БУРЯТСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

БУРЯТСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС. Вершиной устной поэзии бурят являются улигеры – большие эпич. сказания (от 1,5 тыс. до 25 тыс. стих. строк), в к-рых нашли поэтич. отражение мифол. представления, история народа, взаимоотношения с др. племенами. Улигеры создавались на протяжении длит. ист. периода (до сер. ХХ в.), поэтому в них полнее, чем в др. жанрах, воплощена худ. система устного слова. Исследователи Б. г. э. различают 3 локал. эпич. традиции и соотв. им выделяют улигеры эхирит-булагатские, унгинские (зап. бурят) и хоринские (вост. бурят). Их объединяет общий мифол. фон и единая эпич. традиция, но в зап.-бурят. сказаниях более развиты черты догосударств. эпоса, в к-ром темы защиты рода, борьбы с чудовищами и героич. сватовства получают глубокую худ. разработку. В вост.-бурят. эпосе прослеживается ощутимое влияние монг. эпич. поэзии и буддийск. религ. представлений. Улигеры исполнялись под аккомпанемент хура или речитативом. Их композиц. особенностью является наличие в архаич. произведениях стихотвор. строф – сэг даралга, түүрээлгэ, үлигэрэй угталга, үдэшэлгэ (встреча и проводы улигера), к-рым отводилась особая роль. Язык улигеров насыщен эпитетами, сравнениями, богат гиперболич. описаниями. Поэтика Б. г. э. во мн. определяется аллитерацией, к-рая органично вытекает из самого строя бурят. яз., не имеющего акцентирован. ударения. Аллитерация выполняет роль конечной рифмы и представляет собой звуковой повтор в начале 2–4 стих. строк. Для стиля сказаний характерно наличие «общих мест» – устойчивых поэтич. описаний, к-рые неоднократно повторяются в повествовании. Их вариативность определяется числом и изменчивостью эпич. формул, составляющих основу типических мест. Использование аллитерации и рифмы создают ритмичность, мелодичность, усиливают выразительность и эмоциональность улигеров. В центре повествования улигеров находится богатырь или богатырка, вокруг к-рых концентрируются зоо-, антропоморф. персонажи, многочисл. второстепен. лица. Героич. повествование – это разворачивание «эпической биографии» богатыря, совершающего подвиги во имя искоренения зла и на благо своего рода. Попул. в народе сказания: «Абай Гэсэр», «Алтан Шагай», «Еренсей», «Аламжи Мэргэн» и др.

Эпич. произведения впервые привлекли внимание участников экспедиций XVIII в. РАН П.С. Палласа, С.Г. Гмелина, И.Г. Георги, Г.Ф. Миллера и др. Начало систематического собирания сказаний относится к кон. XIX в. и связано с именами Г.Н. Потанина и М.Н. Хангалова. С нач. XX в. в науч. оборот вводятся записи бурят. сказаний, выполненные в акад. транскрипции Ц.Ж. Жамцарано на высоком текстологич. уровне, ценность к-рых не утрачивается и в наши дни. Весомый вклад в бурят. эпосоведение внес А.Д. Руднев, опубликовавший 3 эпич. текста с переводом их на рус. яз., науч. анализом, коммент. и первым нотировавший запевные слова хори-бурят. эпоса. В сов. время, благодаря актив. собират. работе бурят. ученых А.К. Богданова, Г.Д. Санжеева, К.А. Хадаханэ, К.В. Багинова, С.П. Балдаева, И.Н. Мадасона, Н.О. Шаракшиновой, С.С. Бардахановой и мн. др., создан богатый фонд эпич. произведений бурят, к-рый хранится в архивах Москвы, С.-Петербурга, Улан-Удэ. Известны имена выдающихся рапсодов М. Имегенова, А. Васильева, Е. Шалбыкова, П. Петрова, П. Дмитриева, П. Тушемилова, П. Степанова, Б. Жатухаева, А. Тороева – сказителей большого поэтич. дара, сумевших сохранить эпич. традицию.

Лит.: Бурятский героический эпос «Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон». Новосибирск, 1991 (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока); Абай Гэсэр Могучий. Бурятский героический эпос. М., 1995.

Е.Н. Кузьмина

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты