БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, услуги частн. или гос. предприятий по обеспечению быт. потребностей людей. В совр. обществе создается целая отрасль народ. хоз-ва, принимающая на себя часть домаш. труда. В досов. период услуги по Б. о. населения, в осн. представителей имущих слоев населения, предоставляли частн. портные, сапожники, парикмахеры. Сеть гос. учреждений Б. о. в Сибири и на Д. Востоке начала формироваться в кон. 1920-х гг. Прежде всего стали создаваться обществ. столовые (см. Питание общественное), затем парикмахерские, прачечные, ателье по пошиву и ремонту одежды. Но кол-во таких учреждений было явно недостаточным для удовлетворения потребностей населения. В 1928 в Сибирском кр. действовали лишь 2 прачечные, перерабатывавшие 2,3 т белья в сутки. К кон. 1-й пятилетки в городах Сибири и Д. Востока работало, как правило, по 1 прачечной, обслуживавшей в осн. гос. учреждения. За годы 2-й пятилетки число прачечных неск. увеличилось, в городах Новосибирской обл. объем выстиранного белья вырос более чем в 3 раза. В Красноярском кр. мощность прачечных возросла с 1934 по 1937 более чем в 10 раз. Однако пропускная способность их оставалась очень низкой: от 1 до 3 кг белья в год на 1 жителя. Поэтому белье и одежду практически все горожане по-прежнему стирали дома. В 1945 в Новосибирске имелись 1 механизир. и 3 ручные прачечных, к-рые обслуживали больницы, дет. и др. учреждения. Лишь с сент. начался прием небольшого кол-ва заказов от населения. Но выполнялись они в сроки от 1 до 2 мес., причем белье выдавалось неглаженым. В Красноярске в нач. 1950-х гг. действовали 3 ведомств. прачечные и 1 коммунальная, к-рые производили в осн. стирку спецодежды. Из всего обработанного коммун. прачечной белья индивид. заказы составляли менее 6 %, причем поступали жалобы на низкое качество стирки. В др. городах края прачечных, выполнявших частн. заказы, не было вообще. До 1970-х гг. существование прачечных практически не оказывало влияния на жизненный уклад горожан.

В довоен. период потребность населения в обеспечении личной гигиены удовлетворялась гл. обр. сетью коммун. и личных бань. В частн. домах на подворье обычно строилась баня, однако теснота гор. застройки не всегда это позволяла. Интенсив. рост гор. населения в Сибири и на Д. Востоке, развитие обществ. жилого фонда требовали ускорен. развития сети коммун. бань. Так, в Новосибирске в 1928 на 150 тыс. населения имелось лишь 3 обществ. бани. По мере благоустройства городов росла и сеть коммун. бань. Только в Зап. Сибири число бань (коммун. и предприятий) возросло с 61 в 1928 до 147 в 1932. Если в 1928 на 1 жителя Сибири приходилось 8,1 посещений бани в год (при норме 36), то в 1932 – уже 22. За годы 2-й пятилетки сеть коммун. бань существенно выросла. В Новосибирской обл. в 1937 насчитывалось 92 бани на 6 877 мест. В Алтайском кр. в 1937 коммун. бани обслужили 2 852,5 тыс. чел., или в 1,6 раза больше, чем в 1932. В Вост.-Сибирском кр. в 1934 такие бани посетили 5 556 тыс. чел., что было в 1,5 раза больше, чем в 1931. В годы Великой Отечественной войны и послевоен. период банно-прачечное хоз-во не получило существ. развития, хотя население городов выросло. В Новосибирске в 1946 при числ. населения 613,8 тыс. чел. работало 6 бань с пропускной способностью 1 тыс. чел. в час, что не удовлетворяло даже мин. потребностей горожан. Еще слабее этот вид Б. о. был представлен в ср. и малых городах. Напр., в Искитиме Новосибирской обл., где проживало 16 тыс. чел., действовала только 1 баня цементного з-да, к-рая могла обслужить 26 чел. в час. За 1950-е гг. число бань в сиб. городах заметно не увеличилось. Обеспеченность населения ими составляла ок. трети от сан. норм. На 1 жителя приходилось в ср. по 1–2 посещения в месяц. В условиях низкого благоустройства жилого фонда это создавало большие неудобства людям, сказывалось на их сан.-гигиенич. культуре.

Ощущался дефицит в услугах по пошиву и ремонту одежды и обуви. Немногочисл. гос. и кооп. ателье по оказанию быт. услуг не обеспечивали нужд населения. Размещались они, как правило, в малоприспособленных, обветшавших помещениях, испытывали острую нехватку сырья, оборудования и инструмента. Невысоким был уровень квалификации кадров, оставляла желать лучшего культура обслуживания. Поэтому большинство горожан традиционно обращалось к услугам частн. лиц, к-рые обладали необходимым проф. мастерством. Мн. семьи оказывали предпочтение частн. сектору в связи с высокими ценами на пошив одежды в гос. и кооп. мастерских, длит. сроками выполнения заказов. Если для пошива платья в системе Б. о. требовалось не меньше 1 мес., то у частн. лиц – 12–14 дней, верх. одежды – 2–3 мес. и 25–30 дней соотв. В 5–6 раз быстрее производил частн. сектор и ремонт обуви. Выборочные обследования, проведенные в 1954 в городах Алтайского кр., показали, что из общего кол-ва сшитых или отремонтир. вещей лишь 22 % поступили из гос. и кооп. мастерских, а 78 % заказов были выполнены частн. лицами, причем ремонт одежды производился только у них. Подобная ситуация складывалась и в др. городах. Во 2-й пол. 1950-х гг. появились новые виды услуг, связ. с ремонтом механически сложных предметов домаш. обихода: стиральных машин, пылесосов, холодильников, радиоприемников, фотоаппаратов и т. д.

С нач. 1960-х гг. предприятия Б. о. становятся обязат. элементом в проектах стр-ва городов и жилых р-нов, центр. усадеб колхозов и совхозов. С 1961 по 1971 их число в Сибири и на Д. Востоке увеличилось почти в 2 раза и достигло 24,3 тыс. В большинстве вост. регионов РСФСР была создана разветвленная сеть предприятий Б. о., способная оказывать населению 180–190 видов услуг. Наиболее интенсивно система Б. о. развивалась в новых р-нах индустр. освоения Сибири и Д. Востока. В 1966–70 в Тюменской обл. число предприятий службы быта увеличилось на 32,6 %, превысив показатели по РСФСР и Зап. Сибири, к-рые составили 18,4 и 21,3 % соотв. Объем оказываемых населению края услуг возрос с 8,6 млн руб. в 1965 по 21,2 млн руб. в 1970, в т. ч. в Ханты-Мансийском окр. – с 0,865 до 2,9, в Ямало-Ненецком – с 0,384 до 0,909. Среднедушевые показатели Б. о. в нефтегазодобыв. р-нах сев.-зап. Сибири были меньше, чем в ср. по России. Во 2-й пол. 1960-х гг. объем реализации быт. услуг на 1 чел. на Тюмен. Севере вырос с 4–6 до 11 руб., в РСФСР – с 9 до 17. Наряду с ростом количеств. показателей в сиб. регионах произошло качеств. преобразование системы Б. о. На базе специализир. ателье, мастерских, прием. пунктов были созданы комбинаты Б. о. В 1970-е – 1-й пол. 1980-х гг. окончат. возобладала тенденция формирования круп. специализир. предприятий и централизов. упр-ния ими. По существу служба быта превратилась в особую отрасль народ. хоз-ва. В городах Сибири и Д. Востока развернули свою деят-ть производств. объединения и их филиалы по индивид. пошиву и ремонту одежды, ремонту быт. техники, фотохуд. ателье и др. Развитие быт. инфраструктуры сопровождалось дальнейшим ростом сети ее учреждений. За 1970–84 в ср. по Сибири и Д. Востоку кол-во предприятий Б. о. увеличилось на 23,1 %, в т. ч. в Тюменской обл. – на 32,3, в Якутской АССР – на 55,7 %. Значит. вырос объем реализации быт. услуг. В 1970-е – 1-й пол. 1980-х гг. общая стоимость услуг населению городов Сибири и Д. Востока возросла в 2,2 раза. Объем услуг, оказанных населению Тюменской обл., вырос в 4,5 раза, Красноярского кр. – в 2,8. Несмотря на высокие темпы развития, в Сибири так и не был достигнут уровень Б. о., соответствующий потребностям населения. По сравнению с европ. частью страны, наименее развитыми в регионе оставались такие виды услуг, как ремонт жилья, изготовление и ремонт мебели, обслуживание транспорт. средств, пошив обуви, прокат быт. техники. Служба быта слабо ориентировалась на изменения в структуре потребления, не учитывая увеличение в ней уд. веса теле- и радиоаппаратуры, сложной быт. техники. В нач. 1980-х гг. с целью улучшения быт. обслуживания населения комбинаты Б. о. были преобразованы в производств. упр-ния, созданы производств. объединения, диспетчер. службы. Тем не менее слабое мат.-техн. обеспечение отрасли, нерационал. использование ресурсов сдерживали рост объемов и ассортимента предоставляемых услуг. Уровень Б. о. населения в регионах Зап. Сибири был ниже, чем в РСФСР: по ремонту обуви – на 22 %, трикотаж. изделий – на 42, сложной быт. техники – на 17, химчистке – на 43, парикмахерским – на 20, прокат. пунктам – на 24 %. Гл. проблемами системы быт. обслуживания оставались улучшение качества и сроки выполнения заказов. В ходе социол. обследований, проведенных в 1980-е гг., 64 % опрошенных гор. жителей Сибири отмечали необходимость повышения качества работ, 51 – сокращения их сроков, 35 – снижения стоимости и только 12 % были удовлетворены уровнем быт. обслуживания. Как и в предшествующие десятилетия, для решения быт. проблем население обращалось к частн. лицам. У частников шили одежду 14 % опрошенных, ремонтировали быт. приборы, транспорт, жилье – 10 %. Необходимость оживления рыночных механизмов регулирования взаимоотношений предприятий Б. о. и клиентов, привлечения частн. инициативы для обслуживания возрастающих потребностей населения становилась все более очевидной.

В 1990-е гг. в условиях перехода к рынку в сфере Б. о. произошли значит. изменения. Прекращение гос. финансирования и приватизация предприятий службы быта привели к значит. сокращению сети Б. о., уменьшению объема и ухудшению качества выполняемых заказов. Низкая обеспеченность р-нов Сибири и Д. Востока предприятиями Б. о. способствовала монополизации рынка быт. услуг и значит. увеличению их стоимости. Из-за высоких цен и низкой платежеспособности населения спрос на Б. о. резко снизился. В связи с этим произошло уменьшение его доли в структуре платных услуг. Так, в Амурской обл. уд. вес быт. услуг сократился с 28 % в 1990 до 8,1 % в 2000. Сократилось обслуживание населения по ремонту и пошиву одежды и обуви, изготовлению и ремонту мебели, стирке белья. Повысился уд. вес дорогостоящих услуг, в т. ч. техн. обслуживания и ремонта транспорт. средств, ремонта и стр-ва жилья и др. В нач. XXI в. в Сибири и на Д. Востоке в условиях рыночной экономики осуществляется восстановление и дальнейшее развитие инфраструктуры Б. о.

Лит.: Исаев В.И. Быт рабочих Сибири. 1926–1937. Новосибирск, 1988; Букин С.С. Опыт социально-бытового развития городов Сибири (вторая половина 1940-х – 1950-е гг.). Новосибирск, 1991.

С.С. Букин, В.И. Исаев

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты