ХАНТЫ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ХАНТЫ, самоназв. ханти, хантэ (северные), хантах, кантэк, кантэх, кантага-ех, канта-ях, канты-ях (восточные); южные называли себя хандэ. Термин «ханты» был введен в офиц. практику в сов. время. В XI–ХV вв. Х., как и манси, рус. источники называли югрой, в XVI в. появился термин «остяк».

Живут в Зап. Сибири, в бас. Оби и Иртыша, на их многочисл. притоках, с севера на юг – Полуй, Войкар, Куноват, Сыня, Вогулка, Казым, низовья Конды, Назым, Тромьеган, Пим, Аган, Салым, Большой и Малый Юган, Вах, Васюган. Данная территория входит в состав Томской и Тюменской обл. (в Тюменской обл. – в Ханты-Мансийский авт. окр., Приуральский и Шурышкарский р-ны Ямало-Ненецкого авт. окр.). По данным переписей, числ. Х. (тыс. чел.): 1939 – 18,4, 1959 – 19,2, 1970 – 17,9, 1979 – 16,0, 1989 – 15,6, 2002 – 28,7, в т. ч. в Тюменской обл. – 26,7.

Хантыйский язык относится к угорской группе финно-угорских языков; по фонетике, морфологии и лексике он наиболее близок родств. угорским яз. манси и венгров. Письменность разработана в нач. 1930-х гг. сначала на лат. основе, с 1937 – на осн. кириллицы.

Х. занимают в расовом отношении крайние вост. позиции среди всех финно-угорских этнопопуляций, что свидетельствует об участии в их формировании населения со значит. долей североазиат. монголоид. компонентов. В кон. ХХ в. Х. сохраняли характеристики урал. типа, т. е. тот антропол. комплекс, к-рый был присущ их предкам во времена проникновения русских в Сибирь и нач. пром. освоения территории. Большинство антропол. данных свидетельствует о большом многообразии локал. хантыйск. популяций в пределах промежут. евро-монголоид. комплекса черт.

У Х. выделяются 3 большие этногр. группы, совпадающие с группами диалектов, – северные, южные (сейчас в значит. степени обрусели) и восточные. Для этногр. групп характерны след. особенности: компакт. территория расселения, собств. этнонимическое назв., особая группа диалектов, приравниваемая к самостоят. языку, своеобразие культуры, высокая степень эндогамии. Культура сев. Х. близка северо-мансийск. и ненец., вост. Х. – селькуп. культурам.

Внутри этногр. групп выделяются территор., расселенные в замкнутых бассейнах обских и иртыш. притоков (казымские, салымские, демьянские и др.). Для территор. групп также характерны компакт. территория, самоназв. геогр. хар-ра, свой диалект или говор, нек-рое своеобразие культуры, довольно высокий уровень эндогамии.

Влияние окружающей среды, экологии сказалось на типах расселения, направленности хоз. деят-ти Х. и в целом на их хоз.-культур. типе. Так, на севере, в лесотундровой зоне (и отчасти в тундре, куда заходят кочевые Х.-оленеводы) осн. значение имеет оленеводство. На больших реках (Обь, Иртыш), в низовьях их притоков всегда преобладало рыболовство. В таеж. зоне, на обских и иртыш. притоках, особенно в их верховьях – охота. Природ. среда обусловила и комплексность их хоз-ва: в нем всегда присутствует гл. и дополняющие ее отрасли хоз-ва. В зависимости от природ. условий уд. вес каждой из отраслей различен: оленеводство дополняется охотой и рыболовством, рыболовство – земледелием и скот-вом.

Соц. орг-ция обских угров в разные периоды их истории была различной. В XVII–XIX вв. это этно-территор. группы Х., большинство к-рых сложилось на базе племен (казымское, кодское, салымское, ваховское, васюганское, юганское, сургутское) либо племенных объединений (сев., юж., вост. Х.). В то же время у Х. существовало дуально-фратриальное деление. У сев. Х. еще в ХIX – 1-й пол. ХX в. фратрии назывались Пор и Мось, в пережиточной форме существовала дуальная экзогамия и довольно четко проявлялся фратриальный культ. Дуально-фратриальная система Х. не ограничивалась только регуляцией браков и брачных отношений. Это была идеол. система, поскольку она была связана с представлениями о происхождении членов той или иной фратрий от одного зооморф. предка (Пор – от медведя, Мось – от гуся или зайчихи), а также с культом данного предка.

Х. своеобразно толкуют отношения человека и окруж. мира. С одной стороны, с точки зрения Х., человек – это абсолютно равное с другими существо, существование к-рого оправдано самой природой. С др. стороны, человек находится в центре вселенной, и именно по этой причине возможно само понимание мира.

Окружающий мир, его 3 сферы со всеми божествами, духами, человеком, растениями и животными составляют цельную систему, в к-рой множество связей и отношений. Большое значение в традиц. мировоззрении занимала непоколебимая уверенность в реал. существовании сверхъестеств. существ различ. ранга, в особенности духов. В осн. они противодействуют людям, но могут быть и нейтральными, если с ними установить хорошие отношения. Такие отношения установить можно лишь одним способом – через жертвоприношение, умилостивление духа при помощи подарка.

В совр. этногр. литературе сложилось мнение о неразвитости обско-угорского шаманизма, к-рое во мн. основано на том, что проявления шаманизма у Х. и манси были выражены менее ярко, чем у их соседей, напр. ненцев или селькупов. Существует и иная точка зрения: «слабость» обско-угорского шаманизма в XIX–XX вв. является результатом его распада в связи с массовой христианизацией корен. народов Севера.

Лит.: Соколова З.П. Социальная организация хантов и манси. Проблемы фратрии и рода. М., 1983; Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск, 1984; Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов. Томск, 1985; Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск, 1992; Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов / Пер. с нем. и публикация Н.В. Лукиной: В 3 т. Томск, 1994–1996; Мартынова Е.П. Очерки истории и культуры хантов. М., 1998; Мифология хантов. Томск, 2000; Федорова Е.Г. Рыболовы и охотники бассейна Оби: проблемы формирования культуры хантов и манси. СПб., 2000; Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты. М., 2005.

З.П. Соколова

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты