КЕТЫ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

КЕТЫ, проживают в Обь-Енисейском междуречье от р. Кеть на юге до рек Таз (кроме его низовий) и Турухан на севере, а также собственно в долине Енисея с низовьями его круп. правых притоков – от Ангары, в низовьях иногда именуемой Верх. Тунгуской, до бас. Ниж. Тунгуски и Курейки.

По данным переписи 1959 в Красноярском кр. – 984 чел.; 1970 – 1 093, 1989 – 994, 2002 – 1 189 чел.; в остальных р-нах (областях) Сибири и Д. Востока – 158 чел.

Название «кеты» не является исконным самоназв. народа. Оно было введено официально и утвердилось только в 1920-х гг. В основу названия было положено слово «человек (кет/кэт). До этого К. были известны как «остяки», «енисейские остяки», «енисейцы». Сами же кеты именовали себя по родовой принадлежности и территории проживания той или иной группы (напр., елогуйские люди, подкаменнотунгусские люди). В кон. XIX – нач. XX в. среди К. выделялись береговые – жители побережья Енисея и лесовые – находившиеся преим. на отдаленных угодьях. С нек-рых пор в регионе стихийно распространилось и постепенно возобладало в офиц. сфере и народ. среде назв. кету, по происхождению является звательной формой от слова кет – «человек»: так у К. мужчина обращается к мужчине.

Язык К. считается лингвист. феноменом, т. к. обладает строем, не находящим соответствия в соседних языках. Условно его относили к палеоазиатской (палеосибирской) группе. Общее назв. «палеоазиатские» эти языки получили в связи с гипотезой Л.И. Шренка о древ. абориг. происхождении их носителей. С сер. XIX в. известны 2 диалекта кетского: имбатский и сымский, но сымский ныне признается самостоят. языком енисейской семьи. По самоназв. его носителей – остяков-югов – его чаще называют югским.

Совр. исслед-я, проведенные по независимым системам краниолог. маркеров, сближают К. с североазиат. монголоидами. В целом для К. нетипично сходство с представителями какого-то одного народа. Из этнич. групп Зап. Сибири по обобщенной доле монголоид. компонента они сближаются с ненцами, нек-рыми угорскими и обско-татарскими группами. Большая часть антропол. материалов говорит о включенности характеристик К. в широкий круг промежуточных евро-монголоид. комплексов, описанных у народов Зап. и Юж. Сибири. Монголоид. компонент у них в наст. время безусловно преобладает; его юж. истоки не уходят далее тер. Юж. Сибири и Центр. Азии и массива тюркоязычных популяций.

Рыболовство — осн. отрасль традиц. хоз-ва К. до начала ХХ в. Рыба и рыб. продукты были не менее важны для пищевого рациона, чем мясная продукция охотничьего промысла. Навыки изготовления предметов домаш. утвари из рыбьей кожи, отражение промысла в народ. календаре, духов. культуре также свидетельствуют о важной роли рыболовства в жизни кетов.

Основу охоты у К. в кон. XIX – нач. XX в. составлял товарный пушной промысел; видную роль сохраняла добыча круп. копытных (лося, дикого оленя) и дичи – водоплавающей и боровой.

Оленеводство у К. было подсоб. отраслью. Оленей использовали исключительно как транспорт. средство во время зимнего охотничьего промысла. Стада оленей были немногочисленны, везде рядом с оленными встречались безоленные семьи, а у подкаменнотунгус. группы оленей не было совсем. Стада до 100 голов были для К. исключением, владельцами их являлись обычно большие семьи, состоявшие из неск. брачных пар и их детей. 10–20 оленей едва хватало для перекочевок. В аргише семьи шло 5–8 упряжек, в каждой упряжке по 2 (редко по 3) оленя. Часто оленей не хватало для всей семьи, в таком случае на оленях переезжали мужчины-охотники, старики, а подростки и женщины перебирались с места на место с ручной нартой, используя в помощь собак.

С приходом русских на Енисей в нач. XVIII в. предки К. – енисейские остяки – вошли в состав образованных Мангазейского и Енисейского у.

XVIII в. был отмечен расширением общего ареала расселения К., усилением этнич. контактов и, как следствие, существ. изменениями в социуме: появлением эндогамных территор. групп и развитием соседских отношений. Эти внутр. для кетского об-ва процессы выразились внешне в исчезновении в документах родовых наим. и утверждении новой, волостной, системы упр-ния со стороны рус. администрации.

Определяющая роль родств. (родовой) принадлежности и дуальная экзогамия – характерные черты кетского социума. Ими определен весь механизм взаимоотношений между отд. лицами, семьями, патронимиями и родовыми группами, все осн. сферы жизни – хоз., семейная, идеологическая. В то же время это не исключало сложившихся со временем соседских, территор. отношений, но роль родства оставалась велика на всем протяжении известной истории К.

Общими чертами кетской мировоззренч. традиции, как и мн. иных, является восприятие всех частей окружающего мира живыми, его дуализм – положит. или отрицат. по отношению к человеку начало, а также органичное сочетание вертикальной (земля – небо) и горизонт. (ниж. течение – верх. течение реки) систем размещения антагонистич. миров.

Шаманство К. отличает сложная, но четкая система представлений – понятие о наследуемом в кровнородств. среде даре, 21-летний (7-кратный) цикл становления шамана, многозначность олицетворяемых им в ходе обряда образов, пантеон, выделение особого сакрал. верх. мира и т. д., а также развитая символика выражения этих представлений (в мифол. стереотипах, атрибутике и облачении, иконографии и др.).

Лит.: Анучин В.И. Очерк шаманства у енисейских остяков // СМАЭ. СПб., 1914. Т. 2; Кривоногов В.П. Кеты на пороге III тысячелетия. Красноярск, 1998; Алексеенко Е.А. Кеты (историко-этнографические очерки). Л., 1999; Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты. М., 2005.

Е.А. Алексеенко

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты