БУРЯТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

БУРЯТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. В традиц. Б. м. к. выделяются обрядовая, эпическая и лирич. сферы. Эпич. сфера включает ист. песни тyyхын дуун и эпич. сказания улигер. Улигеры («Лодой Мэргэн», «Абай-Гэсэр», «Еренсэй», «Аламжи Мэргэн» и др.) могут состоять из 2–20 тыс. и более стихотвор. строк. В восточнобурят. (хоринской) традиции прозаич. и поэтич. изложение улигера перемежается песен. вставками строфического или тирадного строения – монологами героев тyyрээлгэ, к-рые могут сопровождаться игрой на 2-струнной смычковой пиколютне с трапецивид. корпусом хуур или цитре ятага; закреплен. персонажами словесно-муз. формулы подхватываются хором слушателей. Западнобурят. улигеры поются от начала до конца на один напев тирадной или строфической орг-ции; у эхирит-булагатов улигершина поддерживают слушатели, хоровыми песнями встречающие и провожающие эпических героев и заполняющие паузы во время кратковр. остановок повествования; в унгинской традиции участия слушателей не предполагается, улигершин может аккомпанировать себе на хуре. Изв. улигершины – А. Васильев (Альфор), П. Тушемилов, А. Тороев, П. Дмитриев, Е. Шалбыков, Б. Барнаков и др.

Обряд. сфера представлена музыкой шаман. и буддийск. ритуалов, скотоводч. заговорами, поющимися (реже – играющимися на хууре) для овцы, козы, коровы, верблюдицы в случаях, когда они отказываются кормить детенышей, нек-рыми жанрами песен. традиции (свадеб. песнями турын дуун, охотничьими ангуушадай дуун, благопожеланиями юрθθл дуун, песнями восточнобурят. хоровода нэрьеэлгэ, к-рый танцуют двумя обращенными друг к другу шеренгами, западнобурят. кругового танца ёохор и пр.), колыбельными укачиваниями, прославлениями победителей конных скачек, борьбы и стрельбы из лука, завершающими родовые собрания тайлган. Лирич. сфера включает любов. песни инаг дуранай дуун, воен. сэрэгэй дуун, сиротские yншэн хyнэй дуун, песни о родителях эхэ эсэгын дуун, застольные архиин дуун, шуточные шог дуун, загадки таабари дуун, песни игры прятания кольца бэhэлигэй дуун и пр. Склад песен, в осн., монодийный (в т. ч., гетерофонный), в песнях зап. бурят встречается многоголосие ленточного типа с преобладанием кварто-квинтовых отношений между голосами, а также имитационная полифония с элементами контрастной в ай дон (песнях, исполн. хором стариков во время обрядовых возлияний кумыса). Характерной чертой песен. традиции является большое кол-во типовых напевов, разнообразных в мелодич. и ритмич. отношениях. Поскольку на один напев могут исполняться как обрядовые, так и необряд. тексты, по муз. характеристикам песен. жанры не различаются, противопоставляются лишь стили “долгих” песен уртын дуун (с продолжит. распевами, ритмической нерегулярностью, слабой выраженностью метрических акцентов) и “коротких” богони дуун (с немногочисл. распевами, ритмической периодичностью, четкими метрическими акцентами). В нек-рых образцах сочетаются признаки обоих стилей. Песни состоят из 4-строчных музыкально-поэтич. строф, в к-рых строки одной четности или все строки ритмически и мелодически подобны; строфы зап.-бурят. песен могут сопровождаться припевами. У вост. бурят преобладают ангемитонные (бесполутоновые) ладовые структуры, включая полные пентатонические (пятизвучные) лады, у зап. бурят наряду с ангемитоникой встречаются звукоряды с полутоном.

К лирич. сфере принадлежит также традиция музицирования на струн. инструментах хуур и хучир (пиколютня с цилиндрич. корпусом, 4 струнами квинтовой настройки, настроенными попарно в унисон), поперечной флейте лимбэ, продольной флейте суур и пр.

В ХХ в. формируется Б. м. к. европ. типа. В 1920–22 в Верхнеудинске (Улан-Удэ) действовали муз. школа, хор и симф. оркестр. С 1924 работала муз.-инструктивная передвижка (рук. Б.П. Сальмонт) – записывались на фонограф народ. песни, собирались нац. инструменты, проводились курсы ликвидации муз. неграмотности. В 1929 создан Дом народ. творчества, открыта муз.-театр. студия (с 1931 – техникум, с 1949 – муз. училище, с 1991 – муз. колледж). В 1932 основан Бурят. драм. театр (см. Бурятский театр и драматургия) с симф. ансамблем, певцами, танц. труппой. В 1939 драм. театр реорганизован в муз.-драм., на базе к-рого спустя 10 лет (1949) возник Театр оперы и балета (см. Бурятский гос. академ. театр оперы и балета). Осенью 1940 в Москве с большим успехом прошла декада бурят. искусства. В кон. 1930-х – нач. 1940-х гг. работал оркестр бурят. народ. инструментов (рук. И.Л. Рык). С 1939 действует филармония (см. Филармонии в Сибири). В 1940 образован Союз композиторов (см. Союзы композиторов в Сибири). В 1942 создан ансамбль песни и танца «Байкал». В 1947 открыто культ.-просвет. училище, в 1960 – Вост.-Сиб. ин-т культуры, в 1961 – хореогр. училище. В 1966 восстановлен оркестр народ. инструментов (рук. Ч.Е. Павлов).

1-м спектаклем по мотивам нац. эпоса стала муз. драма «Баир» П.М. Берлинского (1938; 2-я ред. совм. с Б.Б. Ямпиловым, 1940). В 1940 поставлены первая бурят. опера «Энхэ-булат-батор» (муз. М.П. Фролова), муз. драма «Эржен» (муз. В.И. Морошкина). Первыми постановками рус. и зарубеж. классики стали оперы «Евгений Онегин» (1943), «Фауст» (1945), балет «Бахчисарайский фонтан» (1943). В становлении проф. Б. м. к. большое значение имела деят-ть рус. музыкантов, организовавших творч. коллективы, учеб. заведения, создавших первые произведения на основе нац. фольклора. Это композиторы Р.М. Глиэр, П.М. Берлинский, М.П. Фролов, В.И. Морошкин, Л.К. Книппер, С.П. Ряузов, реж. А. Миронский, балетм. М.С. Арсеньев, дирижеры М.А. Бухбиндер, И. Айзикович и др. 1-е проф. композиторы-буряты Д.Д. Аюшеев, Ж.А. Батуев, Б.Б. Ямпилов.

Д.Д. Аюшеевым (1910–71) написано более 100 произведений, в т. ч. оперы («Побратимы», в соавт. с Б.С. Майзелем, 1959; «Братья», 1963; «Саган-Хатан», 1971 и др.), симф. поэмы и сюиты («Весна в колхозе», 1959; «Богатая долина», 1970; «Таежные песни», 1964), соч. для оркестра бурят. народ. инструментов, песни. Ж.А. Батуев (1915–96) – авт. 11 балетов («Во имя любви», в соавт. с Б.С. Майзелем, 1957; «Цветы жизни», 1960; «Чурумчуку», на якут. тему, 1964; «Сын земли», 1972; «Долина стерхов», 1988 и др.), мн. симф. и камер. соч., ораторий («Спасение священного Байкала», 1992 и др.), опусов для оркестра народ. инструментов, песен. Все осн. жанры представлены в творчестве Б.Б. Ямпилова – опера («Прозрение», 1967» и др.), балет («Красавица Ангара», в соавт. с Л.К. Книппером, 1959; «Патетическая баллада», 1967), симф. пьесы, оратории и т. д.

В 1960–70-е гг. начинают работать композиторы Г.-Д. Дашипылов, С.С. Манжигеев, А.А. Андреев, Ю.И. Ирдынеев, Б.О. Цырендашиев, В.А. Усович. В кон. 1980-х нач. 1990-х гг. в бурят. композит. орг-цию вошли Б.Б. Дондоков, П.Н. Дамиранов, Л.Н. Санжиева.

В 1970-е гг. образованы фольклор.-хореогр. ансамбль «Селенга», ВИА «Ритмы Байкала», жен. камер. хор «Ариг Ус» (рук. М.Д. Хрущева). В 1980–90-е гг. интенсивно развивается фольклор.-этногр. направление в любит. и проф. творчестве, появляются этнич. рок-группы. Популярны фольклор. ансамбли «Магтаал», «Ангара», казачий фольклор. ансамбль «Княжий остров», Гос. театр народ. танца «Бадма Сэсэг» (1992) и др. В 2004 создан Бурят. гос. нац. театр песни и танца «Байкал» (объед. коллективы: «Байкал», «Бадма Сэсэг» и оркестр народ. инструментов гостелерадио). Проводятся муз. фестивали и конкурсы (междунар., респуб., регион.), посвящ. искусству горлового пения, буддийск. культуре, фольклору народов Вост. Сибири, традиц. фестиваль эстрад. песни «Белый месяц» (с 1993) и др.

Среди бурят. деятелей искусств: певцы народ. артисты СССР К.И. Базарсадаев, Д.Ц. Дашиев, Л.Л. Линховоин, Г.Б. Шойдагбаева, народ. артисты РСФСР Б.М. Балдаков, Н.К. Петрова, С.В. Раднаев, народ. арт. Бурятии В. Цыдыпова; артисты балета народ. арт. СССР Л.П. Сахьянова, народ. арт. РСФСР П.Т. Абашеев, реж. народ. арт. СССР Г.Ц. Цыдынжапов и др.

В Респ. Бурятия работают (2006): Театр оперы и балета, филармония, Бурят. гос. театр песни и танца «Байкал» и др.; Союз композиторов, Респ. центр народ. творчества, Вост.-Сиб. академия культуры и искусств, 3 ср. спец. учеб. заведения, св. 70 дет. школ искусств.

Лит.: Дугаров Д.С. Бурятские народные песни: В 3 т. Улан-Удэ, 1964, 1969, 1980; Он же. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). М., 1991; Он же. Напевы бурятских улигеров // Абай Гэсэр Могучий: Бурятский героический эпос. М., 1995; Куницына И.С., Куницын О.И. Музыка Советской Бурятии. Улан-Удэ, 1968; Куницын О.И. Музыкальный театр Бурятии. Улан-Удэ, 1988; Музыкальная культура Сибири. Новосибирск, 1997. Т. 1, кн.1; Т. 3, кн.2; Китов В.В. Оркестр бурятских народных инструментов. Улан-Удэ, 2001; и др.

О.В. Новикова, А.М. Лесовиченко

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты