БУРЯТСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

БУРЯТСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоками нац. бурят. театра являются народ. песни и пляски, игры, народ. обряды, ламаистский мистериальный театр Цам. Нач. формирования бурят. театра относится к 1910-м гг., когда были поставлены 1-е любит. спектакли по пьесам бурят. авторов – «Ухел» («Смерть») Д. Абашеева, «Вино виновато» М. Барлукова, «Два мира» М. Салтыкова (Иркутск, Черемхово, 1908). Ставились также рус. пьесы «Бедность не порок» А. Островского, «Женитьба» и «Ревизор» Н. Гоголя, «Медведь» А. Чехова. Большую роль в возникновении бурят. театр. самодеят-ти сыграли рус. полит. ссыльные, а также представители мест. интеллигенции. Спектакли на бурят. яз. разыгрывались на этногр. вечерах «Общества вспомоществования учащимся бурятам» при Вост.-Сиб. отд. Русского географического об-ва (РГО) в Иркутске. Пьесы, несложные по конструкции и образам, носили дидактич. хар-р и были направлены против отд. уродливых явлений бурят. дорев. действительности. Актерами являлись учащиеся духов. семинарий, гор. училищ, нач. школ, учителя.

В послерев. период активно развивалась улусная театр. самодеят-ть, к-рая имела антинойонскую и антиламаистскую направленность. Пьесы «Цагалкан» Ц. Номтоева, «Тьма», «Оракул Дамби», «Темная жизнь», «Старик Бардабай» Х. Намсараева, «Гнет царя», «Несчастная девушка», «За власть Советов» А. Шадаева рассказывали о бесправном положении бурят до революции и ставились самодеят. кружками на клубных сценах, в избах-читальнях. В 1929–33 в Верхнеудинске (Улан-Удэ) работал 1-й проф. театр под рук-вом Е.П. Просветова (см. Театры Сибири), положивший начало Русскому гос. театру драмы им. Н. Бестужева. В 1929 был создан Дом народного творчества, открыта муз.-театр. студия (с 1931 – техникум искусств). Первый выпуск техникума составил основу труппы Бурят-Монгольского драм. театра, открывшегося в 1932 (дир. и режиссер М. Хаптагаев, зав. муз. частью П.М. Берлинский). С 1936 худ. рук. театра стал Г.Л. Цыдынжапов – актер, режиссер, драматург, один из создателей проф. театра в Бурятии.

Возникновение проф. театра способствовало развитию нац. бурят. драматургии. В большинстве пьес 1930-х гг. отражены события Гражданской войны («Из искры пламя» Х. Намсараева, «Один из многих» Н. Балдано), борьба за укрепление колхоз. строя в Бурятии («Прорыв», «Кто он?», «Два друга», «Эржан» Н. Балдано, 1-я бурят. комедия «Мэргэн» А. Шадаева). В эти же годы созданы яркие поэтич. пьесы по мотивам героич. бурят. эпоса: «Баир» Г. Цыдынжапова и А. Шадаева, «Энхэ-Булат батор» Н. Балдано. Наряду с нац. репертуаром в драм. театре ставились «Тартюф» Мольера (1936), «Отелло» Шекспира (1938).

В 1939 Бурятский драм. театр реорганизован в муз.-драматический, на базе к-рого в 1948–49 образованы оперный (см. Бурятский гос. академический театр оперы и балета) и драм. театры. По итогам декады бурят. искусства в Москве (1940) Бурятский муз.-драм. театр был награжден орденом Ленина. В 1938 организован Бурятский республиканский колхозно-совхозный театр (передвижной), выступавший в сел. клубах, школах, на полевых станах.

В период Великой Отечественной войны в бурят. драматургии главной становится патриотич. тема. Ей посвящены пьесы «Рыбаки Байкала» Н. Балдано, «Снайпер» Г. Цыдынжапова. Создается ист. пьеса, посвящ. дорев. жизни бурят. улуса, – «Кнут Тайши» Х. Намсараева.

После разделения муз.-драм. театра на 2 самостоят. коллектива (музыкальный и драматический) в 1950 организуется Бурятский драм. театр. В нем объединились драм. труппа бывш. муз.-драм. театра и труппа республ. колхозно-совхозного театра. Директором стал изв. драматург Н. Балдано. Вначале театр работал как передвижной. В 1952 в Улан-Удэ драм. театру было построено новое здание. В 1959 Бурятскому театру драмы присвоено имя основоположника бурят. лит. Хоца Намсараева, в 1977 – звание академического. В 1982 в связи с 60-летием театр награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В репертуаре – нац. и сов. драматургия, рус. и зарубеж. классика. В 1990-х гг. появились спектакли на запретные прежде темы: трилогия «Круги Сансары», «Этот разноликий мир» М. Батоина, «Дамдин лама» Б. Эрдынеева и Р. Бадмаева, «Где ты, Шамбала?» Б. Гаврилова. В этих спектаклях впервые прозвучали раздумья по поводу разрушения буддийских храмов-дацанов в 1930-х гг., произвола по отношению к служителям буддийского культа. Заметными событиями стали спектакли «Король Лир» Шекспира, «Похищенное счастье» Д. Батожабая. Театр мн. гастролирует, имеет тесные творч. связи с театрами Монгольской Народной Республики.

Признанными мастерами бурят. театр. искусства стали Ц. Балбаров, Н. Балдано, Г. Бутуханов, Б. Вампилов, Н. Гендунова, Ч. Генинов, Н. Генинова, Д. Дондуков, М. Елбонов, М. Зоригтуева, Ц. Сампилов, В. Сахиров, М.Н. Степанова, С. Уладаева, В. Халматов, Г. Цыдынжапов, Ц. Шагжин, А. Шадаев, М. Шамбуева, Ю. Шангина и др.

В Респ. Бурятия (2006), помимо театра оперы и балета, действуют: Бурятский. акад. театр драмы им. Х. Намсараева, Русский драм. театр им. Н. Бестужева, Молодежный худ. театр, Республиканский театр кукол «Улигер», театр пантомимы «АзАрт» и др.

Лит.: Ходорковская Л.С. Бурят-Монгольский театр. М., 1954; Искусство Бурятской АССР. Улан-Удэ, 1959; Найдаков В.Ц. Бурятская драматургия. Улан-Удэ, 1959; Театральная энциклопедия. М., 1961. Т. 1; Многоязыкий театр России. М., 1980.

Г.М. Запорожченко, Л.И. Пыстина

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты