ПАЗЫРЫКСКАЯ КУЛЬТУРА

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ПАЗЫРЫКСКАЯ КУЛЬТУРА. Ареал распространения – Горн. Алтай. Осн. концентрация памятников в пределах рос. Алтая. С севера ограничивается степ. р-нами, на юге в Монг. Алтае вдоль юж. склонов Салюгемского хр., на западе по границе с Тувой, на востоке – вост. склоны Алтая. 1-е раскопки пазырык. памятников Берель и Катанда проведены в 1865 акад. В.В. Радловым. Особую известность П. к. получила благодаря раскопкам Пазырыкского могильника, принадлежавшего элите пазырык. об-ва (1-й курган исследован М.П. Грязновым в 1929, 4 остальных С.И. Руденко в 1950-е гг.). Курганы содержали линзы мерзлоты в погреб. камерах, благодаря к-рым сохранились высокохуд. предметы из дерева, кожи, меха, войлока. Как археол. культура выделена В.Н. Чернецовым. Культура относится к скиф. времени (VI–III вв. до н. э.). П. к. известна преим. благодаря раскопкам погреб. памятников. Исслед-я пазырык. могильников проведены С.И. Руденко (Башадар) и С.В. Киселевым (большие элитные курганы со следами мерзлоты), В.Д. Кубаревым в юж. части рос. Алтая (р-н Юстыда, Сайлюгема, Уландрыка), Ю.Ф. Кирюшиным в р-не ср. течения р. Катунь, А.С. Суразаковым и В.А. Могильниковым в Центр. Алтае, Н.В. Полосьмак и В.И. Молодиным на плато Укок. По подсчетам А.А. Тишкина и П.К. Дашковского, на сегодняшний день раскопано св. 1 тыс. погреб. комплексов П. к. Особ. информативны памятники с мерзлотой, исследованные на юге Алтая и на плато Укок. Эпицентр культуры расположен в центр. части горн. страны, с наиб. благоприят. для обитания человека климатом. Погреб. памятники представлены сооружениями (курганами) из камня. Величина кургана была одним из показателей соц. статуса умершего. Курганы рядовых кочевников диам. 7–20 м располагались цепочками. Им сопутствовали ряды камен. жертвенников и верт. стоящих камней (балбалов). Курганы элиты пазырык. об-ва достигали в диам. 50 м. Наиб. концентрация могильников с огромными курганами расположена в Онгудайском р-не Респ. Алтай, в долине р. Каракол. Под насыпью кургана устроена 1 могила глубиной 1,5–5 м. В могиле сооружалась порой достаточно сложная конструкция из лиственных бревен или сруб-усыпальница. Погребенного (как правило 1 чел.) в зависимости от его соц. статуса помещали на деревян. ложе, кровати или в колоде. Погребенные лежат на прав. боку, в скорч. положении, головой на В. Захоронения со льдом позволяют в подробностях реконструировать нюансы погреб. практики. Умершего клали в могилу в одежде. Мужчины были одеты в шерст. штаны и высокие войлоч. сапоги, меховую шубу или полушубок, войлоч. шапку. Все это украшено худ. аппликациями, деревян. фигурками животных, покрытыми зол. фольгой. Женщин хоронили в шерст. юбках и шелк. кофтах. В муж. могилах помещали боевое оружие или его деревян. имитацию (бронз. и желез. кинжалы в ножнах, клевцы, луки и стрелы в колчанах, пояса с накладками). Во всех без исключения могилах помещали 3 сосуда – керам., деревян. и рог. (в каждом из них, вероятно, содержались различ. напитки), деревян. блюдо с ножом и курдючной частью барана, деревян. или рог. гребень, бронз. зеркало в чехле. Встречаются и др. изделия. Кроме того, в зависимости от имуществ. и соц. статуса в погребение клали различ. кол-во лошадей (от 1 до более 10). Лошади взнузданы, оседланы. Конская упряжь украшена высокохуд. деревян. бляхами, преим. в виде грифонов. На седлах войлоч. покрышки с апплицир. растит. орнаментом и изображениями сцен, выполненных в скифо-сибирском зверином стиле. Захоронения в больших курганах более богатых и знатных людей отличаются монумент. конструкциями надмогил. сооружений, огромной по величине погреб. конструкцией с двойным бревенч. срубом, захоронением в колодах со значит. числом сопутствующих лошадей, богатым погреб. инвентарем, включающими тот же набор предметов, что и в захоронениях рядовых членов сообщества, однако богато худ. оформленных. Поселенч. комплексы П. к. изучены пока недостаточно хорошо, вероятно, в силу того, что уклад кочевников-скотоводов не способствовал формированию мощных культур. отложений. Осн. направлением хоз. деят-ти носителей культуры является скот-во (мелк. рог. скот и лошади). Подсоб. отраслями являлось рыболовство и охота. В центр. части Горн. Алтая могло существовать и земледелие, о чем свидетельствуют находки жерновов в погреб. комплексах (Башадар, Бертек-1) и зернотерок. Происхождение носителей культуры (с учетом данных антропологов и генетиков) связано с автохтон. самодийскими популяциями, к-рые смешались с пришлыми мигрантами с запада, юго-запада, в язык. отношении – индоиранцами. По-видимому, носители П. к. поддерживали торг. связи с иран. миром вплоть до гос-ва Ахеменидов, передовыми цивилизациями Китая и Индии. Более сложными отношения были с хуннами Центр. Азии, что и привело в III–II вв. до н. э. к вытеснению части носителей культуры на север, а также к частичной ассимиляции их хуннами. Поразительно богатым был духов. мир носителей П. к. Об этом свидетельствует пластич. и декор.-прикл. искусство, развивающееся в рамках канона скифо-сибирского звериного стиля.

Лит.: Грязнов М.П. Первый пазырыкский курган. Л., 1950; Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.; Л., 1953; Он же. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.; Л., 1960; Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка. Новосибирск, 1987; Он же. Курганы Юстыда. Новосибирск, 1991; Он же. Курганы Сайлюгема. Новосибирск, 1992; Полосьмак Н.В. Стерегущие золото грифы. Новосибирск, 1994; Она же. Всадники Укока. Новосибирск, 2001; Молодин В.И., Полосьмак Н.В., Чикишева Т.А. и др. Феномен алтайской мумии. Новосибирск, 2000.

В.И. Молодин

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты