ХЕРЕКСУРЫ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ХЕРЕКСУРЫ, принятое в археол. науке назв. для курганов с округлой камен. насыпью и кольцевой или квадрат. оградой, соединенной с насыпью камен. «лучами», или «дорожками». Х. получили свое назв. от монг. словосочетания «хяргяс ур» – «кыргызское гнездо», или «кыргызская могила». Кыргызы были последним тюркоязычным народом, к-рый господствовал в степях Центр. Азии в эпоху «кыргызского великодержавия» в IX–X вв. (см. Государство енисейских кыргызов), до того как на эти земли мигрировали монг. кочевые племена. Поэтому монголы все древ. курганы назвали «кыргызскими» по имени предшеств. народа. В науч. обиход термин «Х.» ввели рос. ученые и путешественники, совершавшие экспедиции в Монголию в кон. XIX – нач. XX в. Среди Х. встречаются очень большие сооружения с насыпью в 60–80 м в диам. и 15 м высотой и диаметром кольцевого ограждения в 250 м. Нередко вокруг ограды Х. в неск. рядов располагались кольцевые выкладки-жертвенники. На площади могильников по соседству с Х. устанавливались в 1 или неск. рядов камен. стелы с рисунками животных и изображением пояса с оружием, к-рые были названы исследователями «оленными камнями». Под насыпью в центре Х., на уровне древ. дневной поверхности, как правило, расположена камера, или гробница из круп. камней, внутри к-рой находят скелеты погребенных людей, положенных в вытянутом положении, на лев. боку, головой на З. Никаких вещей в могилы не клали. Во мн. Х. не сохранилось следов погребений. Однако в насыпи и на площади Х. во все последующие времена после их сооружения совершались впускные захоронения. Поэтому в прошлом археологи определяли хронологию Х. по этим более поздним находкам. В течение мн. десятилетий в Монголии и Забайкалье Х. датировались эпохой Средневековья и относились к древнетюркской, или уйгур. культуре. Однако в результате раскопок в Туве, а затем и в Забайкалье археологам удалось определить, что кольцевые ограждения Х. перекрыты плиточными могилами и насыпями курганов позднего бронз. и раннего скиф. времени. Это позволило определить время сооружения Х. поздним бронз. и началом раннего желез. века. В Х. были захоронены древ. номады европеоид. расового облика. В течение позднего бронз. века древ. европеоид. кочевые племена заняли степи и горные долины Саяно-Алтая, Тянь-Шаня, Монголии и Забайкалья. Они передвигались по степям на колесных повозках и владели большими стадами домаш. скота. Воины этих древ. кочевых племен воевали на боевых колесницах и атаковали своих противников бронз. оружием, луками и стрелами, копьями, клевцами и кинжалами. Воен. преимущество воинов-колесничих над пешими воинами из центр.-азиат. монголоид. племен было столь значительным, что они завоевали всю Центр. Азию. Это способствовало выделению в об-ве древ. европеоид. номадов воен. аристократии, что нашло отражение в соц. структуре и идеологии. В конструкции Х. отразился культ солнца и боевых колесниц. Сооружение очень трудоемких, грандиозных Х. и рядов поминал. стел с нанесенными изображениями оружия и животных, возведенных на хорошо обозреваемых, открытых степ. пространствах, должно было прославлять подвиги, совершенные древ. героями-воинами.

Со временем противники древ. европеоид. номадов, монголоид. кочевые племена культуры плиточных могил, населявшие вост. р-ны Центр. Азии, научились успешно противостоять своим грозным соперникам на поле боя. Они стали использовать для защиты метал. литые шлемы и защитные пояса и атаковать противника бронз. мечами. Однако решающие изменения в воен. деле, к-рые привели к снижению роли боевых колесниц, произошли с освоением кочевниками верховой езды на рубеже раннего желез. века. Появление нового рода войск – конницы, значительно более мобильной и маневренной, чем боевые колесницы, привело к утрате их былой ударной мощи. Вслед за изменениями в воен. деле древ. воен. аристокр. каста воинов-колесничих утратила свое ведущее положение в кочевом об-ве. Потеряла свое престижное значение колесничная символика. Степ. р-ны Забайкалья, Вост. и Центр. Монголии были завоеваны монголоид. кочевыми племенами культуры плиточных могил. В зап. р-нах Центр. Азии прежде единый этнич. массив древ. европеоид. номадов распался на отд. кочевые племена культур раннего скиф. времени. В конструкции погребальных сооружений раннескифских культур Саяно-Алтая и Тянь-Шаня сохранились элементы, к-рые восходят к конструктивным особенностям Х. Потомки древ. европеоид. номадов, возводивших Х. и устанавливавших оленные камни, в скиф. и хунно-сяньбийское время в кит. ист. сочинениях были известны под назв. «ди» и «динлинов».


Ю.С. Худяков

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты