БУДДИЗМ В ТУВЕ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

БУДДИЗМ В ТУВЕ. Первая волна распространения в Туве буддизма, заимствованного от тюрков и уйгуров, относится к IX–X вв. Влияние тибет. буддизма распространилось и на тюркояз. племена, входившие в состав Великой Монгольской империи. Лишь во 2-й пол. ХVI в. в Монголию пришла новая волна буддизма, но на этот раз главной его формой была традиция Гелуг. В ХIV в. тибет. буддизм из Монголии уже основательно проник в Туву, для к-рой в дальнейшем был характерен религ. синкретизм (буддизм и шаманизм). Первые передвиж. храмы – хурэ появились в Танды-Урянхае (тогдашнее назв. Тувы), входившем в состав Цинской империи, в 1720-е гг. Первые монастыри – Эрзинский (1772) и Самагалтайский (1773). В 1753 буддизм признан гос. религией наряду с шаманизмом. Распространение буддизма привело к вытеснению добуддийск. религ. верований тувинцев. В результате долгого сосуществования с шаманизмом тувин. буддизм перенял его традиции: культ оваа – духов-хозяев местности; культ ээренов – семейных охранителей. В буддийск. церемониях наряду с ламами нередко принимали участие шаманы, а в хурэ существовала особая категория духов. лиц – бурхан боо («ламы-шаманы»).

В 1770-х гг. на тер. Танды-Урянхая начинают строить стационар. хурэ. В XIX в. появляются Байкара-хурэ, Чаа-Хольский, Шарабулгунский и Нижнечаданский (1878) хурэ. В 1901 построен самый большой в Туве Верхнечаданский хурэ.

Высш. духов. главой тувин. буддистов считался монг. иерарх Джебцзун-дамба-хутухта в Урге, а настоятелю Нижнечаданского хурэ (даа-ламе) подчинялись все тувин. ламы (при нем действовали духов. совет и духов. суд). К нач. XX в. в Туве насчитывалось более 20 хурэ и свыше 3 тыс. лам. Высш. тувин. духовенство состояло из монг. и тибет. лам. В 1907 в Туву был приглашен видный тибет. ученый лама Эримбочи, к-рый организовал Высш. школу лам в Верхнечаданском хурэ. При мн. хурэ имелись школы цаннита, где получали нач. религ. образование. Высш. богослов. образование тувинцы обычно получали в Монголии. После установления рос. протектората над Урянхайским краем (1914) рос. администрация в духов. дела территории не вмешивалась. В 1917 было 19 хурэ и 3 тыс. лам и послушников.

Первые годы существования Тувинской Народной Республики (ТНР) были благоприят. для буддизма. Самая многочисл. сангха была в Эрзинском и Тес-Хемском кожуунах. В Дзун-Хемчикском (бывш. Даа) кожууне действовали 2 наиболее влиятельных хурэ – Нижнечаданский и Верхнечаданский. К кон. 1920-х гг. кол-во хурэ в Туве достигло 28, а число лам – 2,2 тыс. Репрессии 1930-х гг. в ТНР затронули и буддийск. духовенство: в 1936 – 594 ламы, в 1937 – 5 хурэ и 67 лам, к-рые к нач. 1940-х гг. были уничтожены. После вхождения Тувы в состав СССР тувин. буддисты с 1946 находились в юрисдикции Центрального управления буддистов (ЦУБ) СССР в Иволгинском дацане (БМАССР), лама Хомушку Кенден курировал деят-ть тувин. лам. Действовали полуразрушенные Верхне- и Нижнечаданский хурэ (восстановлены 6 юрт и построены 2 молитв. дома; в 1947 здесь насчитывалось 9 лам). В 1960–70-е гг. ввиду новых гонений на церковь мн. ламы и шаманы вынуждены были заниматься частн. культовой практикой нелегально. В 1981 в Тувинской АССР практиковали 12 лам и 24 шамана; в 1984 – 11 лам и 38 шаманов; в 1987 – ок. 30 шаманов; в 1989 – 43, в т. ч. 8 женщин. В янв. 1990 в Респ. Тыва была зарегистрирована 1-я община буддистов; в том же году возведен храм в с. Кызыл-Даг Бай-Тагинского кожууна. С 1991 ведется работа по восстановлению Эрзинского и Верхнечаданского хурэ. С 1993 студенты-тувинцы направляются для обучения в Индию. В 1990-е гг. были построены небольшие буддийск. храмы (дуганы) в 6 кожуунах республики; в остальных действуют вр. молитв. дома (моргул бажыннары). В Кызыле 4 буддийск. храма: Тувдан Чойхорлинг, Ганданпунцоглинг, Ташипанделинг и Цеченлинг (резиденция камба-ламы). В наст. время в Респ. Тыва функционируют 10 буддийск. религ. об-в (в 6 р-нах республики и в Кызыле).

В окт. 1999 Туву посетил Богдо-гэгэн Джебцун Дамба хутухта IX. Далай-лама ХIV посещал Туву в 1998, 2000, 2003.

Лит. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М, 1976; Дьяконова В.П. Ламаизм и его влияние на мировоззрение и религиозные культы тувинцев // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири. Л., 1979; Хомушку О.М. История религии в культуре тувинцев. М., 1998; Монгуш М.В. История буддизма в Туве (вторая половина VI – конец XX в.). Новосибирск, 2001.

Д.С. Жамсуева, М.В. Монгуш

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты