ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ (ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ) КОМПЛЕКС

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ (ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ) КОМПЛЕКС (ВПК, ОПК), совокупность постоянно действующих и взаимообусловленных воен.-пром. произв-в. Как правило, понятие «ВПК» употребляется применительно к сов. периоду, «ОПК» – к постсоветскому.

Наиболее типичные организац. формы сов. ВПК – оборон. предприятия, особые конструкторские бюро, НИИ, инж.-конструкторские орг-ции, опыт. предприятия, полигоны и лаборатории. Задачи предприятий ВПК: накапливать мобилизац. запасы вооружения и боеприпасов; поддерживать технологию предприятий на уровне совр. требований; разрабатывать новые образцы вооружения, боеприпасов и осваивать их произв-во; служить опорой для мобилизации др. отраслей пром-ти в случае войны, для чего готовить кадры, запасы инструмента и материалов.

В организац. развитии ВПК выделяются неск. этапов, но наиболее значимы изменения 2-й пол. 1930-х гг. 8 дек. 1936 был образован Наркомат оборон. пром-ти (НКОП) СССР, сосредоточивший предприятия всех видов машиностроения и металлообработки, хим. пром-ти, строит., монтаж. и комплектующие орг-ции, н.-и. и опытно-конструктор. учреждения, высш. и ср. спец. учеб. заведения.

Существ. недостатком в деят-ти наркомата было медленное освоение произв-ва новой боевой техники. Поэтому 11 янв. 1939 НКОП разделили на неск. самостоят. наркоматов: авиационной и танковой пром-ти, боеприпасов, вооружения, судостроения и машиностроения. В 1939 появились наркоматы ср. машиностроения, хим. пром-ти, в ходе Великой Отечественной войны – Наркомат минометного вооружения.

Высш. гос. органом упр-ния наркоматами оборон. пром-ти и оборон. произв-вами на предприятиях др. наркоматов стал Государственный Комитет Обороны (ГКО) при СНК СССР и его раб. органы – Экономический Совет и Военно-промышленная комиссия. Во время войны высш. органом выступал ГКО.

Создание воен. произв-в в Сибири началось в годы индустриализации. Были созданы комбинат по произв-ву снарядов в Новосибирске, комбинат по выпуску порохов в Кемерове, авиац. заводы в Новосибирске, Иркутске и Комсомольске-на-Амуре, Амурский судостроительный з-д. Однако масштабы 1930-х гг. несопоставимы с огромным скачком, произошедшим в годы войны. В результате эвакуации пром-ти на восток в Сибири образовалась сеть из неск. десятков воен. предприятий. Это вывело регион на новый уровень развития. В число крупнейших центров воен. произв-ва вошли Омск (танковый з-д, а также произв-во истребителей в Омской обл.) и Кемерове. Наиболее ярким примером мегаполиса, выросшего за счет воен. пром-ти, является Новосибирск. В годы войны он стал крупнейшим сиб. центром ВПК. В подчинении Наркомата боеприпасов в Новосибирске действовало 8 заводов, в т. ч. крупнейший в стране комбинат по произв-ву снарядов № 179. Наркомат авиац. пром-ти имел в Новосибирской обл. 4 завода, в т. ч. з-д им. В.П. Чкалова – один из 4 осн. поставщиков истребительной авиации для фронта. К ведению Наркомата вооружения относились 3 новосибирских завода, Наркомата электропромышленности – 10. Эвакуир. в Сибирь предприятия в большинстве своем после завершения войны не подверглись реэвакуации.

В 1946 произошла очередная перестройка упр-ния ВПК. Созданы мин-ва авиац. пром-ти, вооружения (с 1954 – Мин-во оборонной пром-ти), судостроит. пром-ти. В то же время мн. предприятия, выпускавшие боеприпасы, минометное вооружение, бронетанковую и спец. автотранспорт. технику, оказались в подчинении гражд. мин-в. Военное произв-во на них частично законсервировали.

Развитие новых технологий (ядерное оружие, ракет. техника, радиолокац., радиотелевизионная и инфракрасная воен. техника) обусловило создание в 1946–47 4 гл. упр-ний при Совете министров СССР. В 1954–56 на их осн. образованы мин-ва: радиотех. пром-ти, электрон. пром-ти и ср. машиностроения. К кон. сов. периода упр-ние ВПК осуществлялось через «девятку» отрасл. мин-в: ср. машиностроения (атомная пром-ть), общего машиностроения (ракетно-космич. произв-во), авиац. пром-ти, судовой пром-ти, радиопром-ти, электрон. пром-ти, средств связи, машиностроения (боеприпасы и спецхимия) и оборон. пром-ти (артиллерия, танки, стрелк. оружие).

Значит. перемены произошли под влиянием новых технологий и в производств. базе ВПК. Во 2-й пол. 1950-х гг. предприятия Новосибирска, Омска и Красноярска, производившие боеприпасы и вооружение, подключились к произв-ву ракет. техники. В разных городах Сибири началось стр-во целого ряда заводов, НИИ с опытным произв-вом, спец. КБ оборон. отраслей пром-ти. Из 13 атомных реакторов, вырабатывавших оружейный плутоний, 8 находились на предприятиях Сибири. Среди новосибирских предприятий воен. заказы выполняли 2 завода, подведомственные Мин-ву радиотех. пром-ти, и 5 з-дов, подведомственных Мин-ву электрон. пром-ти (среди них – построенный в годы войны Новосибирский электровакуумный з-д и 4 новых предприятия).

Неск. заводов построены за Уралом специально для произв-ва головных частей и др. приборов для ракет. техники, в т. ч. морского базирования. Среди них – завод в Бердске. Воен. заказы обслуживал и Бердский хим. з-д, созданный во 2-й пол. 1950-х гг. Оба этих завода способствовали значит. росту города в послевоен. период. Бердск стал крупнейшим из городов-спутников Новосибирска, выросших благодаря воен. пром-ти. Подобные города-спутники появились и у др. сиб. центров.

С 1988 в СССР начала осуществляться программа конверсии (см. Конверсия оборонной промышленности). Сокращение объемов произв-ва воен. продукции сопровождалось перепрофилированием высвободившихся мощностей. Если в кон. 1980-х гг. доля гражд. произв-ва в сов. ВПК составляла ок. 40 %, то за годы конверсии она возросла до 60 %. Однако общий экон. кризис 1990-х гг. привел к спаду пром. произв-ва, в т. ч. на предприятиях, подвергшихся конверсии. Ни одну из 4 гос. программ конверсии выполнить не удалось. Единств. способом выживания оборон. предприятий стал экспорт высоких и воен. технологий.

Низш. точка падения произв-ва зафиксирована в 1997–98. Затем началось оживление; в 2005 произв-во товар. продукции в рос. «оборонке» неск. превысило 50 % от уровня 1991.

В регион. структуре произв-ва продукции рос. ОПК лидирующее положение в 1-й пол. 2000-х гг. занимают Центральный и Приволжский федер. окр. (ок. 25 % общего выпуска каждый). На долю Уральского федерального окр. (УФО) приходится 13 %, Сибирского федерального окр. (СФО) – 11, Дальневосточного федерального окр. – 9 %. В то же время Новосибирская обл. занимает одну из лидирующих позиций в стране по кол-ву оборон. предприятий. Помимо Новосибирской обл. в двадцатку лучших в стране по этому показателю входит еще один представитель СФО – Омская обл., а также 2 представителя УФО – Свердловская и Челябинская обл. В целом на Зап. Сибирь приходится 80 % оборон. предприятий СФО.

На тер. Сибири размещены предприятия всех отраслей оборон. пром-ти – авиационной, ракетно-космической, пром-ти вооружений, боеприпасов и спецхимии, судостроительной, радиопром-ти, пром-ти средств связи, электронной, а также пром-ти спец. назначения. По кол-ву предприятий лидирующее положение в регионе занимает пром-ть боеприпасов и спецхимии: на ее долю приходится ок. 1/5 всего кол-ва предприятий, а в сумме с др. наиболее крупной по данному показателю отраслью, авиац. пром-тью, ок. 1/3.

В 1990-е гг. предприятия ОПК оказались включены в процессы акционирования и приватизации. В целом по России акционир. предприятия составляют явное большинство среди оборон. предприятий. Однако сиб. оборон. предприятия распределяются между гос. и акционерной формами собственности поровну.

Крах системы сов. упр-ния обусловил перестройку упр-ния оборон. пром-тью. В РФ в 1991 функции упр-ния ОПК взяло на себя Мин-во пром-ти РФ, в сент. 1992 преобразованное в Рос. комитет по оборонным отраслям пром-ти (Роскомоборонпром, с 1993 – Госкомоборонпром). В мае 1996 с целью поддержания оборон.-пром. потенциала комитет повысили до статуса Мин-ва оборон. пром-ти. Однако новое мин-во не сумело наладить произв-во, поэтому в марте 1997 его ликвидировали.

Первым шагом к созданию новой специализир. системы упр-ния ОПК стало появление в мае 1999 5 федер. оборон. агентств. Координацию их деят-ти взяло на себя созданное в мае 2000 Мин-во пром-ти, науки и технологий. Весной 2004 последовала дальнейшая централизация этой системы: Мин-во пром-ти, науки и технологий и 5 оборон. агентств влились в состав вновь созданных Мин-ва пром-ти и энергетики и Федерального агентства по пром-ти.

Процесс создания круп. интегрированных структур можно назвать осн. тенденцией развития рос. ОПК. В этот процесс в полной степени вовлечены и сиб. оборон. предприятия.

Лит.: Симонов Н.С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920–1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление. М., 1996; Соколов А.В. Оборонная промышленность России: состояние и тенденции развития. Новосибирск, 2003; Савицкий И.М. Оборонная промышленность Новосибирской области. Опыт послевоенного развития (1946–1963 гг.): 2-е изд. Новосибирск, 2003; Он же. Важнейший арсенал Сибири. Развитие оборонной промышленности Новосибирской области в годы Великой Отечественной войны. Новосибирск, 2005; Бажанов В.А., Соколов А.В. Реформирование оборонной промышленности Сибири: куда полетим – вверх или вниз? // ЭКО. 2004. № 9.

И.М. Савицкий, А.В. Соколов

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты