БУРЯТСКИЕ ЛЕТОПИСИ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

БУРЯТСКИЕ ЛЕТОПИСИ. Бурят. ист. соч. называют «летописями», «хрониками», но данные термины в собств. смысле этих слов могут быть применены с большими оговорками. Б. л. не похожи на европ. или рус. летописи, даже на собственно монгольские. Характер. особенностью Б. л. является их синкретизм, смешение ист. и лит. жанров, стилей. Данные памятники пользовались большой популярностью среди бурят. читателей, имели хождение исключительно в рукописях, к-рые распространялись подвижниками-библиофилами бурят. степей. Собственно бурят. соч. на старомонг. письменности стали появляться в ХVIII в. в связи с консолидацией бурят в самостоят. народность и ростом нац. самосознания.

Лит. наследие бурят основанное на старомонг. письменности включает в себя ист., дидактич., мед., филол., лексикогр., юр., буддийские соч. В условиях кочевого образа жизни буряты сумели создать, сохранить и донести до наших дней уник. памятники культуры монголояз. народов, среди к-рых особое место занимают ист. хроники.

К наиболее читаемым и популярным хроникам следует отнести хоринскую хронику «Предание о Бальжин-хатун» (1760–70), «Историю агинских бурят», написанную в 1863 гл. тайшой агинских бурят Т. Тобоевым, «Историю селенгинских бурят», написанную в 1868 гл. тайшой селенгин. бурят Д.-Ж. Ломбоцыреновым, «Летопись хоринских бурят», созданную в 1875 главой цаганского рода шуленгой В. Юмсуновым, «Летопись хори-бурят», составленную в 1887 пом. гл. тайши хоринских бурят зайсаном галзутского рода Ш.-Н. Хобитуевым (насчитывается ок. 30 списков данной летописи), «Историю баргузинских бурят», написанную в 1887 гл. тайшой баргузин. бурят Ц. Сахаровым, и др.

Нек-рые летописи, напр. хроника В. Юмсунова, анонимный «Ацагатский очерк о хори-бурятах», перерастают рамки хроник и представляют собой ист.-этногр. очерки, разделенные на главы по тем. признаку. В частн., в хронике В. Юмсунова, состоящей из 12 озаглавленных разделов, прослеживается история хоринцев начиная с древнейших времен до 2-й пол. XIX в. В летописи представлена история распространения буддизма в Монголии и Бурятии, дается детальное описание верований и обрядов шаманства; подробно говорится об адм. устройстве и упр-нии хоринцев; приводятся данные о гл. хорин. тайшах и их помощниках; рассказывается о грамоте Петра I от 26 марта 1703 и всех последующих указах и предписаниях рус. царей, по к-рым за хорин. родами были закреплены земли от Байкала до монг. границ; сообщаются сведения о правах бурят, о развитии хоз-ва у хорин. бурят, о несении службы на пользу империи, об отделении агин. бурят и т. д. Летопись В. Юмсунова является самой большой по объему и наиболее обстоятельной из всех Б. л. Почти в каждой главе сообщаются не известные до этого факты и детали.

Бурят. ист. соч. писались по образцу монг. памятников, таких как аноним. летопись «Altan tobi», изданная Г. Гомбоевым, летопись С. Сэцэна «Erdeni-yin tobi» и др. Но в отличие от них Б. л. написаны на основании подлинных документов бурятских степных дум. Более того, при ссылке на документы указываются даты и номера соотв. распоряжений властей, что придает соч. более достоверный хар-р. В хрониках широко использованы не только делопроизводств. документы, но и ранее написанные летопис. работы, устн. легенды и предания бурят. Все это придает летописям хар-р науч. очерков.

Помимо летописей Т. Тобоева, В. Юмсунова, Ш-Н. Хобитуева, Д.-Ж. Ломбоцыренова, Ц. Сахарова и др. авторов, существуют и хроники, хранящиеся в семейных архивах. Напр., в архиве Д.З. Зандановой имеется рукопись аноним. хорин. летописи, доведенной до 1903.

Бурят. летописцы были образованными людьми своего времени, незауряд. представителями знати дорев. Бурятии. Напр., летописец Т. Тобоев, находившийся более 60 лет на гос. службе, остался в памяти народа как один из самых уважаемых и авторитет. предводителей хорин. бурят. К нему за советом и помощью обращались не только буряты, но и рус. казаки, поселенцы.

Точных сведений о кол-ве Б. л. и их авторах пока нет, поскольку рукописи находятся в разных архив. фондах Улан-Удэ, Иркутска, Читы, Томска, Москвы, С.-Петербурга, Улан-Батора, а также в частн. коллекциях. В наст. время выявлено ок. 40 больших и малых Б. л., из них опубл. на совр. бурятском яз. 20 хроник, на русском яз. – 11 летописей, на англ. яз. – 1 хроника, на старописьм. монг. яз. – 9 летописей. Изданные бурят. хроники составляют лишь нек-рую часть летопис. наследия бурят, большая их часть все еще остается в рукописях.

В сов. период отеч. истории данные памятники духов. культуры бурят XVIII–XIX вв., как и др. лит. памятники бурят на старомонг. письменности, долгое время находились в забвении, мн. ценные памятники были утрачены. Летописи представляют опред. источниковед. интерес как отражение представлений бурят. народа о собств. истории.

Лит.: Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Улан-Удэ, 1972; Исторические хроники, летописи и родословные // Буряты. М., 2004; Бадмаева Л.Б. Язык бурятских летописей. Улан-Удэ, 2005.

Л.Б. Бадмаева

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты