ОСОБОЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ СОВЕЩАНИЕ (ОМС) ПО ВЫРАБОТКЕ ПЛАНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ПЯТИЛЕТИЕ 1917–1922

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ОСОБОЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ СОВЕЩАНИЕ (ОМС) ПО ВЫРАБОТКЕ ПЛАНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ПЯТИЛЕТИЕ 1917–1922, вр. орган, созданный в 1915 для ускоренного развития ж.-д. сети страны в целях решения обострившихся транспорт. проблем. В работе совещания участвовали 15 представителей Мин-ва путей сообщения, по 2 – от воен. и мор. мин-в, по 3 – от мин-в финансов и внутр. дел, 7 – от Мин-ва земледелия и гос. имуществ, 7 – от Особого совещания по перевозкам, 4 – от Гос. контроля, а также видные ученые-транспортники Н.П. Петров, А.Н. Фролов, К.Я. Загорский и др.

Проблемы Сибири рассматривались в заседании ОМС в нояб. 1916. Обсуждался вопрос об установлении новых широт. связей Сибири с европ. частью страны, прежде всего предложенный А.А. Борисовым проект ж. д. Обь–Котлас–Сорока. Участники ОМС пришли к мнению, что для сиб. условий неприменимы принципы проектирования и стр-ва, сложившиеся в практике сооружения ж.-д. линий в Европ. России. При рассмотрении проектов ж.-д. линий к западу от Урала принималось во внимание гл. обр. их соответствие мест. потребности в перевозках. В Сибири, напротив, проведение ж. д. само служило гл. фактором, способствовавшим заселению и освоению прилегающих р-нов.

Выработанный совещанием план перспективного развития сети ж. д. предусматривал сооружение в Сибири 2 магистр. линий транзит. назначения: Кыштымской дороги (от Томска через Кыштым и Красноуфимск до Костромы) и Обь–Котласской, к-рая рассматривалась как 1-я очередь будущей транзит. магистрали до Тихоокеанского побережья. Вместе с Транссибирской магистралью предложенные линии должны были составить основу транспорт. системы Сибири. План ОМС 1916 предусматривал ускорение темпов ж.-д. стр-ва в Сибири. Первоочеред. внимание рекомендовалось сосредоточить на связи Центр. России и ее мор. портов с глубинными тер. Сибири и побережьем Тихого и Сев. Ледовитого океанов. Центр тяжести транспорт. стр-ва в Сибири предлагалось перенести в ее сев. р-ны с их громадными и почти не затронутыми хоз. практикой природ. ресурсами. Проекты ОМС воплощения не получили.

Лит.: Колесов Л.И. Развитие концепции формирования транспортной системы Сибири // Проблемы развития транспортной системы в районах Сибири. Новосибирск, 1980; Проблемные регионы ресурсного типа: экономическая интеграция Европейского Северо-Востока и Сибири. Новосибирск, 2002.

В.В. Ламин

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты