КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В СИБИРИ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В СИБИРИ. Понятие К. р. получило широкое распространение в обществ. жизни и науч. лит. Авторство принадлежит В.И. Ленину, употребившему его в работе «О кооперации» (1923) и считавшему, что кооперирование крест-ва невозможно осуществить без повышения его культуры, своего рода К. р. К. р. – корен. изменение культур. облика страны. Впоследствии содержание К. р. интерпретировалось через сумму ее конкрет. составляющих: ликвидация неграмотности населения, распространение общего и спец. образования, развитие науки, лит., искусства и пр. В обществознании К. р. характеризовалась как процесс формирования социалистич. личности и рассматривалась как важнейшая часть социалистич. преобразований в стране.

В науч. лит. утвердились 2 трактовки термина – «широкая» и «узкая». В первой «новый человек» рассматривался как идеал, поэтому К. р. не могла быть ограничена кратким хронол. периодом. Согласно второй, такого рода личность стала характерной для сов. об-ва 1940-х гг. Это время, т. е. более 20 лет существования сов. режима, и следовало считать, по мнению большинства исследователей, собственно периодом К. р.

В пострев. период культур. преобразования осуществлялись в условиях централизов. рук-ва, контроля и упр-ния со стороны партии и гос-ва, что обусловило появление феномена «управляемой культуры», или «культурного строительства», определявшего динамику становления сов. типа культуры в Центре и регионах, в т. ч. Сибири. Культура в Сибири развивалась в русле общегос. культур. преобразований. Регион. специфика состояла в осн. в неразвитости большинства соц.-культур. институтов. Огромная территория, разноплем. состав населения, оторванность от культур. центров, слабо развитые средства сообщения и связи, преобладание сел. населения – все это предопределило культур. отсталость региона, преодолевать к-рую предстояло долго, с огромными усилиями и помощью гос-ва. Для культур. преобразований в крае имелись кадр. силы – от учителей и врачей до вузов. профессоров.

Уже в кон. 1917 повсеместно в составе мест. советов депутатов создавались отделы народ. образования (ОНО), контролировавшие деят-ть различ. культур. учреждений и орг-ций. Большевики на нек-рое время сохранили аналог. отделы, существовавшие при Временном пр-ве: при остром недостатке советски настроенных специалистов использовались знания и опыт «старых» проф. кадров. Весной 1918 «двоевластие» закончилось: ОНО подчинили себе упр-ние культур. сферой. Был организован соотв. отдел и в высш. исполнит. органе – Центральном исполнительном комитете советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Сибири, не успевшем, однако, развернуть свою работу до падения сов. власти.

За короткое время существования т. н. первой сов. власти (до лета 1918) новые органы упр-ния смогли продекларировать принципы сов. культур. политики, объединенные идеей формирования «нового человека». Серьез. изменений в практич. работе школ и вузов не наступило, т. к. не было ни проф. работников новой формации, ни новых программ и учебников. Попытки изменить состав учителей с помощью выборов оказались малоэффективными. Демократизация в вузах проявилась только в привлечении к упр-нию самих студентов, что вызвало недоброжелат. реакцию осн. части преподавателей. Более активно действовали парт. комитеты, профсоюзы, нек-рые советски настроенные самодеят. орг-ции – проводили митинги и собрания, занимались устной и печ. агитацией и пропагандой. Большевики стремились идеологизировать все массовое просвещение.

С самого начала в развитии К. р. проявились 2 тенденции – демокр. и авторитар., борьба и взаимодействие к-рых определили противоречивость сов. культуры. Попытки приблизить достижения культуры к народу, покончить с феод. остатками, сослов., конфес. и нац. ограничениями и всевозможными дискриминациями в сфере культуры являлись выражением демокр. тенденции. Решение именно этих задач привлекало массы на сторону большевиков. Методы, присущие авторитар. тенденции, были продиктованы условиями Гражданской войны. Большевики с самого начала показали свою непримиримость к оппозиц. прессе – независимым изданиям демокр. партий – эсеров, меньшевиков. Свобода слова оказалась под запретом, плюрализм мнений большевики объявили несовместимым с диктатурой пролетариата.

Гражд. война, захватившая Сибирь, на 1,5 года прервала культур. деят-ть большевиков на гос. уровне, но их пропаганда оказалась более действенной, чем у белого режима. Политика «военного коммунизма», проводившаяся в это время в Сов. России, имела важные текущие и долговр. последствия. Милитаризация всей жизни сказалась на формах и методах рук-ва и упр-ния мн. видами и отраслями культуры. Парт.-гос. влияние стало превалирующим фактором развития культуры.

С восстановлением сов. власти в 1919–20 в Сибири созданы аппараты упр-ния культурой сначала в губ. органах (губОНО), затем в составе Сибревкома. СибОНО приступил к работе 25 янв. 1920 в Омске, позднее вместе с др. отделами перебазировался в Новониколаевск. Структура ОНО включала подотделы и секции школ., внешкол., проф. образования, просвещения нацменьшинств и др. Одновр. организовывались и особые общесиб. структуры по образцу центр. главков: Сибгосиздат, Сибцентропечать, Сибархив. Низовые органы – уезд. и вол. ОНО – создавались по инициативе мест. работников и сначала действовали самостоятельно. Становление регион. системы упр-ния культур. процессами сопровождалось неск. реорганизациями и захватило начальные годы новой экономической политики.

Парт. контроль над институтами культуры осуществляли комитеты РКП(б) всех уровней, в т. ч. Сиббюро ЦК РКП(б). С орг-цией летом 1920 Агитпропотдела ЦК РКП(б) в Сибири в авг. этого же года приступил к работе соотв. орган – АПО Сиббюро ЦК РКП(б) (см. Агитационно-пропагандистская система).

В 1920–21 в регионе резко увеличилась сеть культур. учреждений всех типов. Восстанавливались школ. здания, начались занятия и перестройка школ. жизни на основе принципов единой труд. школы. В 1920 в Сибири открылось вдвое больше школ, чем за предыдущие 5 лет, появилось более 5 тыс. пунктов ликбеза. Росло число читален, клубов, драмкружков. В регионе открылись неск. новых вузов и рабочие факультеты при них.

В связи с переходом к новой экономической политике возник разрыв между возраставшими потребностями культур. учреждений в ресурсах и экон. возможностями гос-ва. Учреждения культуры были сняты с гос. снабжения и переведены в осн. на самообеспечение. Разразился финанс. кризис, в результате к-рого сложившаяся система учреждений фактически распалась. К нач. 1923 в Сибири по сравнению с летом 1921 кол-во школ уменьшилось более чем вдвое, изб-читален – более чем в 6 раз, культ.-просвет. кружков – примерно в 14 раз, а пунктов ликбеза – почти в 70 раз. На рубеже 1923–24 кризис в целом был преодолен, развитие культуры вступило в полосу относит. стабильности. Расширение сети учреждений сопровождалось повышением качества их работы. С 1922/23 по 1928/29 расходы на народ. образование в мест. бюджетах выросли в 7,3 раза. С 1925 доля затрат на просвещение стала самой крупной в мест. бюджетах.

Стержнем К. р. оставалась идеол. работа, направленная на коммунистич. воспитание масс. Парткомы, сов. и спец. культур. орг-ции и учреждения первостепенное внимание уделяли т. н. полит.-просвет. работе.

В Сибири ликвидация неграмотности как массовое движение началась в 1920 г. К нач. 1940-х гг. неграмотность среди взрослого населения страны ликвидирована. Разъяснит. работа ориентировалась на усвоение актив. населением принципов нэпа на беспарт. крест. конференциях, лекциях, беседах, началось издание массовой газ. «Сельская правда». Расширилась сфера партийного просвещения, что отчасти явилось следствием «ленинского призыва» (прием в партию после смерти Ленина большого числа активистов). Произошли изменения в атеист. пропаганде. Период «штурма», к-рый проходил в 1-е годы революции и фактически являлся погромом Церкви, сменился более спокойной антирелиг. работой, сосуществовавшей с политикой разложения религ. орг-ций, предполагавшей, в частн., использование особ. методов ОГПУ. Проводились спец. диспуты, читались лекции, работали кружки. В 1925 в регионе появились ячейки друзей газ. «Безбожник», а в 1928 оформился краевой орган «Союза воинствующих безбожников» (см. Антирелигиозная политика).

В 1920-е гг. сеть мас. культур. учреждений включала клубы, народ. дома и пр. В 1924–27 число раб. театров и киноустановок увеличилось в 7 раз. В деревне опорным пунктом культработы стала изба-читальня. В городах выросло число б-к, фонды к-рых постоянно пополнялись новыми книгами и журналами и одновр. «очищались» от «устаревшей» лит. Началась регуляр. трансляция радиопередач, осенью 1925 в Новосибирске появилась мощная радиовещат. станция. С расширением масштабов политпросвещения улучшилось его качество (см. Культурно-просветительские массовые учреждения).

Новым явлением стал перевод период. печати на хозрасчет и отмена бесплатности ее распространения. Лозунговая агитация, типичная для периода «военного коммунизма», сменилась обращением к конкрет. темам жизни страны и региона. Увеличивалась популярность газет, росли их тиражи. Самыми известными были газ. «Советская Сибирь» и «Сельская правда», издававшиеся в Новосибирске. Большую роль в развитии печ. средств информации сыграло массовое рабселькор. движение (см. Рабочие и сельские корреспонденты).

Итог 1-го десятилетия К. р. – оформление основ сов. модели культур. стр-ва, базировавшейся на коммунистич. идеологии. Культур. изменения имели в осн. эволюц. направленность. На рубеже 1920–30-х гг. К. р. стала носить хар-р тотальных и форсир. преобразований, адекватных лозунгам ускорен. техн.-экон. модернизации страны.

Первым по значимости элементом культур. «скачка» стала программа введения всеобщего нач. образования (всеобуч). Сибкрайисполком постановил начать всеобуч в Сибири с окт. 1930 и резко увеличил расходы на эти цели. Для школ начали строить новые здания, приспосабливать жилые помещения, открывались интернаты. Чтобы удовлетворить потребность в учителях, была расширена сеть пед. техникумов, открылись краткосроч. курсы, к преподаванию привлекались недавние выпускники школ. Введение таких мер имело противоречивый результат: количеств. успехи сопровождались ухудшением качества обучения, что обусловило понижение общего культур. уровня кадров, в массовом порядке прибывавших на работу в пром-ть, адм. органы и в культур. учреждения.

В борьбе за всеобуч активно участвовали не только обществ. орг-ции, но и рядовые граждане. Возникло новое культур. движение. Наиболее актив. роль в его орг-ции играл комсомол. Культпоход выполнял функцию мощного пропагандист. фактора, способствовал внедрению в массы коммунистич. идеологии, росту авторитета партии.

Программа всеобуча в Сибири была в осн. выполнена к кон. 1-й пятилетки. Общая числ. учащихся удвоилась, в 1932/33 было охвачено обучением 95 % детей 8–10 лет. В городах почти все дети, окончившие нач. школу, продолжили учебу. Создавались условия для перехода к всеобщему 7-летнему обучению, к-рое в кач-ве осн. задачи было предусмотрено вторым 5-летним планом. Восстанавливались ср. школы, преобразов. в нач. 1930-х гг. в техникумы, в больших масштабах велась подготовка и переподготовка школ. учителей. Ведущим направлением в этой работе стало заоч. обучение в пед. институтах и училищах. В 1936 только в Зап. Сибири системой заоч. обучения было охвачено более 8 тыс. учителей нач. классов.

Произошел кардинал. поворот от создания условий для добровол. обучения к обязат. начальному, а затем и 7-летнему образованию, закладывалась основа для перехода к всеобщему полному ср. обучению как общемировому цивилизац. стандарту. Одновр. школа вернулась к традиц. методам предметного усвоения знаний.

В 1930-е гг. продолжалась работа по решению важнейшей задачи К. р. – ликвидации неграмотности. В свете новых задач достижения предшеств. десятилетия выглядели незначительными. После XVI партсъезда борьба с неграмотностью была объявлена наряду с всеобучем осн. маршрутом культэстафеты. Широко внедрялись новые формы активизации работы – ударничество, шефство, соцсоревнование; в нее вовлекались все – от учителей до студентов и учащихся общеобразоват. школ. В Новосибирске начали издавать 1-ю в СССР газету для начинающих читать – «За грамоту». Решающее значение имело массовое вовлечение комсомольцев в дело ликвидации неграмотности. Особое внимание уделялось пром. р-нам, в первую очередь новостройкам Кузбасса. В порядке шефства сюда в кач-ве культармейцев были направлены сотни работников из Москвы, Ленинграда, др. центр. городов России. В Зап. Сибири в 1928/29 уч. г. насчитывалось 6 тыс. культармейцев, в 1929/30 – 100 тыс., в 1930/31 – 172 тыс. В 1928–30 в Сибири было обучено 1 645 тыс. чел. против 502 тыс. в 1923–28.

Выделение всеобуча и ликбеза в кач-ве приоритетов гос. культур. политики подчеркивало нацеленность К. р. на формирование новой социалистич. общности – сов. народа, представленного гл. обр. рядовой массой тружеников пром-ти и с. х., т. е. осн. населения городов и деревень. В сочетании с мас. полит.-просвет. работой, а также деят-тью средств массовой информации указ. направления культур. политики обеспечивали создание нового типа управляемой культуры или адекватного «социалистическому строительству» культур. сопровождения.

Др. отрасли проф. культуры – высш. образование, наука, худ. культура – также подвергались радикал. культур. преобразованиям, что выражалось как в виде количеств. приращения соотв. учреждений, орг-ций, числ. занятых в них лиц, так и в глубоком изменении содержания деят-ти. Полит. нейтральность, присущая мн. специалистам в 1920-е гг., рассматривалась в 1930-е гг. как несовместимая со статусом сов. специалиста. Интеллигенция в массе своей становилась народной и советской не только по соц. облику, но и внутренне, т. е. мировоззренчески. За годы 1-х пятилеток ее большая часть пополнилась выходцами из мас. слоев трудящихся.

К кон. 1930-х гг. в результате культур. «скачка», осуществленного в годы 1-х пятилеток, Сибирь по осн. показателям мас. культуры преодолела отставание от центр. регионов страны. Сократился разрыв между регион. и общересп. интеллигенцией по количеств., качеств. и структур. показателям. Др. качеств. результат культур. преобразований – за 20 лет большинство населения в результате направленного идеол.-пропаганд. воздействия и воспитания усвоило осн. стереотипы социалистич. мировоззрения в его сов. форме.

Лит.: Соскин В.Л. Советская культурная политика в Сибири (1917–1920-е годы): Очерк социальной истории. Новосибирск, 2007.

В.Л. Соскин

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты