КОНФЛИКТ НА КВЖД

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

КОНФЛИКТ НА КВЖД (1929). В результате сов.-кит. соглашений 31 мая – 20 сент. 1924, кроме гарантий суверенитета на всей тер. Сев. Маньчжурии, Китаю передавалось половинное участие в администрировании и прибылях Китайско-Восточной железной дороги. Несмотря на явную экон. выгоду от совмест. использования КВЖД, мукденское провинц. пр-во во главе с маршалом Чжан Цзолином постоянно создавало конфликт. ситуации. 1-й конфликт возник в янв. 1925 из-за отказа кит. купцов вносить аренд. плату за подъезд. пути и склад. помещения дороги на участке пристани, на к-рой происходила переброска грузов с речной флотилии КВЖД на р. Сунгари в вагоны. Работа сов.-кит. комиссии по разграничению земель саботировалась китайцами и не была завершена. Конфликты были вызваны причинами не столько экон., сколько полит. и воен. хар-ра. Руководители СССР использовали КВЖД как плацдарм для оказания воен. помощи Гоминьдану в борьбе с мукден. пр-вом, а затем кит. коммунистам против Чан Кайши, возглавлявшего Гоминьдан, когда в 1927 он разорвал с ними союз и занял антисов. позицию. Опираясь на поддержку США, Англии и Франции, Чан Кайши и новый глава мукден. пр-ва Чжан Сюэлян требовали от Японии продать Южно-Маньчжурскую ж. д. (ЮМЖД) и вывести войска, находившиеся в Китае с 1906 для охраны дороги. Они поддерживали амер. предложения на Вашингтонской конференции в 1921 об установлении над КВЖД валют. контроля, что означало бы отстранение СССР от рук-ва дорогой. Кит. разведка, отслеживая в 1929 в Забайкалье и на Д. Востоке настроение крест-ва, недовольного проводимой коллективизацией, считала сов. тыл непрочным, а подразделения Кр. армии недостаточно боеспособными. С учетом этих обстоятельств чанкайшисты попытались в 1929 разрешить проблемы КВЖД вооруж. путем.

10 июля кит. военнослужащие захватили телеграф КВЖД по всей линии, удалили из здания упр-ния КВЖД в Харбине сов. служащих, заменив их китайскими. Одновр. шло сосредоточение кит. войск вдоль границы. На погран. заставы и села начались налеты, в к-рых принимали участие кит. военные и рус. белоэмигранты. От их рук погибло более 50 пограничников и мирных жителей. 6 авг. Реввоенсоветом СССР издан приказ об объединении всех войск на Д. Востоке и в Забайкалье в Особую Краснознаменную Дальневосточную армию (ОКДВА) и назначении ее команд. В.К. Блюхера. 11 авг. сов. сторона, исчерпав все возможности мирного урегулирования, разорвала дип. отношения с Китаем. В окт. войска Приморской группы войск под команд. А.Я. Лапина нанесли удар по кит. Сунгарийской флотилии, постоянно совершавшей набеги на погран. заставы и села на Амуре. С санкции сов. пр-ва 17 нояб. 1929 ОКДВА нанесла одновр. удары на забайкал. и примор. направлениях. Команд. Заб. группой войск С.С. Вострецов решил провести операцию 2 этапами: на 1-м, изолируя гарнизон г. Маньчжурия, разбить кит. части укреп. р-на г. Чжалайнор; на 2-м – наступлением от Чжалайнора ликвидировать войска противника в укреп. р-не г. Маньчжурия. В ночь с 16 на 17 нояб. части 35-й и 36-й дивизий перешли р. Аргунь и двинулись к г. Чжалайнор. Тогда же из пос. Абагайтуй выступила по льду реки 5-я Кубанская кавалерийск. бригада К.К. Рокоссовского. После упорных боев 18 нояб. город был взят. 19 нояб. кольцо вокруг г. Маньчжурия замкнулось. Противник потерял убитыми ок. 1,5 тыс. чел. В результате боев взято св. 9 тыс. пленных, в т. ч. команд. Сев.-Зап. фронтом генерал Лян Чжузян со своим штабом и 250 офицерами. Потери ОКДВА составили 123 чел. убитым и 605 ранеными. 27 нояб. сов. войска вступили в г. Хайлар. 22 дек. в Хабаровске подписан протокол о восстановлении всех рос. прав на КВЖД. 25 дек. последний эшелон с сов. войсками покинул Китай.

Лит.: Великая Маньчжурская империя: К десятилетию образования. Харбин, 1942; Кулагин В.М., Яковлев Н.Н. Подвиг Особой Дальневосточной. М., 1970; Место в строю: Сборник. Иркутск, 1989; Соловьев А.В. Тревожные будни Забайкальской контрразведки. М., 2002.

А.В. Соловьев

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты