.

Круп. культур. центрами являлись церкви и монастыри, создавались церк. б-ки, призванные обеспечить нотами и книгами церк. богослужение. Появились певческ. капеллы, церк. певческ. школы, ставшие также источником муз. просвещения аборигенов. Важную роль в формировании и развитии муз. традиций сибиряков сыграла деят-ть митрополита Сибирского и Тобольского Филофея (Лещинского) и его последователей: Иоанна (Максимовича), Антония (Стаховского), Арсения (Мацеевича), Антония (Нарожницкого). Им принадлежит инициатива в орг-ции 1-х театр. представлений. К нач. XVIII в. относятся сведения о духов. (школьно-церк.) театрах Тобольска и Иркутска (после 1720). Их репертуар состоял из драм Симеона Полоцкого («О Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных»), Дмитрия Ростовского, Феофана Прокоповича («О Владимире, славянороссийских стран князе и повелителе…»), Филофея Лещинского. Спектакли включали муз. номера, исполняемые ансамблями или небольшими оркестрами. Пользовался популярностью вертеп, представления к-рого занимали промежут. положение между народ. и духов. театрами (см. Театр и драматургия Сибири).

Первым в истории региона светским театр. учреждением стал омский «Оперный дом», организов. в янв. 1764 с санкции начальника сиб. погран. линий ген.-поручика И. Шпрингера. В театре, помимо трагедий Ломоносова, Хераскова, комедий Сумарокова, исполнялись 1-е рус. оперы «Мельник, колдун, обманщик и сват», «Разнощик» и др. В кон. столетия муз.-драм. театры действовали в Барнауле, Тобольске, Иркутске, Петропавловске.

С формированием культуры европ. типа в Сибири расширялась область функционирования музыки: балы, празднества, гуляния. Известно, что в 1783 1-й сиб. наместник И.В. Якоби привез в Иркутск оркестр из 40 чел. – большой для того времени коллектив не только по рос., но и по европ. меркам. В 1711–21 давал концерты в салонах Тобольска, Томска и др. городов оркестр пленных шведов. Значит. был репертуар оркестров. Так, крепостной роговой оркестр, привезенный в Тобольск в 1787 губернатором А.В. Алябьевым, исполнял свыше 100 произведений, среди них 7 симфоний и мн. миниатюр.

Расширяется состав и репертуар воен. оркестров, численно увеличенных после орг-ции Петром I регулярной армии. В специфич. условиях сиб. жизни воен. музыка приобрела исключит. значение. Оркестры играли на различ. светских мероприятиях, балах и гуляниях, маскарадах, шествиях. Исполнялись марши, виватные и застольные канты, танцы, в т. ч. европ. (полонез) и мест. (казачок, восьмерка), а также симфонии, серенады, обработки рус. песен.

О муз. фольклоре сибиряков можно судить по содержанию сб. рус. былин «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым» (см. Данилов Кирша). Этот датируемый посл. четв. XVII – сер. XVIII в. уник. памятник рус. культуры сиб. происхождения содержит 1-е в истории России записи поэтич. и нотного текстов древнейших эпич. и лирич. образцов народ. творчества, среди к-рых песни о мест. событиях: «Поход селенгинским казакам», «Во сибирской Украине, во Даурской стороне». Песни сб. занимают важное место в сокровищнице нац. духов. культуры России.

В кон. XVIII в. в тобол. изданиях «Иртыш, превращающийся в Ипокрену» (1789–91) и «Библиотека ученая, экономическая, нравоучительная, историческая и увеселительная…» (1793–94) появляются публикации просвет. хар-ра, написанные аноним. корреспондентом, посвящ. проблемам эстетики и теории искусства.

Ускоренным развитием всех сфер сиб. культуры, в т. ч. муз., характеризуется 1-я пол. XIX в. В регион. центрах – Иркутске, Красноярске, Омске, Тобольске, Томске – наряду с ранее сформированными создаются новые хоровые коллективы, духовые и симф. оркестры (см.: Симфонические оркестры в Сибири, Хоровое исполнительство в Сибири). Заметно повышается их проф. уровень. Оркестры оснащаются положенным составом инструментов, пополняются квалифицир. кадрами исполнителей и капельмейстеров. Расширяется хоровой и оркестр. репертуар, представленный духов., фольклор. и светскими произведениями. Духов. музыка звучала как на богослужениях, так и во время офиц. мероприятий. Фольклор. репертуар включал в себя обработки народ. песен. Светский пласт искусства состоял из популяр. для того времени произведений прикл. и развлекат. назначения. Балы, торжеств. обеды, гуляния открывались полонезами О.А. Козловского «Гром победы, раздавайся», «Польскими летит странами», звучали экосезы, кадрили, вальсы.

К сер. XIX в. в Сибири сложились разнообразные формы муз. образования. В воен. школах и гимназиях обязат. предметами были пение и «танцевание», игра на муз. инструментах. Наибольшее значение имело муз. образование в духов. учеб. заведениях, училищах и семинариях. Все большее значение получают формы гражд. муз. образования. Особая роль в становлении этих традиций принадлежала Женскому благородному ин-ту в Иркутске (см. Девичий институт).

Исключит. роль в обогащении сиб. муз. жизни этого времени принадлежала мест. и приезжей интеллигенции, образованным чиновникам, ссыльным полякам и декабристам. Одаренным музыкантом был С. Шашков (отец историка и публициста С.С. Шашкова) – регент прославившегося на всю Сибирь архиерейского хора и преподаватель пения (1845 54?) в Девичьем ин-те в Иркутске.

Значителен вклад в развитие М. к. С. композитора А.А. Алябьева, отбывавшего в 1828–32 ссылку в Тобольске. Его активность стимулировала творчество мест. поэтов, композиторов, исполнителей. Он «вывел» муз. искусство из салонов на концерт. эстраду и значит. расширил слушательскую аудиторию. Блестящие результаты дала работа Алябьева с тобол. симф. оркестром, составленным из оркестров Линейного казачьего войска и Тобольского батальона. Репертуар коллектива обогатился произведениями классич. зарубеж. музыки, обработками образцов народ. творчества. Нек-рое время Алябьев руководил также духовым оркестром Омского казачьего войск. училища и, по отзывам современников, довел его уровень до «замечательного совершенства».

Выехавшего на Кавказ Алябьева сменил на посту дирижера поляк граф К. Волицкий, осужденный за участие в восстании 1830. В Тобольске он давал уроки игры на фортепиано и пения, активно занимался муз.-исполнит. деят-тью, композицией. Оркестр Волицкого, по словам П.П. Ершова, играл увертюры новейших опер и концерты. Уже прославившийся «Коньком-горбунком» Ершов по окончании С.-Петербургского ун-та в 1836 вернулся на родину и стал крупным муз.-обществ. деятелем. Он являлся организатором и режиссером множества муз. мероприятий в Тобольске, уделял большое внимание гимназич. муз.-театр. самодеятельности. Поэт играл на флейте, его жена Елена Николаевна – на фортепиано. Ершов регулярно посещал концерты тобол. симф. оркестра, музицировал с преподавателем искусства гимназии Г.П. Мертличем и К. Волицким, к-рый написал на его либретто оперу «Сибирский день» (см. Союзы композиторов).

Исключит. по масштабам и значению являлась муз.-обществ. деят-ть декабристов в Сибири. В их среде были такие исполнители, как П.Н. Свистунов, А.П. Юшневский, Ф.Ф. Вадковский, М.Н. Волконская, супруги Ивашевы, М.И. Муравьев-Апостол и др. В самых разных формах выражалась помощь декабристов муз. учреждениям и орг-циям региона. Волконская в Иркутске принимала участие в работе хора Девичьего ин-та. В Тобольске Свистунов возглавил хор церк. певчих и создал оркестр, струн. квартет и фортепианное трио – коллективы, требующие высокой муз. культуры.

В 1-й пол. XIX в. зарождается «уличная» муз. жизнь. В Иркутске, Тобольске, Омске, Томске и др. городах в местах обществ. гуляний пели хоры, играли оркестры, давались представления народ. драм в сопровождении музыки, таких как «Царь Максимилиан», «Царь Ирод», «Лодка». Муз. жизнь оживилась в городах и поселениях, прежде в этом отношении ничем не примечательных. Так, в Нерчинске культ. центрами стали дома купцов Белокопытовых и братьев Кандинских – представителей новой сиб. буржуазии. Здесь устраивались муз.-лит. вечера. В Ялуторовске популярностью пользовался хор учащихся уезд. училища и «оркестр музыки» из ссыльных поляков. Окр. начальник Минусинского кр. А.К. Кузьмин устраивал танц. вечера и представления домаш. театра.

Развитие сиб. культуры 2-й пол. XIX в. неразрывно связано с реформами 1860-х гг., «золотой лихорадкой», вызванной открытием Ленских и Бирюсинских приисков, стр-вом Транссибирской магистрали. Последовавший за этими событиями резкий рост населения прямо или косвенно повлиял на развитие муз. искусства. Культур. традиции новопоселенцев усиливали прежде сложившиеся и порождали новые тенденции муз. быта. Одна из них – меценатство. В муз. культуру вкладывали средства томский купец П.И. Макушин, иркут. голова и обществ. деятель В.П. Сукачев и др. Возросла роль мест. разночинной интеллигенции. Такие видные ее представители, как Н.М. Ядринцев, Г.Н. Потанин, А.П. Щапов, В.Г. Богораз, стремились к созданию культ. учреждений и способствовали открытию отд-ний Имп. Русского музыкального об-ва – Нерчинского (1874), Омского (1876), Тобольского (1878), Томского (1879), Иркутского (1901).

В Сибири во 2-й пол. XIX в. появляется множество любителей музыки, по инициативе к-рых создаются хоровые об-ва, разнообразные об-ва любителей музыки и литературы, музыки и драм. искусства и т. п. – в Тобольске (1858), Омске (1874), Томске (1876), Иркутске (1882), Красноярске (1886), Якутске (1889), Сретенске и Чите (1895) и др. городах. Их деят-ть имела исключит. значение в условиях больших расстояний и ограниченности возможностей культур. развития региона, способствовала пропаганде полноценных в худ. отношении сочинений разных форм и жанров, воспитывала эстет. и нравствен. чувства, сознат. интерес к искусству и слушательскую культуру. Создавались любительские худ. коллективы – хоры и оркестры, устраивались муз.-лит. вечера, публичные концерты, ставились спектакли. Существ. роль в муз. просвещении сибиряков сыграли драм. об-ва Тобольска, Красноярска, Томска и др. городов. Помимо пьес рус. драматургов в их репертуар входили водевили, фрагменты опер, сольные и хоровые произведения.

Большое значение в распространении культур. традиций имели такие формы домаш. и обществ. быта сибиряков, как муз. салон, благородные, воен., купеч. собрания, создававшиеся по проф. признаку клубы, народ. дома. В их рамках организовывались благотворит. концерты, «утра», «вечера», воскресные чтения с сопровождением музыки и др. воспитат. и просветит. мероприятия, что способствовало привлечению к муз. жизни самой массовой аудитории, организации самодеят. коллективов.

Обширную муз.-просвет. деят-ть вели проф. хоры (воен. и церк.) и оркестры. Наряду с духов. и симф. оркестрами воен. ведомства существовали театр. и проф. оркестры, находившиеся в ведении частн. антрепризы или гор. упр-ния, создававшиеся для обслуживания обществ. нужд. В кон. 1860-х гг. в Тобольске играли оркестры «бальной музыки» и батальонный, по 2 оркестра функционировали в Омске и Кяхте. В 1874–82 активно концертировал оркестр Нерчинской муз. школы. В 1890-х гг. в Красноярске звучали воен. и камерный оркестры, в Иркутске – батальонный, добровольного пожарного об-ва, «бальной музыки», театральный, неск. пленэрных. С рубежа 1880–90-х гг. ведущая роль в муз. жизни региона начинает переходить от воен. оркестров к светским, гл. обр., театральным. В оркестрах играло мн. любителей, но их возглавляли образованные капельмейстеры. Среди последних выделяются имена А.М. Редрова (скрипач и дирижер, в 1850–70-е гг. работал в Иркутске, затем в Омске и Барнауле) и И.В. Гусева (дирижер и муз.-обществ. деятель, работавший в Иркутске в 1870–90-е гг.).

Функционировали в Сибири театр. коллективы: драм. (ставившие также водевили, оперетты и даже отрывки из опер), смешанные муз.-драм. и оперные. Среди них – проф., полупроф. и любительские. Гастролирующие труппы были разными по составу (от 5–6 до 20–30 чел.). Нек-рые давали лишь неск. спектаклей, др. работали в течение сезона. Хор и оркестр набирались на месте. В 1890-е гг. в Сибири гастролировали Т-во оперных артистов во гл. с певицей А.Г. Меньшиковой (в прошлом солисткой Большого и Мариинского театров), Т-во артистов Московской оперы (рук. В.О. Зеленый), опереточная труппа Антоновой и Вивьена, малорос. труппа К.П. Мирославского (ок. 30 чел.) и др. В составе оперной труппы антрепренера и дирижера А.А. Эйхенвальда (1902) были солисты имп. театров С.Г. Власов, Л.Д. Донской, Л.Г. Яковлев. В кон. XIX – нач. XX в. наиболее успешно работали в Томске и Иркутске антрепризы Н.А. Корсакова, А.А. Кравченко, Н.И. Вольского. Репертуар театров Красноярска, Иркутска, Омска, Томска, Тобольска, Барнаула, Тюмени, Минусинска, Ачинска, Читы, Владивостока был представлен операми и опереттами отеч. и зарубеж. композиторов – Верстовского, Рубинштейна, Даргомыжского, Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова, Вебера, Верди, Бизе, Леонкавалло, Россини, Оффенбаха и др. (см. Музыкальные театры в Сибири).

Ко 2-й пол. XIX в. относится нач. формирования муз.-крит. публицистики в мест. прессе. В офиц. «Губернских ведомостях», выходивших в Тобольске, Томске, Иркутске и др. городах, и частн. изданиях («Амур», «Сибирский вестник», «Сибирь» в Иркутске, «Сибирская газета», «Сибирская жизнь» в Томске, «Степной край» в Омске и др.) публиковались, наряду с информ. материалами, рецензии, обзоры, очерки, освещавшие разные аспекты и проблемы муз.-театр. жизни, муз. просвещения и быта. Первые специализир. издания, посвящ. искусству, появляются в нач. XX в. (напр., газ. «Сибирские театральные известия», Иркутск, 1906–07).

Нач. XX в. отмечено ускорением темпов развития муз.-обществ. жизни региона. Активизация деят-ти любителей музыки, муз., лит.-худ., культ.-просвет., благотворит. об-в происходит не только в круп., но и небольших городах и нас. пунктах (Мариинск, Колывань, Новониколаевск, Каинск, Кузнецк и др.). Успешно работают мест. отд-ния ИРМО в Омске, Томске, Иркутске (симф. и камерные концерты и вечера, оперные постановки, муз.-просвет. и образоват. деят-ть). Во мн. городах возникают хоровые об-ва. В кон. XIX – нач. ХХ в. в Сибири появляются новые формы муз. образования – муз. классы, частн. муз. школы, Народная консерватория в Томске (см. Музыкальное образование в Сибири).

В 1900–10-е гг. в регионе существовало множество любит. (симф., струн., народ.) оркестров и хоров. Расширилась сфера муз. деят-ти различ. клубов и обществ. собраний, также создававших муз. коллективы (хоры, оркестры народ. инструментов и пр.). Традицией стали объединенные выступления, совмест. мероприятия различ. коллективов и обществ, муз. школ. Продолжали выступать воен. оркестры и музыканты. Увеличение числ. музыкантов-профессионалов, возглавлявших концерт. жизнь городов, способствовало расширению репертуара, повышению его худ. уровня, обращению к сложным концептуальным, филос.-этич. произведениям разных жанров.

Изменились формы муз.-просвет. деят-ти правосл. церкви. Со 2-й пол. XIX в. в ряде городов (Якутск, Иркутск, Омск, Томск, Барнаул и др.) стали систематически проводиться концерты духов. музыки и нравственно-религ. чтения с муз. программой. Архиерейские хоры давали самостоят. концерты, фигурировали в кач-ве иллюстраторов в публич. лекциях и популяр. церк. чтениях, составляли ядро всех сводных хоровых коллективов. Наряду с традиционно звучавшими произведениями Д. Бортнянского, А. Львова, П. Турчанинова исполнялись соч. совр. авторов, в т. ч. Направника, Серова, Бородина, Чайковского, Гречанинова. В репертуар духов. концертов стали входить светские соч. (напр., фрагменты оперы «Жизнь за царя» М.П. Мусоргского), произведения Палестрины, Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. Есть данные о концертах (органная музыка, пение), проводившихся в католич. и лютеран. храмах Сибири. В репертуаре церк. хоров преобладали соч. известных столич. авторов. На рубеже XIX–XX вв. появились культовые произведения, написанные регентами сиб. церк. хоров.

Во 2-й пол. XIX – нач. XX в. в концертно-театр. жизни Сибири возрастает роль гастролирующих музыкантов, рос. и иностр. Среди мн. вокалистов наиболее известными были артист итал. оперы Шульц-Ряднов (1870-е гг.), рус. певица Д.М. Леонова, выступавшая в 1874–75 в ряде сиб. городов по пути на восток в ходе «кругосветного» концертного турне; артистка Московской оперы В.И. Жуковская-Булатникова (1898), артист итал. оперы Дж. Росси (1902) и др. Нек-рые из гастролеров подолгу пребывали в сиб. городах, вели образоват. и концерт. деят-ть. Напр., «король флейты» А. Тершак на пути из Японии остановился в Иркутске (с июля 1891 по апр. 1892), организовал оркестр, дал неск. симф. концертов. В 1890-е – нач. 1900-х гг. после сиб. гастролей остались в Омске пианистка М.К. КнауфКаминская (ученица А. Рубинштейна), в Томске – оперная артистка Е.К. Корсак-Дигби, ставшая преподавателем муз. классов, в Иркутске – скрипач оркестра Имп. Большого театра Г.-О. Женишек, пианист И. Пашковский, виолончелист Ф. Стендер.

Увеличению числа гастролеров способствовало стр-во Транссибирской магистрали. Больше всего, как и в предшеств. годы, приезжало вокалистов, в их числе самые прославленные – Л.В. Собинов, Ф.И. Шаляпин, Н. и Р. Фигнеры, А. Вяльцева, Н. Плевицкая. Выступали с концертами изв. виолончелисты А.В. Вержбилович, Б. Сикора. Гастролировали хоровые коллективы, оперные и драм. труппы. Среди коллективов, посетивших сиб. города или работавших там посезонно в 1900–10-е гг., можно назвать оперную труппу Ж. Гонсалеса, «оперу-буфф» под упр. А.К. Гетманова и М.Н. Ахматова, опереточную труппу Ф.В. Валенти и М.А. Полтавцева, Т-во оперных артистов под рук. М.М. Бородая, Т-во комической оперы и оперетты под рук-вом Л.А. Войтоловского, «Русскую оперу» М.К. Максакова, Первое передвижное т-во русской оперы, украинские (малорос.) муз.-драм. труппы и др. Самыми экзотич. были гастроли негритянской опереточ. труппы Г. Гарлянда (1912, Иркутск). Довольно частыми стали гастроли артистов балета, в т. ч. солистов Мариинского и Большого театров. Меньше посещали Сибирь пианисты и скрипачи, еще реже – инструм. ансамбли. Росла популярность нового типа концерт. исполнительства – на народ. инструментах (балалайки, гармони). Концерты изв. музыкантов стали проводиться не только в традиц. культ.-адм. центрах, но и в др. городах Сибири.

Развитие М. к. С. в сов. период отражает общие для страны процессы, связанные с парт.-гос. политикой в области худ. культуры в целом. В контексте отеч. муз. культуры Сиб. регион выделяется интенсивностью обновления форм муз. жизни. В ряд муз. центров, наряду со старейшими сиб. городами Томском, Омском, Красноярском, Иркутском, встают новые – Новосибирск, Барнаул, Кемерово, Новокузнецк, Прокопьевск, Норильск, Тюмень, Улан-Удэ, Якутск, Кызыл, Абакан, Горно-Алтайск. Вместе с тем М. к. С. испытывает немалые трудности, периоды интенсив. развития чередуются со спадами. Это связано как со спецификой местных условий, так и факторами общерос. масштаба в политике, экономике, культуре. В числе последних – идеол. диктат, регламентация репертуар. политики театров и исполнит. коллективов, тематики композитор. творчества и др. Однако общая линия развития М. к. С. за 70 лет сов. власти имеет восходящую тенденцию.

В сов. условиях сфера проф. муз. культуры полностью перешла в подчинение гос-ва. Идеи массовости, партийности и классовости оказали решающее влияние на политику гос. строительства в области культуры, формирования худ.-ценностных ориентаций. «Равноправное множество» определяло специфику соотношения общего и особенного в развитии нац. культур. Худ. процесс как никогда ранее оказался жестко «привязан» к социальному.

В истории М. к. С. в сов. период выделяется неск. этапов: 1920-е и 1-я пол. 1930-х гг.; сер. 1930-х – сер. 1950 гг.; со сер. 1950-х до нач. 1990-х гг.

Хотя к нач. XX в. проф. музыка проникла далеко на восток, вплоть до Тихого океана, Сибирь по отношению к центру России оставалась периферией. Определяющую роль в М. к. С. играло любительское и гастрольное исполнительство. Обозначившиеся центры проф. муз. культуры в губ. городах – Омске, Томске, Иркутске, Красноярске – были каплей в море на необъятной тер. Сибири. Преобладающая масса населения вообще не была знакома с формами проф. искусства.

Ведущей линией муз.-ист. процесса 1920-х – 1-й пол. 1930-х гг. являлся поиск системы адм.-гос. упр-ния культурой, формирование адекватной ей структуры муз. образования, способов орг-ции театр. и концерт. жизни. Ко 2-й пол. 1930-х гг. в Сибири сложилась 2-звенная система из нач. и средних муз. учеб. заведений. В развитии муз.-театр. искусства неудачей окончились попытки орг-ции в нач. 1920-х гг. сети стационарных театров и опыт создания и деят-ти регион. оперного театра (Сибгосопера). Сеть стацион. театров не сложилась из-за отсутствия соц.-экон. основы. История Сибгосоперы показала, что такой худ. организм, как опер. театр, не может существовать в режиме постоян. разъездов (см. Сибирский государственный оперный театр). Неудачными оказались поиски на протяжении 1920-х гг. гос. системы орг-ции концерт. жизни: функции центров концерт. исполнительства не смогли выполнить ни адм. органы упр-ния культурой, ни муз. учеб. заведения, ни радиокомитеты.

В сер. – 2-й пол. 1930-х гг. в развитии М. к. С. проявляются новые черты, связанные с иными принципами орг-ции концерт. деят-ти, созданием в 1936 Всесоюз. комитета по делам искусств при СНК СССР (до этого упр-ние муз. культурой было частью системы просвещения и образования). Начинает формироваться сеть гос. концерт. орг-ций – концертно-эстрадных бюро (КЭБ) и филармоний (см. Филармонии Сибири). Под эгидой гос-ва начиная с 1932 (пост. ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 «О перестройке литературно-художеств. организаций») возникают новые творч. союзы – писателей, художников, музыкантов, сменившие обществ. объединения (ассоциации) пролетар. писателей, художников, музыкантов, появившиеся после революции. В 1920–30-е гг. начинается становление системы проф. муз. культуры европ. типа в нац. республиках Сибири.

К сер. 1930-х гг. осн. муз.-творч. орг-ции Сибири представляли 3 муз. училища в Омске, Томске и Красноярске, неск. детских муз. школ, небольшие симф. оркестры и оперные труппы при Новосиб. и Иркут. радиокомитетах. Во 2-й пол. 1930-х гг. открываются новые муз. школы в Новосибирске и городах Кузбасса, КЭБ в большинстве культур. центров, филармонии в Новосибирске и Омске, филармония и муз.-драм. театр в Улан-Удэ, накануне войны – театр оперетты в Иркутске.

Годы Великой Отечественной войны стали временем интенсив. обогащения муз. жизни Сибири богатыми традициями отеч. исполнит. культуры, муз. театра, композитор. творчества и образования. Эвакуир. из Москвы, Ленинграда и др. городов европ. части страны театр. и филармонич. коллективы, ведущие музыканты-исполнители, педагоги и композиторы несли высокий профессионализм, способствовали воспитанию нового уровня худ. восприятия у широкого круга слушателей.

В 1940-е – нач. 1950-х гг. происходят важные события в муз.-театр. сфере – открываются театры муз. комедии в Иркутске, Омске, Кемерове, Красноярске (см. Музыкальные театры в Сибири). Начинают работу оперные театры в Новосибирске (1945, см.: Новосибирский гос. акад. театр оперы и балета) и Улан-Удэ (1948/49, см.: Бурятский гос. акад. театр оперы и балета). Возникают 1-е творч. орг-ции Союза сов. композиторов в Бурятии (1940) и Новосибирске (1942). Происходит заметный рост сети нач. и ср. учеб. заведений. В 1956 открывается 1-й муз. вуз за Уралом – Новосибирская гос. консерватория (НГК).

Со 2-й пол. 1950-х гг. начинается новый, более стабильный период существования сложившихся форм муз. жизни в атмосфере общей демократизации в стране. Осуществляются круп. финанс. вложения в экономику и культуру региона. В кон. 1950-х гг. открываются новые муз. театры в Томске, Новосибирске, Красноярске. Ведущее положение в области муз. пропаганды занимают филармонии. При них организуются симф. коллективы (см. Симфонические оркестры Сибири), среди к-рых исключит. значение приобретает Новосибирский академический симфонический оркестр.

Открытие НГК способствовало росту сети муз. училищ и школ, увеличению числ. проф. исполнит. кадров. НГК стала 1-м в Сибири центром развития муз. науки, при этом среди многообразных науч. направлений (история и теория отеч. и зарубеж. музыки, муз. медеевистика, культура стран Юж. и Юго-Вост. Азии, Д. Востока, проблемы исполнительского искусства, муз. образования и педагогики, философии искусства, эстетики и культурологии) главенствующее значение приобретает сиб. тематика: исслед-я по истории муз. образования, фольклору населяющих регион народов, муз. жизни дорев. Сибири и совр. сиб. городов, композитор. творчество, исполнит. искусство и т. д. Традиции науч. работы, заложенные 1-м поколением музыковедов (А.М. Айзенштадтом, В.В. Задерацким, Ю.Г. Коном, А.Н. Котляревским, Н.Ф. Орловым, Л.Я. Хинчин), продолжили исследователи последующих лет – профессора НГК, Новосибирского педагогического ун-та, Красноярской гос. академии музыки и театра и др. Результаты науч. работы сиб. музыковедов и культурологов широко представлены в монографиях, сборниках науч. статей, материалах междунар., всерос. и регион. конференций. Развитию исслед. мысли в области муз. искусства способствуют многообразные контакты сиб. исследователей с отеч. акад. и отрасл. НИИ, учеб. заведениями и науч. учреждениями Германии, Италии, Респ. Корея, Финляндии, Японии и др.

К кон. 1980-х гг. в Сибири сложилась система муз. образования, включающая все звенья – от дет. муз. школ до высш. учеб. заведений (НГК, Красноярская гос. академия музыки и театра). Существуют концерт. орг-ции (филармонии), в структуре к-рых функционируют симф. и народ. оркестры, инструм. и вокал. ансамбли, хоры и лит.-худ. коллективы, лектории; сеть муз. театров, творч. композитор. орг-ции (см. Союзы композиторов). За годы сов. власти сформировалась муз. культура европ. типа в нац. республиках. К кон. XX столетия М. к. С. уверенно вписалась в мировой муз.-ист. процесс. Произошло становление исполнит. и композитор. школ. Самобыт. результаты дало взаимодействие древнейших пластов традиц. музыки корен. народов Сибири с европ. традицией, разнообразными экспериментами авангарда и формами массовой муз. культуры.

Помимо акад. жанров, М. к С. охватывает разнообразные явления и формы т. н. неакад. муз. деят-ти – оркестры и ансамбли рус. и абориген. народ. инструментов, проф. народ. хоры и ансамбли песни и пляски, духовые оркестры, джаз. и эстрад. коллективы, рок-группы и т. д. (см. Оркестры русских народных инструментов, Джаз в Сибири, Хоровое исполнительство в Сибири, Филармонии в Сибири).

Большой и самостоят. пласт сов. худ. культуры, в т. ч. муз., представляет самодеят-ть, развитие к-рой являлось важным направлением гос. политики с 1-х лет сов. власти. В массовости самодеят. движения, финансируемого и управляемого гос-вом, состояло его отличие от традиц. любительства. Оно являлось унифицир. системой, включавшей орг.-метод. центры, сеть высш. и ср. учеб. заведений для подготовки кадров проф. руководителей для дворцов и домов культуры, клубов, единые формы и методы их работы. Существовали многочисл. самодеят. оркестры (симф., духовые, народ. инструментов), инструм. и вокал. ансамбли, хоры, ансамбли песни и пляски, муз.-театр. студии. Коллективам, имевшим многолетние традиции и высокие худ. достижения, присваивали звание народных (с 1959). Самодеят-ть нередко восполняла недостаточность или отсутствие проф. исполнит. сил (муз. театра, симф. оркестра, камерных исполнителей). Имеются примеры многолетнего существования симф. оркестров (симф. оркестр ДК «Академия» в Новосибирске), оперных студий (Томск), хоровых коллективов, сохраняются традиции камерного музицирования. Среди самодеят. композиторов широкую известность приобрели Н. Кудрин (Новосибирск), Ч. Павлов (Улан-Удэ), Т. Лисин (Чита) и др.

Со сер. 1930-х до сер. 1980-х гг. ведущей в развитии проф. М. к. С. оставалась тенденция колич. роста осн. ее составляющих, что соответствовало одному из гл. принципов сов. культур. политики – обеспечение относительно равных условий доступности культур. ценностей разным группам населения. Это диктовало необходимость выравнивания соц. и культур. различий отд. территорий, формирования культур. зон со своими центрами и необходимым «набором» учреждений и орг-ций. Прерванный войной процесс колич. роста М. к. С. с наибольшей интенсивностью развернулся во 2-й пол. 1950-х гг. и к сер. 1980-х гг. фактически исчерпал себя.

Соц.-культур. ситуация, сложившаяся в России в 1990-е гг., оказала существ. влияние на муз. культуру, в т. ч. в Сибири. Серьезные трудности в связи с недостаточным финансированием переживали гос. муз. учреждения (вузы, училища, школы) – сокращались наборы, прекращалось начатое стр-во учеб. корпусов. Болезненно протекали процессы в творч. союзах, в т. ч. в связи с оттоком творч. кадров из региона. В условиях, когда гос. структуры переставали быть единств. орг-циями, определяющими пути развития культуры, круп. муз. коллективы, исполнители и композиторы продолжали работать благодаря поддержке меценатов.

Несмотря на трудности постсов. периода, кон. ХХ в. отмечен новыми позитив. явлениями в развитии М. к. С. Идет поиск интенсив. и разнообразных форм обучения в учеб. заведениях общего и спец. профиля, студийной и клубной работе, создаются концерт. и муз.-театр. представления, работают спец. дет. студии, учеб. заведения нового типа (школа-театр «Мир музыки», Новосибирск, 1991). Создается муз. лицей при НГК (1991), колледж музыки и театра, где обучаются художественно одарен. дети, работает при Краснояр. академии музыки и театра. Распростр. формой работы становятся детско-юношеские филармонии. В 1990-е – нач. 2000-х гг. открываются новые муз. учеб. заведения (высш. и ср.-спец.) в Якутске, Горно-Алтайске, Ханты-Мансийске и др. городах.

Создаются новые проф. коллективы (хоры, оркестры, ансамбли), причем не только филармонические. Во мн. городах круп. оркестр. и хоровые коллективы действуют как муниципальные. Среди новых коллективов акад. направления проявляется особый интерес к исполнению старинной музыки (см. Камерно-инструментальное исполнительство). Появляется мн. фольклор.-этногр. коллективов (проф. и любит.) и совр. ансамбли этно-музыки.

Большое распространение в кон. XX – нач. XXI в. получает духов. музыка рус. и западноевроп. композиторов, ставшая неотъемлемой частью репертуара акад. хоров. В церк.-певческой практике сиб. правосл. храмов все большее место занимают песнопения, созданные композиторами-сибиряками как старшего (П.И. Иванов-Радкевич, М.С. Алтабасов, С.Д. Саватеев, Ф.П. Веселков, Н.Р. Зданевич), так и младшего (С.Б. Толстокулаков, В.В. Пономарев, Ю.В. Орлов, И.П. Сальникова, Е. Изранова, Д.И. Ганин) поколения. Появились композиторы, сочиняющие проф. музыку для богослужения в католич. и протестант. церквах.

Активизируется концерт. жизнь. Филармонии осуществляют широкие междунар. контакты, развиваются фестивальные программы. Распространенной практикой в муз-театр. деят-ти становится приглашение для постановок режиссеров и балетмейстеров из Москвы, С.-Петербурга, зарубеж. стран, совмест. международ. проекты (НГАТОиБ, Якутский театр оперы и балета, Новосиб. театр муз. комедии и др.). Зарубеж. музыканты возглавляют филармонич. симф. оркестры (Томск, Кемерово, Новосибирск).

Позитив. сдвиги происходят в исполнительстве, концерт. и театр. жизни благодаря инициативе и предприимчивости отд. творч. личностей, спонсорской поддержке круп. орг-ций, банков. Важным фактором во всех областях муз. культуры становится усиление связей с зарубеж. странами, интенсивно развивается процесс взаимообмена информацией, достижениями в подготовке специалистов.

Лит.: Азадовский М.К. Очерки литературы и культуры Сибири. Иркутск, 1947; Копылов А.Н. Культура русского населения Сибири в XVII–XVIII вв. Новосибирск, 1968; История музыкальной культуры Сибири. М., 1978; Творчество композиторов Сибири. Новосибирск, 1983; Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1986; Харкеевич И.Ю. Музыкальная культура Иркутска. Иркутск, 1987; Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Новосибирск, 1997; Музыкальная культура Новосибирска. Новосибирск, 2005.

О.В. Новикова, В.Е. Гиливеря, Н.В. Леонова,Л.Л. Пыльнева, Б.А. Шиндин

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты