АРХИТЕКТУРА ПРОМЫШЛЕННАЯ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

АРХИТЕКТУРА ПРОМЫШЛЕННАЯ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. Формирование и развитие пром. произв-ва и пром. архитектуры в Сибири и на Д. Востоке на протяжении XVIII–XX вв. велось с учетом стратег. задач, к-рые ставились перед об-вом. При их решении на долгие годы в вост. регионах страны закрепился ведомств. подход к размещению произв-ва, и первичность произв.-экон. факторов стала определяющей при выборе приоритетов. Экон. сторона явно превалировала над социальной. На 2-м плане оказывались вопросы экологии, проблемы обустройства человеч. жизни.

По своей функцион. направленности, что не могло не отразиться на архитектуре пром.-произв., энергетич., транспорт. и проч. объектов, на тер. Сибири и Д. Востока размещаются предприятия группы «А» (добыв., обрабат., металлург., оборон., хим. пром-ть, предприятия тяжелого машиностроения и т. д.), а также предприятия группы «Б» (произв-во товаров потребления, пищевая, легкая пром-ть и др.). Начиная с 1920–30-х гг. приоритет отдается предприятиям группы «А».

Пром. объекты Сибири и Д. Востока строились в осн. по образцам и проектам уже существовавших производств европ. части России. В то же время в XIX – нач. XX в. в Сибири сложилась самобыт. ветвь рус. классицизма, характерными чертами к-рого явились четкость, простота и макс. целесообразность арх.-планиров. решений. К архит. особенностям пром. зданий и сооружений в этот период можно отнести симметрично-осевое построение фасадов, использование приема членения плоскостей по горизонтали и вертикали, широкое применение фактурно-цветовых контрастов (сочетание кирпича со штукатуркой), повышен. внимание к завершающим частям зданий и сооружений, но масштабы применения новых материалов и конструкций были скромнее, чем в городах европ. части России.

1-е производств. объекты, построенные в XVIII в. (железоделат., свечное и воскобой. произв-во, мыловарение, пищ. предприятия), представляли собой небольшие постройки из дерева, внеш. облик к-рых ничем не выдавал их производств. назначения. На формирование казенного завод. стр-ва в сиб. губерниях нач. XVIII – кон. XIX в. существ. влияние оказала архитектура горнозавод. пром-ти Урала, с одной стороны, и мест. традиции народ. зодчества, с др. Следует выделить группу Колывано-Воскресенских (Алтайских) заводов, Барнаул. сереброплав. з-д (1739), Сузун. медеплавил. з-д с монет. двором (1764), Локтевскую шлифовал. фабрику для обработки поделоч. камня (1786), Змеёвский сереброплав. з-д (1815). В этот период наряду с деревом и кирпичом в завод. стр-ве применялся природ. камень, ставились и решались вопросы формирования единого завод. ансамбля.

Прокладка Транссибирской магистрали способствовала возникновению обслуживающих ее пром. объектов и появлению в архитектуре произв.-техн. зданий своеобраз. архитектуры: выполненные в кирпиче неоштукатур. здания декорировались тем же кирпичом, к-рый являлся одним из средств тектонич. построения стены, обработки карнизов, контрфорсов, обрамлений окон и ворот.

В эти же годы развивалось речное судоходство на Оби, Енисее, Амуре, интенсивно велись заготовка и переработка с.-х. продукции. На Алтае, в Иркутской губ. и в Забайкалье велась золотодобыча. Архитектура большинства новых пром. зданий и сооружений, отличавшихся сравнительно небольшими размерами (1–2 этажа), характеризовалась эклектичностью форм и деталей.

В нач. XX в. почти все ср. и круп. заводы, построен. еще в XIX в., были значит. перестроены, оснащены новым технол. оборудованием и превратились в фабрич. предприятия. Большинство пром. зданий в это время строилось из кирпича. Повсемест. распространение получил «кирпичный стиль». Большинство сохранившихся объектов пром. архитектуры кон. XIX – нач. XX в. являются памятниками архитектуры.

1-я пол. XX в., и особ. воен. годы (1941–45), отмечены мощным ростом предприятий тяжелой пром-ти (металлург., хим., оборон.), мн. из них получили сиб. прописку в результате эвакуации из зап. областей страны. Местоположение новых и эвакуир. предприятий, привязанное к ж. д. и существующим пром. и энергетич. объектам, в значит. степени определяло размещение селитеб. тер., зачастую приводило к функцион. чересполосице, что осложняло экол. ситуацию, ухудшало жизнен. условия в городах и пром. поселках.

В 1950–70-е гг. формировались круп. топливно-энергетич. комплексы (Канско-Ачинский и др.), размещались круп. хим. произв-ва в Иркутской обл. (Братск, Ангарск, Усолье-Сибирское), началось освоение тер. к сев.-востоку от Байкала в связи со стр-вом Байкало-Амурской магистрали, появились круп. нефтехим., лесопром., и целлюлозно-бум. произв-ва (Тобольск, Тавда, Асино, Енисейск, Усть-Илимск и др.).

Если сложные гидроэнергетич. комплексы (Братский, Красноярский, Саяно-Шушенский, Усть-Илимский, Зейский и др.) сооружались по уник. индивид. проектам, то пром. здания и комплексы строились на базе самого широкого использования типовых строит. конструкций. Типизация и унификация пром. зданий межотрасл. применения была основана на наиболее общих характеристиках орг-ции технол. процесса и всего комплекса тех. решений.

На «недопустимо низкий уровень архитектуры большинства промышленных зданий и сооружений» указывало пост. ЦК КПСС и Совета министров СССР «О дальнейшем развитии советской архитектуры и градостроительства» от 19 сент. 1987. Рекомендации и проф. требования по улучшению архит.-худ. характеристик производств. зданий, комплексов и пром. р-нов были изложены в соотв. нормативно-регламентац. документах.

В 1990-е гг. градостроит. проблемы пром. стр-ва (рацион. размещение в структуре города, экол. безопасность, комплексность развития и т. д.) не получали комплекс. решения.

Лит.: Оглы Б.И. Строительство городов Сибири. М., 1980; Перцик Е.Н. Город в Сибири. М., 1980; Ким Н.Н. Промышленная архитектура. М., 1988; Красильников В.А. Промышленное зодчество и экология. М., 1992; Города России. Энциклопедия. М., 1998; Колпакова М.Р. Стратегия градостроительного развития сибирского города. Новосибирск, 2000.

М.Р. Колпакова, Г.Н. Туманик

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты