ПОЧТА

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ПОЧТА, (польск. poczta) (почтовая связь), один из видов связи.

В России понятие используется широко с сер. XVII в. Основа почт. связей в XVII–XVIII вв. – система почтовой (ямской) гоньбы. В Зап. Сибири она являлась обязанностью ямщиков. Восточнее Ачинска, где не было ямщиков, ямская гоньба составляла повинность податных сословий. В 1731 вместе с системой трактов (см. тракт почтовый) к востоку от Томска стала создаваться регулярная («ординарная») П. Как следствие, ямская повинность стала более регламентированной, но и более обременительной. Крестьяне все чаще стали проявлять инициативу в отношении замены этой повинности ден. сбором для найма непосредств. исполнителей работ.

На рубеже 1730–40-х гг. стали возникать почтовые станы – пункты замены лошадей. По мере появления на станах постоянного населения они превращались в станции. Действиями почтарей, заведовавших почт. станциями, руководили почт. конторы во главе с почтмейстерами. Регулярная П. содержалась (кроме ямской гоньбы) за гос. счет; при этом почт. обязанности исполнялись не гос. чиновниками, а подрядчиками, каждые 3 года приобретавшими это право на торгах («торговая» система).

Подрядчики обязывались незамедлительно перевозить лиц, имеющих документ под назв. «подорожная». В подорожных (существовали до 1874) обозначались маршрут, должность и фамилия ехавшего, число и вид требуемых лошадей (курьер. или почтовые). Сбор за выдачу подорожной (в кон. XVIII в. – до 0,5 коп. за версту и лошадь) шел в губ. казну на устройство и содержание дорог и мостов. Почтари за перевозку по подорожным получали до Петра I твердое жалование из гос. казны, затем – плату («прогоны») по установленным тарифам (1,5 коп. за версту и лошадь). Согласно правилам XIX в. во избежание задержек в провозе почт, курьеров, эстафет и проезжающих на каждой станции следовало содержать не менее 18 лошадей; на самом деле их кол-во доходило до 45. Кроме обслуживания гос. нужд, почтари имели право зарабатывать перевозкой частн. лиц и грузов по тем же тарифам.

Закон требовал, чтобы подряд на содержание почт. станции заключал непосредств. исполнитель работ («почтосодержатель»). На деле, поскольку почт. дело требовало значит. вложений, подрядчиками выступали обладатели круп. капитала, в чьих руках сосредоточивалось упр-ние мн. почт. станциями. Это позволяло им завышать цены на торгах. По существу, они оказывались посредниками между гос. почт. чиновниками и непосредств. исполнителями почт. работ. Для борьбы с завышением цен в кон. XIX в. предпринимались попытки распределять заказы на содержание почт. станций без конкурса. При этом чиновники сами определяли цену, закладывая в нее и прибыль подрядчика («оценочная» система). Однако в Сибири преобладала «торговая» система.

Круп. реформа П. произошла в 1782. Упр-ние почт. учреждениями, прежде разделенное между Коллегией иностр. дел и Ямской канцелярией, перешло к Гл. правлению почтовых дел. В эту общегос. систему оказались включены и ямщики. С точки зрения должност. обязанностей, они заняли в 1782 такое же положение, как и почтосодержатели регуляр. почты. Среди земских сборов, взимаемых в Зап. Сибири, тоже появились ямские деньги, за счет к-рых и оплачивались почт. подряды. Т. о., почт. система по всей Сибири оказалась единой и основанной на тех же принципах, что и в центре страны.

Дальнейшие перемены затрагивали прежде всего не систему перевозок П. (ямская гоньба), а систему ее обработки (конторы, занимавшиеся приемом и выдачей отправлений). В 1799 в кач-ве подразделений Гл. правления созданы неск. почтамтов (в т. ч. в 1800 – почтамт Сибирский), к-рые руководили гор., уезд. и губ. почт. конторами. Впервые был четко определен состав работников почт. контор и их функции. В 1802 Гл. почтовое правление вошло в состав вновь созданного Мин-ва внутр. дел.

В 1830 почт. делом вместо Гл. правления стал ведать Почтовый департамент. На базе почтамтов было создано 11 почт. округов (в т. ч. Сибирский) во главе с почт-инспекторами. Почт. округа объединяли деят-ть губ. контор, последние – уездных. Реформа 1830 усилила единообразие почт. операций. Появились новые должности: контролеры, ревизоры, сортировщики, приемщики, разборщики, письмоводители, присяжные. Исчезли старые канц. названия, не отвечавшие технике почт. дела: протоколисты, регистраторы, канцеляристы.

Одновр. были приняты меры по развитию системы перевозок. Помимо офиц. П. всегда существовали частн. извозчики. Издав в 1831 Положение о вольной почте, пр-во попыталось в ряде случаев заменить частниками гос. П. и одновр. поставить их в рамки закона. По Положению, почтосодержатели получили право взимать повышенную прогонную плату и оказывать проезжающим доп. платные услуги (подмазка колес, предоставление в прокат экипажей и т. п.). При этом они обязывались сделать движение регулярным и принять ряд мер по облегчению быта проезжающих. Выгода для мест. населения заключалась в прекращении расходования на почту земских денег, собираемых в осн. с крестьян. Конкуренция содержателям вольных П. со стороны частн. извозчиков запрещалась.

Однако в Сибири вольная П. не прижилась. Она действовала (с 1848) лишь на 3 станциях от границ Пермской губ. до Тюмени вкл. Содержал станции пермский купец 2-й гильдии Василий Михайлов. Цена проезда (прогона) на вольных П. равнялась 3 коп. с версты и лошади, а впоследствии – 6 коп. В Сибири же проезд у частн. возчиков стоил 1,5 коп. с версты и лошади, в Вост. Сибири с 1874 – 3 коп. Поэтому попытка сиб. властей распространить вольные П. на весь край в 1870-е гг. встретила сопротивление общественности (особенно купцов) и не удалась.

Череда адм. перемен прошла в царствование Александра II. В 1855 из почт. округов осталось только 3, в т. ч. Сибирский. Почт-инспекторов переименовали в начальников почт. округа. В 1860 Сибирский окр. разделили на Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский с центрами в Томске и Иркутске. С 1867, после упразднения должности губ. почтмейстера, заведовать губ. почт. конторами стали управляющие почт. частью в губернии. Западно-Сибирский почт. окр. просуществовал до 1870. После его ликвидации взаимодействие между губ. конторами и Почтовым департаментом стало осуществляться напрямую.

Доставляемые П. отправления изначально подразделялись на тяжелые (доставляемые в повозках) и легкие (весом до 5 фунт., доставлялись верхом). Отд. вид составляли эстафеты (посылка с особо важными сообщениями нарочных гонцов). С 1781 П. начала принимать к пересылке деньги: сначала в ассигнац. билетах, а потом также в зол. и серебр. монете. Это особенно помогало кяхтин. торговле, основанной на обмене кит. товаров на золото и серебро. К нач. XIX в. сформировалось деление почт. отправлений на 3 осн. вида: письмо, «денежное письмо» и посылка. К ним в течение 50 лет прибавился только 1 новый – «письмо с документами» (впоследствии получившее назв. «страховое письмо»). В страховых письмах пересылались векселя, заемные письма и различ. ден. документы.

Доход за пересылку почт. отправлений складывался из весовых и страховых денег. До 1783 таксы весового сбора определялись для каждого города. Напр., в 1777 с лота (ок. 13 г) письма за доставку из С.-Петербурга до Тобольска собиралось 30 коп. (в 1,5 раза больше, чем до Архангельска), до Томска – 45, Иркутска – 60, Кяхты – 66, Якутска – 70 коп. С 1783 действовала единая такса для всего гос-ва: на каждый лот письма за 100 верст доставки 2 коп.; меньше 100 верст – 1 коп. В 1807 принцип арифм. прогрессии в почт. таксе был признан несправедливым. Тарифы изменились так, чтобы письма, отправляемые на ближние расстояния, стали дороже, на дальние – дешевле, чем раньше. В 1844 введена единая стоимость доставки письма – 10 коп. (в 1875 после вступления России во Всеобщий почтовый союз уменьшена до 8, затем до 7 коп.). Единств. исключением из системы единых цен стало установление 3 ценовых поясов для посылок (1899): Европ. Россия, Зап. Сибирь с Туркестаном и Вост. Сибирь. Сбор за пересылку ценностей (страховые деньги) появился в 1783. Изначально составлял 0,5 % оценки, с 1807 для расстояний свыше 500 верст – 1 %. Установление единой таксы позволило провести крупнейшую реформу системы подачи писем. Появились почт. ящики и «штемпельные куверты» (маркированные конверты), делавшие общение с почт. чиновниками не обязательным для отправки письма. В 1857 в России появились почт. марки.

Последняя до революции реформа почт. упр-ния обусловлена совершенствованием технологий связи. В 1855 в России открылась 1-я телеграфная линия; 4 года спустя начались изыскат. и техн. работы по прокладке линии Казань–Иркутск–Хабаровск–Владивосток (см. Телекоммуникации). В 1863 появился Телеграфный департамент, а все телеграф. станции оказались распределены между телеграф. округами. В 1884 Почтовый и Телеграфный департаменты Мин-ва внутр. дел объединились в единое Гл. управление почт и телеграфов. Вместо 18 самостоят. телеграф. округов и 64 губ. упр-ний почт. связью появились 35 единых почтово-телеграф. округов, а 2 010 почт. контор и телеграф. станций преобразовались в 1 329 почтово-телеграф. учреждений. Сибирь и Д. Восток обслуживали 5 округов – Омский, Томский, Иркутский, Забайкальский, Приамурский.

Ускорившееся после реформ Александра II развитие акцион. дела и банковской системы способствовало появлению новых почт. операций. Специально для пересылки ценных бумаг в 1871 введен новый вид почт. отправлений – пакеты: открытые (ценностью до 15 тыс. руб.) и закрытые (до 500 руб.). Для пересылки звонкой монеты – ден. узлы. В 1897 введены почт. и телеграф. переводы.

Развитие во 2-й пол. XIX в. образования и печат. дела привело к появлению множества газет и журналов, к-рые требовалось доставлять подписчикам. Почт. ведомство разработало особые тарифы на доставку подписных период. изданий.

Экон. развитие Сибири в кон. XIX – нач. XX в. обусловило рост кол-ва почт. учреждений. К 1902 в крае их насчитывалось 247. Среди губерний почт. система была наиболее развитой в Иркутской, где имелось 45 станций. К 1913 их стало 108, почтосодержателей – 47. В губернии служило 108 писарей, 516 ямщиков, 94 ямских старосты.

В февр. 1917 Временное пр-во повысило статус почтово-телеграф. ведомства до уровня мин-ва. В 1926 с образованием в Наркомате почт и телеграфов отдела почт. техники началась механизация почт. предприятий. С 1932 ведомство переименовано в Наркомат связи (с 1946 – мин-во). Помимо механизации осн. результатом сов. периода развития почты стал значит. рост числа отд-ний связи и почт. ящиков.

В 1996 Мин-во связи РФ впервые за многовековую историю существования рос. почты решило нарушить гос. почт. монополию на нек-рые почт. услуги, в результате чего в России возникли коммерч. почт. компании. В число услуг новых компаний вошли курьер. доставка почт. отправлений, пенсий и пособий, пересылка посылок, распространение период. печати.

Лит.: Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири. СПб., 1854. Т. 2; Почта и телеграф в XIX столетии. СПб., 1902; Базилевич К.В. Почта в России в XIX веке. М., 1927; Гольдфарб С.И. Иркутская почта: Очерки истории. Иркутск, 1998; Яковлев Я.А., Рассамахин Ю.К. Рассказы о томской почте. Томск, 2003.

О.Н. Катионов

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты