ДОЛГАНЫ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 18:49, 14 января 2013; Alex (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

ДОЛГАНЫ, народ, проживающий в осн. на севере Красноярского кр. Самоназв. – hака, регион. самоназв. – дулгаан, тыалар. Ок. 70 % Д. обитают в вост. части Таймыра, в Хатангском р-не, менее трети – на западе, по Енисею и Дудинке, в Авамской тундре.

Числ. (тыс. чел.): 1970 – 4,7 (из них в Таймырском (Долгано-Ненецком) авт. окр. – 4,3), 1979 – 4,9 (4,3), 1989 – 6,6 (4,9), 2002 – 7,3 (5,5).

Антропологически, как и якуты, Д. сближаются с центральноазиат. монголоидами, но с нек-рой примесью байкал. (тунгусского) антропол. типа.

Язык Д. относится к тюрк. группе алт. язык. семьи, близкородственный якутскому яз. Письменность на основе рус. алфавита с кон. 1970-х гг.

Д. как этнос сформировались на основе смешения якут., эвенк. родов и мест. рус. старожилов в XVII–XIX вв., восприняв также отд. нганасан. элементы.

По религ. представлениям Д. в большинстве православные, хотя сохраняются и традиц. верования (анимизм, обожествление сил природы). Объектами поклонения служат необычной формы камни, деревья и др. предметы, считающиеся покровителями охотничьего и рыболов. промысла. Большим авторитетом в таймыр. тундре пользовались долган. шаманы.

Д. делились на роды; счет родства велся по муж. линии. Родовая орг-ция Д. распалась к XIX в.

Традиц. занятия Д. – оленеводство и охота. Из объектов охотничьего промысла наибольшее значение имеет дикий сев. олень. Подобно нганасанам и др. самодийским народам Таймыра, Д. практиковали коллект. поколки диких оленей на сезон. переправах через реки; охотились с помощью оленя-манщика, гоном. Из пушных зверей Д. добывают песца, горностая, красную лисицу; орудия лова – капканы фабрич. произв-ва и самодельные деревян. ловушки давящего типа (пасти). Весной практикуется охота на водоплав. птицу и куропаток.

Жилые постройки и поселения Д. отличались разнообразием. В поселках по Хатангскому тракту Д. жили в избах рус. образца, в тундре и лесотундре оленеводы и охотники в кач-ве жилищ использовали переносные и стационар. каркасные постройки: шестовой чум эвенк. типа, голомо – сооружение из деревян. плах, крытых корой и обложенных дерном или землей. Специфич. жилище долган – балок, или нартенный чум, к-рый перевозился с одного стойбища на другое упряжкой из 5–7 оленей.

Осн. средства передвижения – олени под седло и упряжкой в нарты; лыжи тунгус. типа; покупные лодки.

Муж. и жен. верх. одежда – кафтан из сукна, расшитый бисером, по покрою и внеш. виду сходна с эвенкийской. Муж. рубахи и штаны и жен. платья шились из покупных тканей и не отличались от одежды рус. старожилов центр. Таймыра. Женщины носили якут. одежду, но по сравнению с ней традиц. одежда Д. более декорирована.

В долганском фольклоре прослеживаются якут. и рус. влияние (сказания – былины, исполнявшиеся в виде песен, по своим сюжетам и манере воспроизведения близки к якут. героич. эпосу олонхо и рус. сказкам). Ориг. муз. инструментов у Д. не зафиксировано, в нач. ХХ в. появился якут. варган.

Танц. искусство обнаруживает следы эвенк. воздействия. Наиболее распространенный хоровод. танец – хейро – напоминает аналог. танцы эвенков.

Традиц. виды прикл. искусства – изготовление украшений из бисера, орнаментация одежды и обуви оленьим мехом и бисером, резьба по оленьей и мамонт. кости, украшение пластин оленьей упряжи, рукояток ножей и т. п.

В наст. время в хоз-ве Д. наблюдается отход от оленеводства, значение охоты и рыболовства сохраняется. В целом только 1/10 часть мужчин и менее трети женщин отошли от традиц. занятий.

Лит.: Долгих Б.О. Происхождение долган // Сибирский этнографический сборник. М., 1963. Вып. 5; Попов А.А. Кочевая жизнь и типы жилищ у долган // Тр. Ин-та этнографии. М., 1963. Т. 18; Гурвич И.С. Северные якуты и долганы // Этническая история народов Севера. М., 1982; Бойко В.И. Численность, расселение и языковая ситуация у народностей Севера на современном этапе. Новосибирск, 1988; Народы России: Энциклопедия. М., 1994; Кривоногов В.П. Народы Таймыра. Современные этнические процессы. Красноярск, 2001.

Ю. Ковальчук

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты