КИПРИАН (Старорусенков)

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск
КИПРИАН (Старорусенков)
КИПРИАН (Старорусенков)

КИПРИАН (Старорусенков) (? – 17 дек. 1634, Новгород), 1-й архиепископ Сибирский и Тобольский. В сан архиепископа посвящен 20 сент. 1620 из архимандритов Новгородского Хутынского мон-ря. В Тобольск приехал 30 мая 1621. По грамоте царя и Патриарха 15 февр. 1624 выехал из Сибири в Москву, где 12 дек. того же года поставлен в митрополиты Крутицкие. 20 окт. 1626 К. посвящен в митрополиты Новгородские и занимал эту кафедру вплоть до смерти. Похоронен на Корсунской паперти Софийского собора Новгорода.

К. получил широкую известность в годы Смуты, когда при швед. оккупации Новгорода втайне работал в пользу воссоединения Новгорода с Москвой, поддерживал Романовых. В итоге К. завоевал высокий авторитет в глазах царя Михаила Федоровича и Патр. Филарета, сподвижником и помощником к-рого он был во всех начинаниях. Значение К. для Сибири связано с установлением новой кафедры, ее хоз. и духов. деят-тью. Именно К. заложил основы обеспеченности Тобольского архиерейского дома пахот. землями, сенными покосами, рыб. ловлями, вступив при этом в конфликт с воеводой М.М. Годуновым. Конфликт был тем более неизбежен, что архиепископу поручалось, помимо дел духовных, следить за деят-тью мест. администрации и извещать о ней напрямую царя. При К. закончен и освящен во имя Софии Премудрости Божией центр. собор в Тобольске, построено большое кол-во церквей в епархии, основано неск. монастырей. В Тобольске К. перевел на новое место крупнейший Успенский муж. мон-рь и освятил там церковь во имя Знамения Богородицы, после чего монастырь получил название Знаменского.

С именем К. связываются 1-е дошедшие до нас сведения о начале сиб. летописания. По его инициативе был создан Синодик Ермаковым казакам и установлено их поминание в Софийском соборе в неделю православия. Опыт. автор посланий, ист. и церк. соч., сохранившихся от его новгород. периода, возможно, именно К. был автором текста Синодика, послужившего Савве Есипову одним из источников при создании летописи. Составление Синодика и упоминание К. в Есиповской летописи принесло ему славу 1-го историка Сибири. Еще Г.Ф. Миллер считал, что К. положил «первое основание к сочинению сибирских летописей». Той же точки зрения придерживались Евгений (Болховитинов), А. Старчевский, П.И. Небольсин, Н. Абрамов, С.А. Адрианов, B.C. Иконников. Лишь С.В. Бахрушин установил, что в основе Синодика, Есиповской и Строгановской летописей лежит общий источник и роль К. в создании сиб. летописания ограничивается написанием Синодика. Мысль о непричастности К. к непосредственной летописной работе поддержала Е.И. Дергачева-Скоп. Вполне вероятно, что К. участвовал в создании Нового летописца, в частн., его «сибирских» статей.

Лит.: Полное собрание российских летописей. СПб., 1841. Т. 3; М., 1965. Т. 14; М., 1987. Т. 36, ч. 1; Абрамов Н. Митрополит Киприан, первый просветитель Сибири и основатель ее летописи // Журн. Мин-ва народ. просвещения. 1849. Ч. 44, № 10; Буцинский П.Н. Заселение Сибири и быт первых ее насельников. Харьков, 1889; Он же. Основание Тобольской епархии и первый тобольский архиепископ Киприан // Вера и разум. Харьков, 1890. Вып. 21, 23; Бахрушин С.В. Научные труды. М., 1955. Т. 3, ч. 1; Андреев А.И. Очерки по источниковедению Сибири. 2-е изд. М.; Л., 1960. Вып. 1; Вовина В.Г. К вопросу о сибирских статьях Нового летописца // Литература и классовая борьба эпохи позднего феодализма в России. Новосибирск, 1987; Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1993. Вып 3, ч. 2; Тобольский архиерейский дом в XVII веке. Новосибирск, 1994; Вовина-Лебедева В.Г. Новый летописец: история текста. СПб., 2004.

Е.К. Ромодановская

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты