ПАНМОНГОЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ПАНМОНГОЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ основывается на идее возрождения Великой Монголии XIII–XIV вв. и начало формироваться в условиях захвата маньчжурами Халхи. С XVI–XVII вв. консолидирующим элементом и своеобразным знаменем П. д. стала ламаистская религия. Под панмонголизмом следует понимать движение за нац. самоопределение, возрождение монг. народов (полит. и культурно-этническое), за создание самостоят. гос. образования. Оно отражает интересы населения всего монг. мира, способствует сохранению и укреплению общенац. этнич., ист. и языковых связей.

К нач. ХХ в. монг. этнос оказался в составе ряда гос-в: юж. его часть (Внутр. Монголия) – в составе Китая, буряты и калмыки – в составе России; ограниченную нац. независимость обрели Внеш. Монголия (1911) и Тува (1921). Общность языка, религии и мат. культуры монголов, бурят, калмыков, ист. память о былом величии единого монг. гос-ва позволяли поддерживать и сохранять идею о единстве монг. мира. Роль своеобразного ядра и центра притяжения монг. народов играла Внеш. Монголия и ее столица Урга – один из центров ламаизма кочевых народов Центр. Азии.

П. д. в России достигло наиб. развития в нач. XX в. В это время мысль о возрождении монг. единства получила широкое развитие среди бурят. демократов-просветителей Ц. Жамцарано, Э.-Д. Ринчино, М.Н. Богданова, Б. Барадийна, Г. Цыбикова. К 1919 в среде бурят. интеллигенции окончательно оформилась идея о возможности непосредств. объединения монг. народов в единое гос-во. Появление этой идеи было обусловлено реальными успехами нац. движения, когда в течение 2 лет Бурнацком автономно руководил органами мест. упр-ния и добился признания со стороны сов. власти, а затем и атамана Г.М. Семенова, с осени 1918 контролировавшего тер. Забайкальской обл. Реализация идеи создания общемонг. гос-ва началась с совещания на ст. Даурия в нач. февр. 1919. На совещании были выработаны осн. направления предстоящего съезда панмонголистов. Съезд, на к-ром присутствовало 16 делегатов (от Забайкалья – Д. Сампилон, Н. Дылыков, Э.-Д. Ринчино, В. Вампилун, Цыдыпов, Бимбаев), начал работу в Чите 25 февр. 1919 под пред. Нэйсе-гэгэна (хутухты) Внутр. Монголии Ничи-Тойна Менду Баира. В работе съезда приняли участие атаман Г.М. Семенов и майор яп. оккупац. войск Судзуки. Съезд принял решение об образовании независимого федеративного «Велико-монгольского государства», в состав к-рого должны были войти Внутр. и Внеш. Монголия, Барга и земли забайкал. бурят. Делегаты избрали пр-во, к-рое временно расположилось на ст. Даурия, т. к. избранный столицей будущего гос-ва г. Хайлар был оккупирован кит. войсками. Однако ни одна из ведущих мировых держав, вкл. Японию, не признала вновь созданное гос-во. В том же году оно, не успев сложиться, фактически распалось. Проблема панмонголизма вновь перешла в полит. плоскость в 1921 в связи с деят-тью генерала Р.Ф. Унгерна фон Штернберга. Во главе Азиатской конной дивизии он изгнал из Монголии кит. оккупантов, обеспечив тем самым восстановление гос. независимости страны. Р.Ф. Унгерн рассматривал Монголию в кач-ве надежды всего человечества, погрязшего в гибельной культуре Запада, и гл. плацдарма в борьбе против мировой революции. Но его идеи не нашли широкой поддержки среди монголов.

Как полит. течение панмонголизм окончательно прекратил свое существование в СССР в 1937–38, когда в ходе «Большого террора» более 2 тыс. его якобы бывш. сторонников (среди них 1 033 ламы) были арестованы. Неск. десятков из них приговорены к расстрелу, остальные – отправлены в тюрьмы и лагеря.

В кон. ХХ в. идеи панмонголизма вновь приобрели аткуальность как один из интегрирующих факторов для монг. мира.


Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты