ОКРУГА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ОКРУГА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (ОПС), адм.-тер. образования для упр-ния транспортом. В 1809 в связи с отставанием путей сообщения от потребностей внутр. и внеш. перевозок Александр I реформировал упр-ние отраслью. 2 подразделения Мин-ва путей сообщения (МПС) – Экспедиция водяных сообщений и Экспедиция устроения дорог – были объединены в Упр-ние водяными и сухопут. сообщениями (с 1810 – Гл. упр-ние путей сообщения, ГУПС). Ему поручались все коммуникации гос. значения. ГУПС находилось в Твери, его возглавляли гл. директор и совет. При гл. директоре состояла экспедиция, в к-рую входило 3 разряда (отд-ния); из них сухопут. дорогами занималось 2-е. В подчинении ГУПС оказались 10 ОПС, охватывавших всю Россию. Созданный в Сибири 10-й ОПС в 1822 упразднили в связи с новой орг-цией адм. упр-ния краем. Водные пути Сибири формально перешли в ведение мест. адм. органов, а фактически остались безнадзорными. Сибирский окр. восстановили в 1895. Кроме того, в 1900 появилось Упр-ние водными путями Амурского бас.

Округом путей сообщения руководило правление во главе с начальником. Ведомств. флаг начальника ОПС – белый с синими топором и якорем (флаг имел 2 косицы). Решения, единогласно принятые чл. общего присутствия, подписывались начальником ОПС и делопроизводителем, после чего становились обязательными для всех работников ОПС, судовладельцев, а также частн. лиц и гос. учреждений. Чтобы побудить членов правления к ответств. действиям, им запрещалось отменять собств. решения, – это могло сделать только ГУПС.

В ведении ОПС находились сан. надзор, полиц. служба и судоход. инспекторы, осуществлявшие контроль над выполнением правил движения флота. Охрану путей сообщения и надзор за их исправностью поручили спец. окружным полиц. командам, находившимся в подчинении окр. начальников. Линейными орг-циями ОПС являлись отд-ния, дистанции, инспекц. и техн. уч-ки. Особое место занимали навигационно-описные комиссии, на к-рые возлагались обязанности по изучению топографии и гидрологии речных бассейнов. Они же собирали сведения о хар-ре перевозимых грузов и загрузке судов, о перевозке пассажиров, занимались др. вопросами, относящимися к орг-ции путевого хоз-ва (наличие мест. строит. материалов, возможность найма раб. силы для флота и строит. работ, наличие мельниц и фабрик, пользующихся водой из рек). Информация о состоянии пути (уровни воды, габариты пути, расстановка техн. средств и т. п.) от навигац.-описных комиссий ежедневно поступала в техн. отдел Департамента водяных и шоссейных путей сообщения, а затем рассылалась по ОПС. С 1897 печатались «Дополнения к телеграфным сообщениям», с 1913 – «Известия округа путей сообщения». С 28 июня 1913 «Известия» публиковали штормовые предупреждения Гл. физической обсерватории.

Важнейшим направлением деят-ти ОПС во 2-й пол. XIX – нач. XX в. стало ж.-д. стр-во. Под рук-вом П.П. Мельникова, 1-го министра путей сообщения России, МПС разработало перспектив. программу развития сети ж. д. Общая протяж. сети должна была составить 4816,7 км. По этим планам к 1871 построили 8125,3 км. К 1900 ж.-д. сеть России составила 44,9 тыс. км, в 1913 – 58,5 тыс. км.

Полномочия ГУПС неоднократно менялись на протяжении XIX в. в связи с внутр. реорганизациями упр-ния и обособлением доп. департаментов в составе МПС. В 1832 в ведение ГУПС из Мин-ва внутр. дел перешла вся строит. часть, связ. с постройкой «публичных зданий» и заведованием ими. С этого времени ГУПС получило наименование Гл. управления путей сообщения и публичных зданий (ГУПСПЗ). В 1839–42 в составе МПС возникло неск. новых департаментов, в т. ч. департамент ж. д., возглавивший стр-во и эксплуатацию 1-й ж. д. в России. В 1842 создана телеграф. часть, преобраз. впоследствии в Телеграфное упр-ние. Кроме того, в структуре МПС появились Упр-ние строительства (1867), Упр-ние казенных железных дорог (1880), Инспекция железных дорог (1892).

После Окт. революции упр-ние ж.-д. транспортом на нек-рое время перешло к ж.-д. профсоюзу. Лишь к кон. 1918 сов. власть сумела создать вполне работоспособный и строго централизов. аппарат упр-ния всем ж.-д. хоз-вом. Упр-ния ж. д. как мест. органы Наркомата путей сообщения (НКПС) формировались в кач-ве экстерритор., т. е. не зависящих от мест. советов. В 1918 система ОПС возродилась (с сохранением упр-ний дорог). С 1920 мест. органы НКПС были представлены упр-ниями ОПС, линейными отделами, упр-ниями дорог, облводами и рупводами (на водном транспорте). С образованием СССР НКПС стал общесоюз. органом, объединявшим упр-ние железными дорогами, водным и автомоб. транспортом. Его мест. органами стали: на ж. д. – правления ж. д., ОПС; на водном транспорте – госпароходства, бассейновые упр-ния; на автомоб. транспорте – окружные упр-ния шоссейных и грунтовых дорог.

Лит.: Железнодорожный транспорт: Энциклопедия. М., 1994; Черняк В.З. История государственного и муниципального управления России. М., 2001.

Л.Б. Ус

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты