МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — различия между версиями

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «'''Полужирное начертание'''Категория:М {{Статья |содержание= '''МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ'''…»)
 
Строка 1: Строка 1:
'''Полужирное начертание'''[[Категория:М]]
 
 
{{Статья
 
{{Статья
 
|содержание=
 
|содержание=

Версия 13:45, 8 января 2013

МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система проф. подготовки врачей, ср. и мл. мед. персонала. 1-м мед. образоват. учреждением Сибири была Колывано-Воскресенская госпитальная школа, открытая в 1758 по инициативе гл. лекаря Колывано-Воскресенских (Алтайских) заводов. К попыткам организовать мед. просвещение в Сибири относится и создание в 1802 при Тобольской духовной семинарии мед. классов. Однако до 2-й трети ХIХ в. подготовка мед. кадров для Сибири осуществлялась преим. в образоват. учреждениях европ. части России, в частн. в Казани, где были учреждены сиб. стипендии. В 1870-х гг. в сиб. городах стали открываться повивальные и ветеринарно-фельдш. школы: в 1878 – повивал. школа с 3-годичным сроком обучения и вет.-фельдш. школы в Томске и Тобольске, Центр. фельдш. школа в Омске, в 1892 школа фельдшериц и акушерок в Иркутске, в 1889 – в Красноярске. В 1884 мед. департаментом Мин-ва внутр. дел принято постановление, согласно к-рому в повивал. школы стали принимать лиц при условии сдачи вступит. экзамена за прогимназию. Повивал. школы в Тобольске (1895), Иркутске (1905) и Томске (1906) преобразованы в акушерско-фельдш. школы с 4-летним обучением, в к-рых, помимо акушер. специализации, давали сведения и по др. мед. дисциплинам. В нач. ХХ в. в Томске действовали 3 частн. зубоврачеб. школы. В 1906 в Якутске создана муж. фельдш. школа. Помимо фельдш. школ Мин-ва образования, в Чите (с 1872) и Иркутске (с 1880) действовали военно-фельдш. школы. Подготовкой мл. и ср. мед. персонала занималось также Об-во Красного Креста, имевшее свои отд-ния и общины сестер милосердия во мн. сиб. городах. В нач. ХХ в. в Сибири по-прежнему ощущался острый недостаток фельдш. персонала и его крайне низкая квалификация. Сиб. мед. общественность добивалась открытия ср. мед. школ в крупных городах. Особо стоял вопрос о подготовке мед. персонала из корен. населения.

В 1-е десятилетие после Окт. революции сеть фельдш. школ Сибири, преобразов. в мед. техникумы, оставалась почти неизменной. В кон. 1920 – нач. 1930-х гг. открылись мед. техникумы в Новосибирске, Барнауле и Бийске, фармацевтические – в Томске и Иркутске. В 1931 в 10 мед. техникумах обучалось ок. 4,5 тыс. чел., ежегодный выпуск составлял более 700 чел. Техникумы стали осуществлять подготовку по узким специальностям (фельдшер, акушерка, мед. сестра, сан. фельдшер, зубной техник, зубной врач, фельдшер-лаборант). С 1932 в мед. техникумах Сибири введено заоч. обучение. В 1935 техникумы переименованы в фельдшерско-акушер. школы. В 1939 в ср. мед. учеб. заведениях региона обучалось более 16 тыс. чел.

В годы Великой Отечественной войны на базе большинства мед. учеб. заведений Сибири создавались госпитали. Для обеспечения фронта мед. и сан. персоналом подготовка специалистов в училищах региона велась по ускоренной программе. Эвакуир. в Сибирь ведущие учеб. заведения европ. части страны способствовали усилению пед. и метод. базы регион. ср. мед. образования. На базе прибывшего из Ленинграда Военно-мед. училища им. Щорса возникло Омское мед. училище, ныне одно из крупнейших учеб. заведений страны этого профиля.

С 1953 мед. техникумы по всей стране были преобразованы в училища. В 1950–70 в регионе открылось неск. десятков мед. училищ во мн. городах и район. центрах. Дефицит ср. мед. персонала и необходимость его более узкой специализации потребовали создания в краевых и обл. центрах нескольких мед. училищ. Для обеспечения кадрами наиболее круп. больниц и мед. центров на их базе создавались училища. В 1980 в Сибири действовало более 60 мед. училищ. Старейшие ср. мед. учеб. заведения Сибири получили статус базовых, они выполняли роль координац.-метод. центров, занимались повышением квалификации ср. мед. персонала. Так, в 1989 в Омском базовом мед. училище (ныне колледж) открылось отд-ние повышения квалификации специалистов со ср. мед. образованием, в 1996 на базе колледжа создан межрегион. Центр повышения квалификации преподавателей мед. училищ и колледжей Зап. Сибири, Урала и Д. Востока. В наст. время подготовка ср. мед. персонала осуществляется по 10 осн. специальностям: лечеб. дело, акушер. дело, гигиена, санитария и эпидемиология, стоматология, фармация, лабораторная диагностика, стоматология ортопедическая, сестринское дело, мед. оптика, монтаж и техн. обслуживание мед. техники. В регионе действует 63 ср. мед. учеб. заведения, в т. ч. в Зап. Сибири – 29, в Вост. Сибири – 34; в них обучается ок. 60 тыс. чел. С нач. 1990-х гг. в рамках перехода к многоуровневой системе подготовки мед. сестер, включающей высш. сестринское образование, училища, реализующие 1-ю ступень вузов. образования, получили статус колледжа. В 1994 создана Ассоциация мед. сестер с участием мед. училищ и колледжей Сибири, Урала и Д. Востока.

История высш. мед. образования в Сибири началась с создания в 1888 Томского ун-та с единств. фак-том – медицинским. Открытие университета сопровождалось стр-вом вспомогат. учреждений: факультет. клиник, бактериол. и анатомич. институтов. Кол-во студентов-медиков первонач. не превышало 65–120 чел., за первые 10 лет университет подготовил 303 врача. Более пол. студентов 1-х наборов являлись выпускниками духовных семинарий. 1-й выпуск мед. фак-та состоялся в 1893. Дипломы лекаря получили 34 чел., из них 31 с отличием. До 1913 женщины принимались на мед. фак-т университета только в кач-ве вольнослушательниц. В 1899 по инициативе и при поддержке каф. акушерства университета в Томске открылся Повивальный ин-т ведомства имп. Марии Федоровны. Институт готовил высококвалифицир. повивал. бабок, однако из-за недостатка ресурсов прекратил деят-ть в 1914. До революции Томский ун-т оставался единств. высш. мед. учеб. заведением за Уралом. Мн. из его выпускников стали впоследствии знаменитыми врачами и изв. учеными, активно участвовавшими в развитии мед. образования в Сибири. За дорев. период сформировались науч. школы и направления, предопределившие дальнейшее развитие медицины Сибири и получившие широкую известность не только в регионе, но и во всей стране.

Сеть высш. мед. учеб. заведений региона расширилась за счет открытия мед. фак-тов в Иркутском ун-те (1919) и Омском ветеринарном ин-те (1920). Последний выделился в самостоят. институт в 1921. В 1922 на мед. фак-тах и в Омском мединституте обучалось более 3 тыс. чел. Большую роль в становлении и развитии этих вузов сыграли их 1-е руководители: проф. Н.Д. Бушмакин (декан мед. фак-та, затем ректор Иркутского ун-та), проф. В.Т. Шевяков (декан мед. фак-та Иркутского ун-та) и проф. К.В. Ромодановский (ректор Омского медицинского ин-та). Для формировании кадровой и метод. базы вузов большое значение имела деят-ть профессоров и преподавателей Томского и эвакуир. в Сибирь Казанского и Пермского ун-тов.

Процессы советизации высш. образования коснулись и мед. учеб. заведений. В 1920-е гг. осн. изменения были связаны с существ. увеличением объема дисциплин сан.-гигиен. и профилактич. профиля. В целях повышения квалификации врачей была введена годичная интернатура (последиплом. стажировка при клиниках и больницах) по терапии, хирургии, акушерству, отоларингологии, нервным и дет. болезням. Соц. состав как преподавателей, так и студенчества мед. вузов изменялся медленнее, чем др.: вплоть до сер. 1930-х гг. среди студентов преобладали дети служащих.

В рамках реформы высш. образования кон. 1920 – нач. 1930-х гг., преследовавшей цель ускоренной подготовки узких специалистов, мед. фак-ты университетов в 1930 выделились в самостоят. институты, внутри институтов увеличилось кол-во фак-тов. С 1931 в мед. вузах начали действовать рабфаки и аспирантура. В 1935 открылся Новосибирский медицинский ин-т (НМИ), созданный на базе переведенного в 1931 из Томска Сибирского ин-та для усовершенствования врачей. Основу препод. состава НМИ составили профессора и преподаватели Томского и Омского медицинских институтов, в т. ч. проф. (впоследствии акад. АМН СССР) В.М. Мыш, проф. Н.И. Горизонтов, Г.Д. Залесский (впоследствии ректор НМИ). Первонач. НМИ состоял из 1 фак-та – лечебного, на к-ром в 1935 обучалось 127 переведенных из Омского и Томского медицинских институтов студентов 3-го курса, в 1938 институт выпустил первых 120 врачей.

В кон. 1930-х гг. средства на развитие высш. мед. школы, особенно на приобретение науч. и учеб. оборудования, значит. увеличились. Улучшилось мат. положение сотрудников и студентов. К 1940 в Сибири насчитывалось 5 мед. институтов (вкл. Новосибирский ин-т усовершенствования врачей), к-рые с 1918 подготовили ок. 10 тыс. сиб. врачей. Сиб. мед. вузы играли большую роль в орг-ции и проведении науч. исслед-й. При вузах действовали науч. мед. об-ва, в деят-ти к-рых принимали участие студенты. В Томске, Омске и Иркутске работала аспирантура, в Томском медицинском ин-те (ТМИ) действовал единств. в регионе совет по защите докт. дис., в Омске (с 1935) – канд. диссертаций.

С началом Великой Отеч. войны мн. сотрудники и студенты вузов ушли на фронт, остальным предстояло обеспечить подготовку мед. кадров для фронта и органов здравоохранения, работу эвакогоспиталей и т. д. Система преподавания и тематика науч. исслед-й изменились в соотв. с требованиями воен. времени. Увеличилось кол-во часов на преподавание воен. дисциплин, а также курсов хирургии, инфекц. болезней и т. п. Длительность обучения сократилась до 3,5 лет. Однако именно в эти годы регион. система мед. образования продолжала активно развиваться. С целью выполнения плана по набору в мед. институты с 1942 стали принимать по окончании 9 классов. Эвакуация в Сибирь мед. вузов из европ. части страны позволила расширить сеть высш. мед. образования в регионе. В ТМИ открылись новые фак-ты: в 1941 фармацевтический, в 1942 – стоматологический, в 1944 – педиатрический. В 1942 в результате объединения эвакуир. Воронежского стоматологического ин-та, подразделений 1-го и 2-го Ленинградских мед. ин-тов, Ленинградского педиатрического ин-та, Ленинградского стоматологического институтов создан Красноярский медицинский ин-т (КрасМИ), 1-е выпускники к-рого сразу ушли на фронт. Не прекращалась в годы войны в мед. вузах н.-и. работа, в первую очередь по оборон. тематике: воен. травматизм, борьба с эпидемиями, создание новых лекарств. средств. По окончании войны восстановлен 5-летний срок обучения, а с 1948 продолжительность обучения в мед. вузах увеличена до 6 лет.

В 1950-е гг. в Сибири открылось 4 мед. института: в 1953 в Чите (на базе переведенного из Перми медицинского стоматологического ин-та), в 1955 в Кемерове, в 1956 – Алтайский гос. медицинский ин-т в Барнауле. В 1957 в составе естеств. фак-та Якутского гос. ун-та открылось мед. отд-ние, преобразов. в 1960 в медико-лечеб. фак-т, что впервые позволило обеспечить тер. севера Вост. Сибири мест. мед. кадрами высш. квалификации. В 1951 из Новосибирска в Сталинск (ныне – Новокузнецк) переведен Гос. ин-т усовершенствования врачей, где он находится в наст. время. Большую помощь в становлении вновь открытых вузов оказали мед. институты др. сиб. городов, прежде всего Томска, на мн. кафедрах ТМИ велась целевая подготовка науч.-пед. кадров через ординатуру и аспирантуру. Открытие новых вузов позволило в 1960–70 увеличить обеспеченность населения региона врачами в 1,4–1,8 раза (по краям и областям).

Последующие десятилетия мед. образование продолжало развиваться, ориентируясь на растущие потребности региона во врачеб. кадрах. Практически во всех сиб. мед. вузах открылись новые фак-ты: стоматологический в Омском (1957), педиатрический в Новосибирском (1965), сан.-гигиенический (1963) и педиатрический (1967) в Кемеровском и др. В 1965 в составе ТМИ начал работать воен.-мед. фак-т, преобразов. в 1999 в Томский военно-медицинский ин-т. В 1975 в ТМИ открылся 2-й в стране медико-биол. фак-т, готовивший врачей-биохимиков, врачей-биофизиков и врачей-кибернетиков. Развитию высш. мед. образования, его науч.-метод. базы способствовало создание в Новосибирске в 1970 Сибирского филиала Академии медицинских наук СССР, преобразов. в 1980 в Сибирское отд-ние.

В 1990-е гг. экон. положение мед. вузов заметно ухудшилось. Одним из источников существования мед. вузов стал набор студентов на коммерч. основе, в т. ч. на вновь открываемые фак-ты и отд-ния по специальностям, имеющим повышенный спрос: высш. сестрин. образования, соц. работы, экономики и упр-ния в здравоохранении, клинич. психологии, косметологии, мед. права и т. д.

В 1990-х гг. изменился статус мед. институтов Сибири, ставших в зависимости от кол-ва реализуемых учебных профилей и специальностей либо академиями, либо университетами. В 1992 статус университета получил старейший мед. вуз Сибири – ТМИ (ныне – Сибирский гос. медицинский ун-т), в 1994 – Алтайский медицинский ин-т, в 2006 – НМИ. Остальные сиб. мед. институты стали мед. академиями. Медико-лечеб. фак-т Якутского гос. ун-та преобразован в медицинский институт в составе университета. В 2003 к системе высш. мед. образования Сибири добавился мед. фак-т Новосибирского гос. ун-та, ориентирующий выпускников прежде всего на работу в системе РАМН.

В наст. время 11 мед. вузов Сибири осуществляют подготовку и повышение квалификации кадров для системы здравоохранения по самым разным направлениям, проводят исслед-я по наиболее актуал. направлениям мед. науки и практики. Помимо значит. числа фак-тов в мед. вузах действуют центры довузовской и последиплом. подготовки, собств. клиники и НИИ. В последние годы улучшилось качество техн. оснащения учеб. процесса, появились компьютер. классы, мультимедийное сопровождение учеб. процесса и дистанц. обучение. Одним из 1-х обладателем сертификата, удостоверяющего соответствие системы менеджмента вуза требованиям Международного стандарта в области оказания образоват. услуг в сфере медицины и соц. работы, стал Новосибирский гос. медицинский ун-т. На сегодняшний день 80 % специалистов, работающих в области здравоохранения и фармации Сибири, являются выпускниками мед. вузов региона. Всего за все годы существования высш. М. о. в Сибири вузами региона подготовлено свыше 300 тыс. врачей, прошли переподготовку сотни тысяч специалистов практич. здравоохранения.

Лит.: Мендрина Г.И. Развитие высшего медицинского образования в Сибири // Высшая школа и научно-педагогические кадры Сибири (1917–1941 гг.). Новосибирск, 1980; Очерки истории высшего и среднего специального образования в Сибири (1917–1980). Новосибирск, 1986; Толочко А.П., Ищенко О.В., Сковородина И.С. Развитие профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX – начале ХX в. (опыт истории в контексте современности). Омск, 2005.

Е.С. Баннова, И.И. Николаева

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты