БУРЯТЫ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

БУРЯТЫ (самоназв. буриад, буряат). Антропологически Б. в большинстве относятся к центр.-азиат. типу северобайкал. расы монголоидов; внутри к-рого выделяются еще 2 варианта: ангаро-ленский и забайкальский.

Территория совр. расселения Б. – обшир. полоса лесостеп. и горно-таеж. зоны, простирающаяся от Нижнеудинска на западе до верховьев Амура на востоке. Область к западу от оз. Байкал принято называть Предбайкальем, к востоку – Забайкальем, к-рое делится Яблоновым хр. на Западное и Восточное. По этому хребту проходит водораздел между Тихим и Сев. Ледовитым океанами. Традиционно вся эта территория именуется Прибайкальем или этногр. Бурятией.

Прибайкалье с древности было зоной актив. контактов различ. по происхождению племен и народов. Одни из наиболее ранних насельников края – далекие предки совр. тунгусо-маньчжур. народов, обитавшие в пределах довольно обшир. горно-таеж. области от Прибайкалья до верховьев Амура. Не позднее неолита в р-н Прибайкалья проникают протосамодийские племена, а также европеоид. население, связанное по происхождению, вероятнее всего, с др. индоиран. этнокультур. общностью.

По мнению мн. совр. исследователей, становление протомонг. этнич. общности происходило в осн. в пределах горно-таеж. зоны Верх. Амура и Хингана.

Начало широкого расселения монголояз. племен приурочивается к рубежу н. э., эпохе становления 1-х раннегос. объединений кочевого мира Центр. Азии. Процесс переселения монголов из зоны тайги в степи и приобщение их к новому хоз.-культур. типу происходил, очевидно, постепенно.

Можно предположить, что часть лесных древнемонг. племен к сер. I тыс. н. э. уже обитала в р-не оз. Байкал. Есть основание связать эти племена с объединением байырку (байегу), осн. территория расселения к-рого находилась в сев.-вост. части Зап. Забайкалья. Монголояз. ядро байырку составляли, очевидно, далекие предки совр. хори-Б. Важную роль в формировании Б., особенно зап., сыграли курыканы, осн. этнич. ядро к-рых определяется как тюркское.

Нач. сплошной монголизации степей Центр. Азии принято связывать с возвышением киданей (нач. Х в.). Монголоязычность их осн. этнич. ядра к этому времени не вызывает сомнений, но, по-видимому, на ранних этапах его формирования существ. роль сыграли тюрк. и тунгус. этнич. компоненты. Собственно же киданьский компонент не оказал заметного влияния на этнич. структуру.

Значит. роль в судьбе населения Прибайкалья сыграло монг. время. Именно период с ХII по ХVI в. оказался во мн. определяющим для формирования языка и культуры будущей бурят. народности.

С XIV по XVII в. в Прибайкалье происходил процесс консолидации различ. родоплем. групп, в т. ч. тюрк. и тунгус. происхождения, в рамках неск. круп. тер.-этнич. объединений. К нач. ХVII в. в долине Ангары и по ее притокам, а также по Верх. Лене проживали хонгодоры, булагаты, эхириты и отд. родовые группы зап.-монг. происхождения – икинаты, сэгэнуты, зунгары и т. д. В Забайкалье кочевали хоринцы и многочисл. группы собственно монг. происхождения. В верховьях Оки обитала небольшая часть сойотов-тюрков, впоследствии почти полностью ассимилированных Б. Кроме того, на р. Витим и в р-не Еравнинских озер жили дауры. Однако в источниках последующего времени они уже не упоминаются как этнич. целое.

Поворот. моментом в этнич. истории Б. явилось вхождение Бурятии в состав России. После присоединения Вост. Сибири к России возникают соотв. условия для завершения процесса консолидации различ. родоплем. групп в единую бурят. народность, сложившуюся в 1-й пол. XIX в.

Б. подразделяются на 2 осн. тер.-этногр. группы: западных (предбайкальские) и восточных (забайкальские), что обусловлено, с одной стороны, своеобразием природ.-геогр. условий, следовательно, хоз.-культур. типов, с другой – особенностями их ист. развития. Так, в формировании зап. Б. более существ. роль сыграли этнич. компоненты тюрк. и тунгус. происхождения. Выделяются также 4 осн. подразделения племенного типа – хоринцы, эхириты, булагаты, хонгодоры. Кроме того, существует объединение тер.-адм. хар-ра – селенгинские Б., включающие в себя представителей родов монг. и зап.-бурят. происхождения.

Появление в Вост. Сибири русских и последовавшее за этим присоединение Бурятии к России изменило направленность и хар-р происходивших в регионе этнич. процессов, во мн. предопределив их совр. специфику. Установление Россией четких погран. рубежей с Монголией и Китаем привело к обособлению бурят. племен от остального монголояз. мира, разрыву их традиц. хоз.-культур. связей с народами Центр. Азии, Китая, Тибета. Дальнейшее этнич. развитие Б. шло под непосредств. влиянием русскояз. населения.

Нач. нового этапа в нац. жизни Б. знаменует образование в 1923 Бурят-Монгольской АССР, в пределах к-рой в то время проживал 91 % всех Б. страны. Это создало благоприят. условия для нац.-гос. стр-ва, развития процесса нац. консолидации Б. В 1937 из состава Бурят-Монгольской АССР выведен ряд р-нов, из к-рых были образованы бурят. нац. округа – Усть-Ордынский и Агинский; при этом нек-рые р-ны с бурят. населением были выделены из состава автономий. В 1958 Бурят-Монгольская АССР преобразована в Бурятскую АССР, в 1992 – в Респ. Бурятия.

По ревизии 1851, корен. население края (Б. и эвенки) составляло 221 186 душ обоего пола (35,5 % от общей числ. населения), согласно 1-й Всеобщей переписи населения России 1897 – 328 848 чел. (27,7 %), в т. ч. 288 тыс. Б., по Всесоюз. переписи 1926 числ. Б. была равной 237,5 тыс. чел. Числ. населения и хар-р расселения в последующие периоды приведены в табл. (тыс. чел.):


Buriaty.jpg

Язык общения Б. – бурятский. Распространено бурятско-рус. двуязычие, усиливается процесс сужения обществ. функций бурят. яз. Традиц. религией Б. является шаманизм и буддизм. С приходом русских началось распространение христианства (см. Православие).

Еще в нач. XIX в. у Б., особенно зап., широко бытовала большая патриархал. семья, к-рая охватывала неск. поколений потомков одного отца, сообща ведущих домаш. хоз-во. Во 2-й пол. XIX в. начинается процесс разложения большой семьи; возникает семья, к-рую можно назвать двухпоколенной. Эта форма семьи в разных вариациях продолжает функционировать по сей день.

Основу хоз-ва Б. составляло скот-во. Разводили 5 видов скота (табан хушуу мал): лошадей, овец, круп. рог. скот, верблюдов, коз. Особую роль играл конь, воспетый в улигерах, песнях, легендах и преданиях. Помимо большого хоз. значения, конь служил также своеобразным мерилом благосостояния. Не менее важное значение, особенно в условиях кочевого хоз-ва, имела овца. На продукции овцеводства во мн. основывался хоз. быт Б. Мясо овцы использовалось также в кач-ве жертвенной пищи духам и хозяевам местности.

Наряду со скот-вом важное место в жизни Б. занимала охота. Фольклор. и пр. материалы свидетельствуют о существовании в прошлом у монг. народов облавной охоты – зэгэтэ аба (аба хайдаг). Ценное промысл. значение имели соболь, белка, лисица, выдра, чей мех являлся предметом меновой торговли. Существ. подспорьем в пищевом рационе Б. служило мясо косули, оленя, лося, медведя, дикого кабана.

Одной из древних отраслей хоз-ва являлось рыболовство, о чем свидетельствует наличие самобыт. народ. терминологии (онгосо – лодка, гульмэ – сеть, хахуули – удочка, hэрээ – острога и т. д.).

Земледелие к ХVII в. играло в хоз-ве Б. лишь подсоб. роль. Однако в отд. ист. периоды, в зависимости от природ.-климат. условий, земледелие было достаточно важным подспорьем в хоз-ве Б. (и в цeлoм монголов), на что также указывает достаточно развитая терминология (анзаhан – соха, таряан – зерно, тээрмэ – мельница, гурил – мука и т. д.). После вхождения Бурятии в состав России произошел постепенный переход к оседлости и земледелию, особенно в Зап. Бурятии. Во 2-й пол. XIX – нач. ХХ в. пашенное земледелие сочеталось со скот-вом. В сов. период Б. полностью перешли на оседлость.

Поселения Б. по сезонно-хоз. назначению делились на зимние (ɣбэлжɵɵн) и летние (зуhалан). Хар-р поселений – стационарные (преим. у зап. Б.) и временные (у вост.) зависел от природ.-геогр. условий местности и способа ведения хоз-ва (кочевой, полукочевой, полуоседлый). То же самое можно сказать о существовании 2 осн. типов жилищ у Б. 6- и 8-стенный деревян. сруб бытовал в осн. на тер. Предбайкалья, также в Тунке и Закамне, а разборная войлоч. юрта с решетчатым каркасом – в Забайкалье. Со временем под влиянием русских и в связи с переходом к более оседлому образу жизни повсеместно начали строить 4- и 5-стенные деревян. дома. По мере перехода на оседлость Б. начали селиться более компактно, образуя нередко, особенно в зап. ведомствах, значит. по размерам поселения. В разных ведомствах хар-р расселений и формы поселений имели свою специфику, определяемую особенностями местности и числ. семей в общинах.

В традиц. одежде Б. отразились особенности мест. природ.-климат. условий, специфика хоз.-быт. уклада, хар-р внеш. этнокультур. взаимосвязей. Она также служила указанием на половую, возраст., соц. принадлежность индивида. Верх. зимняя муж. и жен. одежда не различалась по покрою и обычно шилась из овчины (у бедняков – из телячьих и жеребячьих шкур). Летнюю одежду (тэрлиг) шили из тканей, к-рые приобретали у китайцев, позднее – у русских. Обязат. компонентом жен. костюма являлась длинная распашная безрукавка (дэгэлэй, хубайси), к-рая представляла собой кофту длиной ниже талии с пришитой к ней юбкой в сборку. Большое значение придавалось украшениям, к-рые выполняли также функции оберега, указывали на соц. и возраст. статус человека. Украшения изготавливались из всевозможных драг. металлов (золото, серебро) и камней – жемчуга (сувад), малахита (номин), янтаря (хуба), бирюзы (оюн) и др.

Разновидности бурят. обуви можно свести к 2 осн. типам, различающимся по покрою: поршневид. и башмаковид.

Основу традиц. бурят. кухни составляли молоч. и мясные блюда. Молоч. продуктов насчитывалось ок. 20. Из мясных наибольшей популярностью пользовались баранина и конина. Соотношение между потреблением мясных и молоч. продуктов зависело от времени года, хоз. цикла населения. В отд. р-нах важное место в пищевом рационе Б. занимали продукты рыбной ловли, охоты и пища растит. происхождения.

Буряты проживают компактно также на тер. Монголии (Хэнтэйский, Восточный, Селенгинский, Хубсугульский аймаки) – всего ок. 100 тыс. чел. Примерно 6–7 тыс. Б. живут в Хулунбуирском аймаке автономного р-на Внутренняя Монголия (КНР) и странах СНГ.

Лит.: Бадмаева Л.Д. Бурятский народный костюм. Улан-Удэ, 1998; Буряты. М., 2004.

Б.В. Базаров, М.Н. Балдано

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты