ПОРТО-ФРАНКО

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ПОРТО-ФРАНКО (итал. porto franco – свободная гавань), 1. Предоставленное порту право на беспошлинный ввоз и вывоз товаров. 2. Порт, пользующийся таким правом.

Классические П.-ф., соотв. приведенному определению, существовали на тер. Российской империи в Одессе (1817–59) и Батуме (1878–85). Одновр. действовало П.-ф. на Д. Востоке, имевшее более широкое значение. Право беспошлин. торговли распространялось не на отд. порт, а на всю тер. Д. Востока до самого Иркутска. Эта особенность определялась недостаточной освоенностью региона, из-за чего власти не могли ни устроить надежную тамож. и погран. охрану, ни обеспечить мест. население рос. товарами первой необходимости. Напр., в мае–июне 1861 в Николаевск доставили по Амуру русских прод. товаров, посуды, обуви и т. п. на 22,2 тыс. руб., а морем, только из Сан-Франциско, подоб. товаров на 82,3 тыс. руб.

История П.-ф. на Д. Востоке начинается в 1828, когда его ввели на Камчатке. В 1856 с образованием Приморской обл. свободной стала торговля в Николаевске-на-Амуре. С 1860 это право получили новые порты в Японском море, такие как Дуэ, Де-Кастри, Ольга, Владивосток. В 1860–62 ряд договоренностей с Китаем, подтвержденных Петербургским договором 1881, установил двустороннюю беспошлин. торговлю в полосе глубиной 50 верст по обе стороны от сухопут. рус.-кит. границы. На деле 50-верстная полоса не ограничивалась, не охранялась и не соблюдалась. С этого времени на всей тер. Д. Востока России установился режим свобод. торговли; первым и единств. тамож. пунктом стал Иркутск, куда в 1861 перевели таможню из Кяхты.

Почти сразу после этого началось ограничение свободы торговли применительно к товарам, подверженным косвен. налогообложению. В июле 1867 появилась пошлина на иностр. спирт и алк. напитки. В мае 1882, одновр. с ее повышением, ограничения в беспошлин. ввозе распространились на др. подакцизные товары: табак и табач. изделия, спички, сахар и осветительные масла. Для нек-рых др. товаров, ввозимых рос. производителями в зону свобод. торговли, установили возврат уже уплаченного в России налога. Возврат акциза применялся при ввозе керосина, при ввозе хлопчатобумажных изделий – возврат пошлин по весу за хлопок.

Параллельно начал обсуждаться вопрос о необходимости П.-ф. Интересы пр-ва, опасавшегося потерять окраину, совпали с устремлениями рус. промышленников (прежде всего текстил. отрасли), к-рые вступили в борьбу за дальневост. рынок. С 1880 были установлены регуляр. почтово-пассажир. и грузовые рейсы Добровольного флота, сократившие путь рус. товаров на восток. Еще более значит. роль сыграло стр-во Транссибирской магистрали, облегчившей перевозки товаров. После вступления в строй последнего звена, Китайско-Восточной железной дороги, беспошлинный ввоз на Д. Востоке стал угрожать и рынку Европ. России.

Поэтому закон 10 июня 1900 закрыл П.-ф. во Владивостоке и Николаевске-на-Амуре и запретил беспошлин. ввоз товаров (за искл. китайских) в Приамурский кр. по сухопут. границе. К большинству грузов, поступающих через Д. Восток, стал применяться общий тамож. тариф. Однако тамож. обложение вводилось только по мор. границе начиная от устья Амура и до юж. портов Приморья. Арендованные русскими города в Китае, на КВЖД, а также сев. территории остались в зоне свобод. торговли. Кроме того, сохранялось закрепленное междунар. договорами условие о беспошлин. ввозе через сухопут. границу кит. товаров. В результате р-ны с недавно установленными тамож. пошлинами оказались под сильным давлением контрабанды; кроме того, европ. предприниматели получили возможность обходить тамож. пошлины за счет переноса в Китай произв-ва своих товаров, к-рые т. о. формально попадали в категорию китайских, по сути составляя конкуренцию рус. пром-ти.

Режим «недоотмененного» П.-ф. действовал менее 4 лет. C началом Русско-японской войны Транссиб оказался загроможден войсками и воен. грузами, торг. перевозки по ж. д. нарушились. Поэтому указом от 1 мая 1904 П.-ф. восстановили в прежнем объеме. После окончания войны вопрос обсуждался еще нек-рое время, в т. ч. в Государственной думе, и 16 янв. 1909 последовала окончат. отмена свобод. торговли. Последней точкой в истории дальневост. П.-ф. стала отмена с 1 янв. 1913 статьи Петербургского договора о 50-верстной полосе беспошлин. торговли с Китаем.

Иначе развивалась история беспошлин. торговли в устьях Оби и Енисея (см. Карские экспедиции). Интерес к торг. мореплаванию в этот р-н сиб. и иностр. предприниматели стали проявлять в кон. 1870-х гг. В Мин-во финансов начали поступать ходатайства о беспошлин. импорте в Сибирь. На основании представлений министра император разрешил в навигации 1877 и 1878 свобод. ввоз в устья Оби и Енисея товаров, за искл. мануфактуры, чая, крепких спирт. напитков, пива, сигар и сахара. В последующем высочайше утвержденными постановлениями Комитета министров министру финансов предоставлялось право разрешать в навигации 1879–85 беспошлин. ввоз к устьям Оби, Енисея и Лены импорт. керосина, машин, корабел. оборудования, земледельч. орудий, желез. и фаянс. изделий, музык. инструментов, галантер., бакалейных, колониальных и аптекарских товаров. Однако из-за тяжелых ледовых условий в Карском море и отсутствия ледокол. проводки в 1877–86 лишь 14 из 34 торг. судов, отправившихся в плавание из европ. портов, достигли цели (в осн. устья Оби).

В 1887 с просьбой о предоставлении льготы обратился англичанин Суливан, получивший 6 окт. 1887 разрешение на беспошлин. привоз товаров (11 тыс. пуд.) в устье Енисея. Успешное завершение рейса побудило об-во «Phoenix Merchant Adventures» обратиться с прошением о предоставлении льгот. права на провоз товаров к устью Енисея на неск. лет вперед. Оно было предоставлено на 1888–92, но в 1888 и 1889 кораблям компании пробиться к конечной точке маршрута не удалось. В 1890 торг. объединение «Anglo-Sibirian Trading Company» снарядило 3-ю экспедицию из 2 пароходов, благополучно прибывших в устье Енисея, перегрузивших 30,8 тыс. пуд. грузов на реч. пароход и принявших для вывоза зерно и «лесной товар». По ходатайству компании льгота была продлена до 1894, но навигация 1893 не увенчалась успехом.

Чтобы гарантировать англичанам высокую прибыль, Комитет министров 15 марта 1895 увеличил перечень товаров, разрешенных для беспошлин. ввоза, за счет кирпич. чая, сахара и вина. Осн. выгоду от этого новшества получили рос. купцы. В навигацию 1897 они доставили из Европы в Сибирь через Карское море 155 тыс. пуд. кирпич. чая. В правительств. сферах началась дискуссия, результатом к-рой стало положение Комитета министров от 3 июля 1898. Оно разрешало ввоз чая к устьям сиб. рек по тарифам Иркутской таможни. В 1899 навигация не увенчалась успехом, в 1900–03 попыток ввоза товаров из-за рубежа не предпринималось, поэтому П.-ф. в устьях Оби и Енисея не возобновлялось. Всего, по офиц. данным, в 1887–1903 было ввезено 562 983 пуд. товаров, в т. ч. в Обскую губу – 169 439 пуд.

Всплеск интереса к Северному морскому пути произошел с началом Русско-японской войны. Поскольку Транссиб оказался перегружен воен. перевозками, взоры предпринимателей вновь обратились на Север. Всего с начала 1905 для беспошлин. перевозки в устья Оби и Енисея было заявлено 1 110 тыс. пуд. товаров и еще 40 тыс. пуд. кирпич. чая с пошлиной по тарифу Иркутской таможни. На деле доставили 11 590 пуд. товаров, 5 418 пуд. чая и более 20 тыс. бутылок алкоголя с оплатой иркут. пошлины. На 1906 различ. компании получили разрешение на льгот. ввоз 890,3 тыс. пуд. товаров и 173 тыс. пуд. чая, но война закончилась, и льготой никто не воспользовался.

В Государственной думе III созыва 11 июня 1908 за подписью 34 депутатов вносится на обсуждение законопроект «О порто-франко в устьях рек Оби и Енисея как мере оживления севера Сибири и установления Северного морского пути». Три дня спустя Мин-во торговли и пром-ти предоставило эксперт. заключение, предлагавшее отклонить законопроект. Вскоре после отмены П.-ф. на Д. Востоке, 10 дек. 1909 Дума приняла Закон «О расширении морской таможенной полосы», уничтоживший режим свобод. торговли в Сибири. Новый возврат к нему опять оказался связан с воен. действиями. 14 июля 1915 беспошлин. ввоз, исключительно в устье Енисея, санкционировался на период войны. В марте 1916 П.-ф. в устье Енисея продлили на 5 лет с одновр. расширением ассортимента ввозимых товаров. 22 февр. 1917 право свобод. торговли в устьях великих сиб. рек закрепилось окончательно, но в течение 1917–20 оно реализовано не было.

В очередной раз вопрос о П.-ф. встал после возврата под рос. контроль Сев. Сахалина, в ходе Гражданской войны оккупированного японцами. Ввиду сложностей снабжения острова 24 нояб. 1925 Совнарком принял постановление о беспошлин. торговле на Сев. Сахалине (уточнено 7 мая 1926). Свобода торговли относилась не ко всем товарам, а к опред. перечню, к-рый каждый год утверждался Далькрайисполкомом. При этом сохранялась гос. монополия внеш. торговли; закупкой отеч. и иностр. товаров для Сахалина и завозом их на остров занимался Дальгосторг. Т. о., северосахалин. П.-ф. 2-й пол. 1920-х гг. не означало действит. свободы торговли; торг. система острова оставалась жестко включена в общегосударственную. По мере дальнейшего огосударствления экономики и ухудшения снабжения по стране в целом все менее заметным становилось действие П.-ф. на Сев. Сахалине. С 1930 осн. товары на острове распределялись по карточкам.

Обсуждение вопроса о П.-ф. вновь началось на закате сов. эпохи. В кон. XX – нач. XXI в. режим льгот. тамож. обложения организационно связывается прежде всего с идеей особых экономических зон (ОЭЗ). Их появление началось после пост. Верховного совета РСФСР от 14 июля 1990 «О создании зон свободного предпринимательства». В числе инициаторов постановления оказались советы народ. депутатов Сахалинской и Читинской обл., Приморского кр. На протяжении 1990-х гг. ОЭЗ не имели должной законодат. основы; как следствие, они трансформировались в офшоры. Компании регистрировались на территории свобод. зоны, пользовались соотв. привилегиями, а деят-ть осуществляли за ее пределами. Развития произв-ва в особых зонах не происходило.

После выхода в июне 1992 Указа Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории России» начала действовать СЭЗ «Находка», расположенная в крупнейшем пункте тихоокеанской торговли России. Однако ее существование не получило должной законодат. проработки; работа СЭЗ сошла на нет.

Новым шагом в развитии законодат-ва стало принятие Закона от 22 июля 2005 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Задачей ОЭЗ закон ставит создание благоприят. условий (прежде всего налог. и тамож. льгот) для привлечения инвестиций в отд. регионы и отрасли экономики. Чтобы избежать использования ОЭЗ как средства оптимизации налогообложения, закон установил требование об обязат. ведении резидентами ОЭЗ пром.-производств. или технико-внедренч. деят-ти. В янв. 2006 по итогам конкурса Пр-во РФ подписало соглашения о создании ОЭЗ с 6 субъектами Федерации. Создание каждой из этих зон (в Москве, С.-Петербурге, Московской и Липецкой обл., Томске, Респ. Татарстан) связано с развитием наукоемких произв-в. Кроме того, действуют ранее созданные особые экон. зоны в Калининградской и Магаданской обл. Здесь льготы тоже обусловлены развитием мест. произв-ва. Гл. обр. они касаются внутр. налогов и не связаны с льгот. тамож. режимом.

Лит.: Носова Е.А. Северный морской путь и хлебная торговля сибирского купечества (вторая половина XIX в.) // Предпринимательство в Сибири. Барнаул, 1994; Порто-франко на Дальнем Востоке: Сб. документов и материалов. 2-е изд. Владивосток, 2000; Беляева Н.А. От порто-франко к таможне: Очерки региональной истории российского протекционизма. Владивосток, 2003; Реут А.И. Статус резидента особой экономической зоны // Современное право. 2006. № 5.

А.К. Кириллов, Н.А. Троицкая, М.В. Шиловский

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты