АЛТАЙЦЫ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

АЛТАЙЦЫ. Под этнонимом А. в совр. акад. науке традиционно объединяются: алтай-кижи («человек Алтая»), теленгиты, телеуты, кумандинцы, тубалары, челканцы. До нач. 1990-х гг. все эти сообщества имели статус субэтнических образований в рамках алт. этноса. В 1990-е гг. на основании гос. постановлений теленгиты, телеуты, кумандинцы, тубалары, челканцы были утверждены в статусе корен. малочисл. народов.

По данным на 1989 г. общая числ. А. составила 70,8 тыс. чел.; из них 59,1 тыс. проживали на тер. Алтая, 5,4 тыс. – в Кемеровской обл., 689 чел. – в Казахстане, 191 чел. – в Узбекистане и т. д. По переписи 2002 67 239 чел. идентифицировали себя как А., в т. ч. в Респ. Алтай – 62 192 чел., в Алтайском кр. – 1 880.

В рамках акад. классификаций 2-й пол. ХIХ в. сев. А. были объединены в особую этнокультур. общность с делением на тубаларов, челканцев, кумандинцев; а теленгиты, телесы, телеуты – в группу юж. А. (старые обозначения – белые, алтайские, горные, порубежные, бийские калмыки, ойроты).

Выделение сев. А. было предложено в 1860-е гг. изв. тюркологом В.В. Радловым, к-рый перенес назв. 2 абориг. родов Сев. Алтая (кубан, куманды) на родственные им группы. Он же выделил в кач-ве самостоят. народа с назв. «лебединские татары», «лебединцы», «челканцы» (от сеока «шалканыг», «чалканыг») корен. население бас. р. Лебедь – притока Бии. Со временем эти названия закрепились в контексте полит.-адм. устройства сиб. территорий и в этногр. классификациях.

Этнич. ядро юж. А. составили кочевые тюркоязычные сообщества. В нач. I тыс. н. э. в евразийских степях возникли этнополит. объединения, ставшие предшественниками и предками совр. А. К 553 сложился Первый Тюркский каганат; с 689 по 744 существовал Второй Тюркский каганат; с 744 – 840 – Уйгурский каганат.

В раннесредневековый период на юге Сибири возникли 3 этнокультур. ареала – енисейско-кыргызский, кыпчако-кимакский и алтайско-телесский (теленгитский). Именно тогда была заложена основа совр. мозаичного тюркоязычного сообщества Сибири. Сев. А. сложились в результате длительных контактов преим. тюркских, самодийских, кетских и угорских племен.

Монг. завоевание, включение сиб. земель в Джучиев улус, последующий распад державы Чингисхана и постепенное усиление различ. этнополит. группировок монголов предопределили развитие этнич. процессов в Центр. Азии на протяжении средневековья. Началось дробление общности «теле» (теленгитов), с VI по ХIII в. кочевавших по Хангаю и Саяно-Алтаю, вкл. совр. Туву и Алтай. Переселение за пределы Алтайских гор на тер. Верх. Приобья основы будущей общности телеутов стало частью миграций центральноазиат. и южносиб. населения в кон. XVI – нач. XVII в.

На тер. Сибири к моменту включения его в орбиту полит. и экон. интересов России сложились и получили развитие этно-потестарные структуры, лидерство среди к-рых занимали Кыргызская, Телеутская и Кан-Каракольская землицы. Через установление даннических отношений они втягивали в сферу своего влияния тюркоязычное население близлежащих земель, находясь при этом в вассал. зависимости сначала от гос-ва Алтын-ханов, а затем – от Джунгарского ханства.

С нач. XVII в. присутствие России на юге Сибири становилось все более и более ощутимым. Еще в нач. XVII в. предки сев. А. оказались в рос. подданстве и получили статус «ясачных», но вплоть до сер. XVIII в. сохраняли рос.-джунгар. двоеданство.

После падения Джунгарии, разгромленной Цинской империей, Алтай в 1756 вошел в состав России; при этом часть его корен. населения осталась в статусе двоеданцев по отношению к России и Китаю. Решение погран. вопросов в ХIХ в. позволило снять этнополит. противоречия. Дальнейшая интеграция Сибири в полит.-адм. и экон. пространство России предопределила становление различ. групп А.

После введения в 1822 «Устава об управлении инородцами» они были причислены к разрядам кочевых и оседлых «инородцев» как к податным сословиям империи. В рамках инородных управ на Сев. Алтае, алт. дючин и 2 Чуйских волостей в Горн. Алтае происходило становление совр. групп сев. и юж. А. В ходе адм. реформ кон. ХIХ – нач. ХХ в. началась унификация системы упр-ния тюрк. сообществом региона, одновр. разворачивались процессы этнич. консолидации, к-рые, тем не менее, не были завершены.

Развитию этих процессов способствовало создание 1 июня 1922 Ойротской АО в составе Алтайского кр. Согласно переписи 1926 числ. корен. населения области составила 42 278 чел.; из них к А. отнесли себя 35 647 чел. (84,3 %), к теленгитам – 3 414 (8,1 %), к ойротам – 1 477 (3,5 %), к кумандинцам – 1 384 (3,3 %), к телеутам – 344 (0,8 %), к тубаларам – 12 чел. В перечень не вошли челканцы, территория проживания к-рых (по р. Лебедь) была включена в состав Ойротской АО лишь в 1927. С 1926 по 1999 тубалары, челканцы, кумандинцы, телеуты при переписях населения не учитывались, включаясь в состав А.

Осн. масса совр. А. относится к южносиб. расе с участием центральноазиат. компонента у теленгитов и урал. расы у тубаларов.

Корен. население Алтая говорит на тюрк. языках алтайской языковой общности. Языки юж. А. относятся к киргизско-кыпчак. группе; сев. А. – к хакас. подгруппе уйгуро-огузской группы. Языки телеутов, теленгитов, челканцев, кумандинцев, тубаларов имеют статус языков корен. малочисл. народов.

В наст. время алтайский язык наряду с русским провозглашен гос. языком Респ. Алтай. По данным Всерос. переписи 2002, в Респ. Алтай 62 635 чел. владеют алт. яз., 513 – чалканским, 418 – тубаларским, 327 – кумандинским. Языки сев. А. ограничены в своем функционировании и сохраняют значение лишь в семейном и быт. общении. Практически все абориг. группы Алтая двуязычны.

Имея различ. этногенетические и языковые модели, юж. и сев. А. освоили горно-степ., горно-таеж. и предтаеж. зоны. В результате возникли ориг. культурно-хоз. типы, основанные на отгонном скот-ве с чередованием сезон. (зонально районированных) пастбищ в Горн. Алтае и типы с преобладанием промысл. экономики (охота, рыболовство, пчеловодство и сбор кедр. ореха) в сочетании с ручным мотыж. земледелием, ткачеством и металлообработкой в р-нах Сев. Алтая. По данным на 1897, небольшие посевы ячменя производила пол. всех алт. хоз-в.

В культуре жизнеобеспечения различ. групп А., наряду с общими чертами, имелся ряд отличий. Юж. А. разводили лошадей, круп. и мелк. рог. скот; кроме того, теленгиты имели яков и верблюдов. Традиц. рацион кочевых А. имел мясо-мол. направленность; в кулинарии также использовали мясо дичи, крупяные и мучные изделия, дикоросы.

Комплекс одежды у юж. А. универсально включал длинную рубаху и широкие штаны, к-рые шили из ткани или кожи. Обувью служили мягкие сапоги с войлоч. вставками. На голове носили конич. шапку из цвет. ткани, подбитую мехом, или округлую шапку с верхом из лисьих лапок и мерлушковым подбоем. В традиц. костюм также входила нагольная овчин. шуба с запахом на прав. сторону, к-рую подпоясывали широким поясом. Иногда летом вместо шубы надевали сходный по крою сукон. халат с большим отложным воротником. Замуж. женщины поверх верх. одежды носили длинную распашную безрукавку-чегедек, отороченную позументом. Гендерные различия в костюме подчеркивал набор украшений и аксессуаров, специфичный для девушек, женщин и мужчин.

С ХVII в. р-ны расселения сев. А. и телеутов, пригодные для пашен. земледелия, стали зоной приоритет. крест. колонизации, в контексте к-рой развернулись процессы аккультурации в сфере жизнеобеспечения. Освоение русских традиций в сфере земледелия, домостроения и одежды телеутами изменило облик изначально скотоводч. культуры; при этом произошло формирование ориг. быт. стандартов, имеющих этнич. специфику.

В среде юж. А., ориентированных на традицию, устойчиво сохранялись практики кочевания. Осн. в структуре кочевий были зим. и летние стоянки. Кочевому образу жизни соответствовали типы поселений, характер. особенностями к-рых являлись разбросанность и малолюдность. В кач-ве жилища А. использовали многоугольные срубные и круглые войлоч. юрты, а также жердевые конич. шалаши с корьевым покрытием.

В планировке традиц. алт. жилища выделялся сакрализованный центр – очаг, к-рый считали защитником дома. В обустройстве интерьера отчетливо разделялись муж. и жен. половины с гендерно акцентированными наборами быт. утвари. Пространство жилища делилось на ниж. (привходовую) и верх. (почетную) часть за очагом, где находились все наиболее ценные вещи и культ. атрибуты – изображения семейных и родовых духов-покровителей. Пандемониум родовых покровителей А. соответствовал их традиц. соц. структурам.

Семья А. была моногамной. Формой самоорганизации этноса являлось деление на сеоки («кости») – экзогамные патрилинейные (часто связанные кросскузенными браками) подразделения, восходящие к первопредкам. В XIX в. система адм. упр-ния А. сохранила нек-рые черты, унаследованные от джунгар. времени. В кон. ХIХ в. наиболее круп. сеоки, к к-рым тяготели сеоки малочисл., образовывали 7 дючин (податных ед.) и определяли состав населения 1-й и 2-й Чуйских волостей. Сеоки играли большую роль в орг-ции семейно-брач. отношений и не противоречили формированию территор. сообществ. Самосознание А. имело многоуровневый хар-р.

Традиц. родовые структуры в среде А. сохранили свое значение вплоть до современности. Кон. ХХ в. был отмечен развитием родового движения и восстановлением института зайсанов – глав родов. Задачи, к-рые были поставлены возникшими ассоциациями родов имели культурно охранит. хар-р.

В рамках совр. движения за сохранения и популяризацию нац. культур. и духов. наследия возникает интерес к проблеме соотношения архаичных мифол. воззрений А. Они сохранялись в рамках обрядово-ритуал. практик и запретов, закреплялись фольклором. Устное творчество А. отличалось разнообразием жанров: героич. эпос, легенды, предания, песни, пословицы и поговорки. Поныне среди А. сохраняется практика сказительства и горлового пения. В Респ. Алтай успешно осуществляется программа возрождения и популяризации музык. и эпич. традиций.

Традиционно А. относились к кругу народов, ориентированных на шаманизм, в основе к-рого лежали пантеистич. воззрения и культ родовых покровителей. С нач. интеграции Алтая в состав Российского гос-ва в регионе стало распространяться православие. Особенно активно проходила христианизация среди теленгитов, телеутов, кумандинцев, челканцев и тубаларов. По данным переписи 1897, 34,5 % А. были православными. Принимая крещение, представители абориг. сообщества в большинстве своем сохраняли традиц. верования и обряды; в их среде шли процессы синкретизации.

Среди А.-кочевников православие не имело широкого распространения. В кон. ХХ – нач. ХХ в. на Алтае стал формироваться бурханизм – общенац. (надродовая) религия, в к-рой отчетливо проявилась полит. антиколониальная направленность. Бурханизм, отрицавший кровавые жертвы шаманизма, ориентировался на почитание светлых божеств. В его основе лежали пантеистич. воззрения, скорректированные народ. ламаизмом, имевшим широкое распространение в Центр. Азии. Движение бурханизма, к-рое принято рассматривать как религ. форму этнич. консолидации алтай-кижи, было подавлено в нач. ХХ в. и в форме необурханизма возродилось в кон. ХХ в. Наряду с ним среди А. бытуют др. религии.

В 1990-е гг. на Алтае развернулось движение за возрождение нац. культуры и языка. Рубеж ХХ–ХХI вв. на Алтае ознаменовался развитием этнич. процессов, направленных на сохранение этно-культур. своеобразия корен. малочисл. народов, с одной стороны, и консолидацией всех групп А., с другой. После провозглашения суверенитета Респ. Алтай наряду с общерос. праздниками был установлен День независимости Республики (3 июля) – Эл-Ойын («Народные игры»), с 1992 отмечаемый как общеалт. праздник.

Лит.: Токарев С.А. Пережитки родового культа у алтайцев // Тр. Ин-та этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Нов. сер. 1947. Т. 1; Потапов Л.П. Краткий очерк культуры и быта алтайцев. Горно-Алтайск, 1948; Он же. Одежда алтайцев // Сб. Музея антропологии и этнографии / Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. 1951. Т. 13; Он же. Пища алтайцев // Там же. Т. 14; Он же. Очерки по истории алтайцев. М.; Л., 1953; Он же. Этнический состав и происхождение алтайцев: Историко-этнографический очерк. Л., 1969; Шатинова Н.И. Семья у алтайцев. Горно-Алтайск, 1982; Анохин А.В. Материалы по шаманизму у алтайцев. Горно-Алтайск, 1994; Шерстова Л.И. Тюрки и Русские в Южной Сибири. Новосибирск, 2005.

И.В. Октябрьская

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты