ПРИВАТИЗАЦИЯ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ПРИВАТИЗАЦИЯ (от лат. privates – частный), передача (продажа) принадлежащих гос-ву предприятий, средств транспорта, жилых зданий и иного имущества в частн. собственность. Методы П.: реституция (возвращение собственности прежним владельцам); разовые прямые продажи предприятий и/или их акций (активов) – на аукционе, по конкурсу, на инвестиц. торгах и т. п.; выкуп управляющими; выкуп работниками; массовая П. Выбор метода зависит от целей П. и уровня рыночного развития нац. экономики. Большинство стран с развитой рыночной экономикой использует прямые продажи гос. имущества в частн. собственность; страны с переходной экономикой часто практикуют массовую П. с предоставлением льгот по оплате опред. категориям участников. Для ускорения массовой П. обычно используются инструменты, обеспечивающие равный доступ к П. всему населению, к-рое участвует в ней (частично безвозмездно). К таким инструментам относится ваучер (приватизационный чек) – ценная бумага, дающая предъявителю право на участие в П. гос. или муницип. собственности.

В РФ П. предприятий ключевых отраслей изначально рассматривалась как одно из осн. направлений реформ. К участию в П. допускались рос. и иностр. физические и юр. лица, в составе имущества к-рых доля гос-ва не превышала 25 %. После распада СССР началось практическое воплощение законов о П., принятых еще летом 1991 Верховным Советом РСФСР. 29 дек. 1991 Президент РФ утвердил программу П. на 1992. С тех пор программа П. утверждается ежегодно в ранге федер. закона.

Концепция П., разработанная Е.Т. Гайдаром и А.Б. Чубайсом, предполагала в кач-ве базовых условий массовое преобразование предприятий в акцион. об-ва и практически бесплат. распределение приватизац. чеков среди всех граждан России. Наряду с безвозмездной (ваучерной) П. предусматривалась платная (для актив. части населения). Равное участие в П. всех субъектов ограничивалось приоритетом работников приватизируемого предприятия.

Перед нач. П. пр-во поделило всю гос. собственность на 3 группы. В разряд федер. собственности попали крупнейшие предприятия ключевых отраслей экономики; в собственности субъектов РФ оказались круп. и ср. предприятия отраслей специализации регионов; ср. и мелкие предприятия и образования мест. уровня перешли в состав муницип. собственности. Для проведения П. создали спец. органы: Государственный комитет по управлению имуществом (ГКИ) и Российский фонд федерального имущества (РФФИ) с регион. подразделениями.

П. в России включает начальный, чековый и ден. этапы, к-рые можно соотнести с «малой», «средней» и «большой» П. «Малая» П. проводилась ускорен. темпами. Она охватывала предприятия торговли, обществ. питания, быт. обслуживания, стр-ва, пром-ти строит. материалов, некрупные предприятия пищевой и легкой пром-ти, а также мелкие (числ. работающих до 200 чел., баланс. стоимость осн. фондов на 1 янв. 1992 менее 1 млн руб.) предприятия др. отраслей. Объекты «малой» П., отнесенные большей частью к уровню муницип. собственности, подлежали обязат. П., их акционирование не предполагалось. Способами П. этих объектов определялись продажа за деньги по конкурсу с инвестиц. и/или соц. условиями либо выкуп арендованного имущества (для арендных предприятий с правом выкупа). К кон. 1993 темпы «малой» П. заметно снизились, в 1994 она в осн. завершилась.

«Средняя» П. регулировалась указом от 1 июля 1992 и охватывала ср. по размеру гос. предприятия (с числ. работающих более 1 тыс. чел. или баланс. стоимостью осн. фондов на 1 янв. 1992 более 50 млн руб.). К этой группе относилась осн. масса предприятий большинства отраслей. Приоритет в орг-ции процесса П. отдавался трудовым коллективам приватизируемых предприятий. «Средняя» П. прошла по единому принципу – через преобразование предприятий в открытые акцион. об-ва со значит. льготами работникам и администрации. В результате преобладающей стала инсайдерская структура собственности (контр. пакет находится у работников предприятия). Это не способствовало появлению эффектив. собственников, не решало задачи реструктурирования предприятий и привлечения инвестиций. «Средняя» П. в осн. завершилась к кон. 1994 – нач. 1995.

В течение 1993 и до сер. 1994 по всей России действовали чековые аукционы, к-рые давали возможность гражданам обменять ваучеры на акции приватизируемых предприятий (искл. распределявшиеся между работниками предприятий на льгот. основе). 1 июля 1994 чековый этап П. закончился; началась ден. П. Этот отрезок в целом соотносится с «большой» П. Она проводилась в осн. уже по завершении широкомасштаб. «средней» П. и только в ден. форме. Особенность «большой» П. – точечный хар-р: по каждому круп. комплексу спец. решением пр-ва принимался индивид. проект перевода в частн. собственность. «Большая» П. охватывала круп. комплексы добыв. (угольная, нефтяная пром-ть, электроэнергетика) и др. стратег. (металлургия, машиностроение, электроника) отраслей, относящихся к федер. собственности. Наряду с этим «большая» П. включала продажи за наличный расчет ср. предприятий, не приватизированных на предыдущем этапе.

К сер. 1990-х гг. максимизация доходов федер. и мест. бюджетов стала гл. заботой властей, поэтому П. превратилась в спонтанный «сброс» остаточных пакетов акций, перешедший на регион. уровень. Продолжался процесс консолидации и интенсив. перераспределения собственности между круп. финанс. альянсами и компаниями – естеств. монополиями. С 1997 в приватизац. законодат-ве оформился новый концептуальный подход к объекту П. Если раньше ее объектом выступало гос. или муницип. предприятие, то теперь – его имущество, к-рое может быть подразделено на составные части (материальные и нематериальные активы, земля и т. п.). За счет этого гос-во может получать доход от П., сохраняя предприятия в своей собственности. Одновр. в правила П. были внесены изменения с целью предотвращения продаж гос. имущества по заниженной стоимости.

Однако это не помешало проведению залоговых аукционов, в ходе к-рых в частн. руки перешел ряд крупнейших предприятий всерос. масштаба. К их продаже пр-во подтолкнул хронич. бюджет. дефицит. При этом несовершенство нормативно-правовой базы и изъяны правоприменит. практики привели к нарушению гос. интересов. Аукционы представляли собой в значит. степени неконкурентную продажу пакета акций заинтересованным физ. или юр. лицам. Сначала пр-во предоставляло акции предприятия в залог по краткосрочному кредиту (не имея перспектив. источников его погашения). По истечении срока кредита предприятие выставлялось на продажу на залоговом аукционе. В ходе квазиоткрытой продажи заложенный пакет акций приобретался залогодержателем по предварит. договоренности с устроителями аукциона, через родств. орг-ции. При этом цена покупки лишь незначительно превышала стартовую. Т. о. гос-во за бесценок отдало в частн. руки ряд важнейших компаний. К нач. 1998 по такому сценарию прошла П. нефтяных холдингов «ЮКОС» (квалифицир. контроль банка «Менатеп»), «Сиданко» (контроль ОНЕКСИМбанка), «Сибнефть» (контроль «Нефтяной финансовой компании»), РАО «Норильский никель» (контроль ОНЕКСИМбанка). Наиболее бесконфликтно прошли по залоговой схеме продажи нефтяных компаний «Сургутнефтегаз» и «Лукойл»: по существу, это был самовыкуп акций названными компаниями через посредничество управляющих компаний их пенсион. фондов.

С повышением нефтяных доходов бюджета начиная с 1999 насущность П. как источника гос. доходов снизилась. Сокращение объемов П. вызвано также тем, что наиболее привлекательные гос. предприятия по большей части уже распроданы. Осн. масса оставшейся у гос-ва собственности представлена объектами либо недостаточно выгодными (из-за необходимости круп. капиталовложений), либо, напротив, исключительно привлекательными (контр. или блокирующие пакеты акций в монополиях общенац. значения). Это обусловило внедрение новых методов П., нацеленных гл. обр. не на скорейшую продажу предприятия, а на возможно более успешную его работу в дальнейшем. Стали использоваться продажа по результатам прямых переговоров с инвесторами, аренда с последующим выкупом по рыночной цене, выпуск производных ценных бумаг (цена к-рых зависит от стоимости осн. производств. фондов).

В целом массовую П. в России на нач. XXI в. можно считать завершенной. Доходы от нее в Азиат. России распределились между бюджетами разного уровня в иной пропорции, чем в европ. части страны. Доля субъектов Федерации оказалась существенно ниже, чем доли доходов федер. и муницип. бюджетов. Причиной тому – высокая концентрация сиб. производств. комплекса. Мн. круп. топливно-энергетич., металлург. предприятия востока страны попали в разряд федер. собственности. Т. о., П. сиб. производств. комплекса не принесла регионам значит. доходов.


Т.П. Черемисина

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты