АЛТАЙСКИЙ ФОЛЬКЛОР

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

АЛТАЙСКИЙ ФОЛЬКЛОР. Самый круп. жанр А. ф. – героич. сказание (см. Алтайский героический эпос). Возвышенность стиля, монументальность образов и весь спектр поэтич. приемов, соответствующих героико-эпич. содержанию этих произведений, образуют жанровые признаки эпоса. Сказки подразделяются на мифол., о животных, волшеб., новеллистич., бытовые. Их герои (сугубо алт.: Башпарак, Шестиглазая Карагыс, Ырысту, Золотой Каньпук, лгёй-Багай и др.) наделяются неординар. способностями. Алт. сказки соотносятся с междунар. сюжетами, к-рые своеобразно реализуются внутри собственно алт. сказоч. традиции. Несказоч. проза включает мифы – самые древ. прозаич. фольклор. произведения; предания (кеп-куучын), повествующие о камах (шаманах) и героях (Шуну, Мырат-Бий, Солтон, Ирбизек, Калдан-Каан (Галдан-Церен) и др.); рассказы о народ. целителях и др. Внутрижанровые разновидности мифов: этиологические – о происхождении животных; солярные – о возникновении небесных светил; топонимич. – объясняющие геогр. названия. Этиол. мифы очень тесно связаны со сказками, поэтому в алт. фольклористике выделяется особый жанр – мифы-сказки. Распространены устные рассказы, к-рые сродни рус. быличкам о сверхъестеств. явлениях, потусторон. мире с установкой на их непременную достоверность. Они имеют нац.-регион. специфич. черты, проявляющиеся в языке повествования, мест действий, именах и характеристиках персонажей. Песни (юж.-алт. «кожон», сев.-алт. «сарын») отличаются многообразием внутрижанр. разновидностей, определяющими признаками к-рых являются форма, манера исполнения, функцион. особенности. Они могут быть короткими и длинными (см. Алтайская музыкальная культура). Обряд. фольклор во мн. перекликается с обряд. поэзией соседствующих с алтайцами тюрков Сибири и монголов. Благопожелания (алкыш) – формульно-поэтич. тексты, предназначенные для обращения к божествам, духам с просьбой о ниспослании блага и отвращения зла и исполняющиеся в системе ритуалов, направленных на их задабривание. Противоположность алкыша – проклятие (каргыш). Те и др. имеют структуру лаконич. и отточенных формульных стихов с начальной и конечной рифмой. А. ф. богат краткими рассказами шуточного содержания (шоктомдор или шоктом куучындар), типологически соответствующими рус. анекдотам; среди них есть и прямые заимствования из рус. фольклора. Загадки (табышкак; диал. табыскак, таптыргыш, таптыргыч, табыжак) функционируют в игровой системе. В А. ф. широко представлены пословицы и поговорки (кеп сёстёр, укаа сёстёр) – сжатые до предела (по форме и значению) формульно-поэтич. изречения с обязат. поучит. смыслом. Меткие слова (чечен сёстёр), использующиеся в словесных состязаниях во время свадеб, празднеств и т. д., как жанр фольклора выделились из этнобытового контекста и существуют самостоятельно. К их разряду относятся и «слова-дразнилки», т. е. слова, к-рыми высмеивают человеч. пороки. К дет. фольклору относятся соревноват. и ритуально-сценич. игры, колыбел. песни, потешки, пестушки, скороговорки, дразнилки, различного рода считалки, развивающие дет. память, логику, и т. д.

Исследователи и собиратели А. ф.: В.В. Радлов, В.И. Вербицкий, А.В. Анохин, Н.А. Баскаков, Л.П. Потапов, С.С. Суразаков, З.С. Казагачева, Т.М. Садалова и др.

Лит.: Баскаков Н.А. Алтайский фольклор и литература. Горно-Алтайск, 1943; Тюхтенев Т.С. Алтайские народные песни. Горно-Алтайск, 1972; Суразаков С.С. Алтайский фольклор. ГорноАлтайск, 1975; Каташ С.С. Мифы и легенды Горного Алтая. ГорноАлтайск, 1978; Ямаева Е.Е. Алтайская духовная культура: Миф. Эпос. Ритуал. Горно-Алтайск, 1998; Алтайские народные сказки. Новосибирск, 2002; Чочкина М.П. Алтайский детский фольклор. Горно-Алтайск, 2003.

М.А. Демчинова

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты